Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "ТЕХНОЛОГИИ ДОСТУПА" на действия Заказчика Министерства здравоохранения Саратовской области и Уполномоченного учреждения ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении запроса котировок в электронной форме N 0860200000824005734 "Выполнение работ по установке и адаптации программы для ЭВМ, обеспечивающую расширение функциональных возможностей "Единой службы оперативной помощи гражданам по номеру 122 на территории Саратовской области" в части функций речевого управления потоками пациентов и с последующей интеграцией с Региональной государственной информационной системы здравоохранения Саратовской области",
УСТАНОВИЛА:
04.07.2024 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "ТЕХНОЛОГИИ ДОСТУПА" на действия Заказчика Министерства здравоохранения Саратовской области и Уполномоченного учреждения ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении запроса котировок в электронной форме N 0860200000824005734 "Выполнение работ по установке и адаптации программы для ЭВМ, обеспечивающую расширение функциональных возможностей "Единой службы оперативной помощи гражданам по номеру 122 на территории Саратовской области" в части функций речевого управления потоками пациентов и с последующей интеграцией с Региональной государственной информационной системы здравоохранения Саратовской области" (далее - Запрос котировок).
Из жалобы Заявителя следует, что заказчиком в описании объекта закупки не соответствует положениям статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представители Заявителя, участвующие в рассмотрении жалобы, доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Представители Заказчика и Уполномоченного учреждения, присутствующие на рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласны, считают жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
28.06.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Запроса котировок.
Заказчиком по данному Запросу котировок является Министерство здравоохранения Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 000 000,00 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно извещению, объектом закупки является выполнение работ по установке и адаптации программы для ЭВМ, обеспечивающую расширение функциональных возможностей "Единой службы оперативной помощи гражданам по номеру 122 на территории Саратовской области" в части функций речевого управления потоками пациентов и с последующей интеграцией с Региональной государственной информационной системы здравоохранения Саратовской области.
В приложении N1 "Описание объекта закупки" к Извещению (далее-Описание объекта закупки) Заказчиком указано:
"3. Характеристики объекта автоматизации
Медицинская информационная система Региональной информационной системы здравоохранения Саратовской области (РГИСЗ СО) внедрена в Саратовской области на базе про-граммы для ЭВМ "БАРС.Здравоохранение-МИС" (торговое наименование используется без слов "или эквивалент" в связи с необходимостью обеспечения взаимодействия с имеющимся программным обеспечением, т.к. Заказчик уже обладает правами использования данного программного продукта на праве простой (неисключительной) лицензии на основании Государственного контракта N 0160200005712000468-0026882-01 от 19.10.2012) (программа для ЭВМ "БАРС.Здравоохранение-МИС", разработчиком и правообладателем которого является АО "БАРС Груп". Программное обеспечение "БАРС.ЗдравоохранениеМИС" имеет Свидетельство Роспатент N 2023669681 от 19.09.2023, реестровый номер российского программного обеспечения N823).
Для достижения заявленной цели по данному ТЗ необходимо предоставить Заказчику право использования (в соответствии с разделом 8 данного ТЗ) Программы, расширяющей функциональные возможности "Единой службы оперативной помощи гражданам по номеру 122 на территории Саратовской области" (далее - Система) в части функций речевого управления потоками пациентов и взаимодействия с Медицинской информационной системой РГИСЗСО (далее МИС РГИСЗ СО), провести ее установку и адаптацию. Для выполнения работ по настоящему Техническому заданию Подрядчик должен обеспечить полную совместимость результатов работ с программным обеспечением и аппаратными средствами, уже используемыми Заказчиком.
Для выполнения работ по настоящему Техническому заданию Подрядчик обязан обладать правами на модификацию (модернизацию) вышеуказанного программного обеспечения и предоставить документальное подтверждение наличия соответствующих прав в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в течение 5 (Пяти) рабочих дней с даты заключения
Государственного контракта. Исполнение указанного требования является существенным условием.
При выполнении работ по настоящему Техническому заданию не допускается замена Программного обеспечения, перечисленного в разделе 3.
Заказчик предоставляет доступ к Системе только после предоставления Подрядчиком вышеуказанного подтверждения".
Также в разделе 8 Описания объекта закупки Заказчиком указано:
"По данному ТЗ Заказчик не обеспечивает Подрядчика необходимыми правами на объекты интеллектуальной собственности. Подрядчик гарантирует не нарушение авторских, исключительных и иных прав на объекты интеллектуальной собственности третьих лиц.
Подрядчик должен обладать необходимыми для исполнения контракта правами на программное обеспечение (правами на доработку или модификацию или переработку), поименованное в разделе 3 ТЗ. В случае, если к Государственному заказчику по вине Подрядчика будут предъявлены претензии в этой части и/или иски третьих лиц, связанные с нарушением их исключительных прав, то Подрядчик принимает на себя такие претензии и иски и возмещает Государственному заказчику все расходы и весь ущерб, понесенный в связи с ними. Отсутствие у Подрядчика прав, или не предоставление Заказчику надлежащего подтверждения наличия соответствующих прав является основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения государственного контракта".
В приведенных выше пунктах указано о двух Системах:
· Медицинская информационная система Региональной информационной системы здравоохранения Саратовской области (РГИСЗ СО), построенная на базе программного обеспечения "БАРС.Здравоохранение-МИС", разработчиком и правообладателем которого является АО "БАРС Групп"
· "Единая служба оперативной помощи гражданам по номеру 122 на территории Саратовской области", построенная на базе Прикладного программного обеспечения "Приложение оператора Системы 112" (Запись в реестре российского программного обеспечения N 13259 от 11.04.2022), разработчиком которого является ООО "ИТ КОД".
Согласно доводу жалобы, Заказчиком необоснованно установлены требования к наличию у Исполнителя прав на программное обеспечение (правами на доработку или модификацию или переработку), поименованное в разделе 3 ТЗ (в разделе 3 ТЗ поименовано только одно программное обеспечение -БАРС.ЗдравоохранениеМИС"). Обеспечение взаимодействия и совместимости никак не связаны с наличием или отсутствием у потенциального исполнителя исключительных/неисключительных прав на указанное решение.
Согласно пояснениям представителей Заказчика, Министерством здравоохранения проводится закупка в рамках национального проекта создание цифрового контура. Для этих целей реализуется задача на выполнению работ по установке и адаптации программы для ЭВМ, обеспечивающую расширение функциональных возможностей "Единой службы оперативной помощи гражданам по номеру 122 на территории Саратовской области" в части функций речевого управления потоками пациентов - это первая часть задачи которую выполняет заказчик для совершенствования РЕГИС и вторая часть задачи изложена также в наименовании объекта закупки это последующая интеграция всех функций службы 122 с Региональной государственной информационной системы здравоохранения Саратовской области.
По мнению Заказчика, Исполнитель обязан сделать взаимодействие (интеграцию) с МИС РГИСЗ СО, программа является итогом исполнения контракта.
Комиссией Саратовского УФАС России установлено следующее.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на включение в описания закупки требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно Письму Минфина России от 25.02.2020 N 24-01-08/13358 описание объекта закупки должно позволять участникам закупки однозначно определить потребности заказчика, чтобы представить надлежащее предложение в отношении объекта закупки.
Описание выполняемых работ связано с расширением функционала имеющейся у Заказчика системы - "Единая служба оперативной помощи гражданам по номеру 122 на территории Саратовской области".
На рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что для выполнения работ по данной закупке необходимо модернизировать программное обеспечение "БАРС.Здравоохранение-МИС", без внесения изменений в данный продукт интеграция двух программ будет невозможна.
Однако из содержания разделов 8 и 3 Описания объекта закупки не представляется возможным установить, требуется ли наличие у исполнителя прав на доработку или модификацию или переработку решения, на базе которого создана указанная Система (решение компании ООО "ИТ КОД" Прикладное программное обеспечение "Приложение оператора Системы 112").
Также в Извещении о проведении Запроса котировок не указано о необходимости внесения изменений в ПО "БАРС.Здравоохранение-МИС".
АО "БАРС Групп" является третьим лицом относительно сторон контракта, возложение на Исполнителя требований обладать правами на программное обеспечение (правами на доработку или модификацию или переработку), поименованное в разделе 3 технического задания (а именно ПО "БАРС.Здравоохранение-МИС") нарушает требования п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исходя из вышеизложенного, Заказчиком допущено нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что содержит в себе признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, довод жалобы признан обоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ТЕХНОЛОГИИ ДОСТУПА" на действия Заказчика Министерства здравоохранения Саратовской области и Уполномоченного учреждения ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении запроса котировок в электронной форме N 0860200000824005734 "Выполнение работ по установке и адаптации программы для ЭВМ, обеспечивающую расширение функциональных возможностей "Единой службы оперативной помощи гражданам по номеру 122 на территории Саратовской области" в части функций речевого управления потоками пациентов и с последующей интеграцией с Региональной государственной информационной системы здравоохранения Саратовской области" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика Министерства здравоохранения Саратовской области нарушение п.1 ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с ранее выданным по решению Саратовского УФАС России от 11.07.2024 N 064/06/33-965/2024.
4. Материалы жалобы соответствующему должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать в связи с передачей по решению Саратовского УФАС России от 11.07.2024 N 064/06/33-965/2024.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 11 июля 2024 г. N 064/06/33-970/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2024