Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "СОЛЯРИС ТЕХНОЛОДЖИС" на действия МКУ "Капитальное строительство" при проведении запроса котировок в электронной форме N 0360300298224000141 "Поставка технологического оборудования для оснащения объекта капитального строительства: "Школа на 825 мест по ул. Ипподромная в Ленинском районе г. Саратова",
УСТАНОВИЛА:
09.07.2024 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "СОЛЯРИС ТЕХНОЛОДЖИС" на действия МКУ "Капитальное строительство" при проведении запроса котировок в электронной форме N 0360300298224000141 "Поставка технологического оборудования для оснащения объекта капитального строительства: "Школа на 825 мест по ул. Ипподромная в Ленинском районе г. Саратова" (далее - Запроса котировок).
Из жалобы Заявителя следует, что по совокупности параметров, установленных Заказчиком в описании объекта закупки, соответствует товар только одного производителя, что влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Представитель Заявителя, присутствующий при рассмотрении жалобы, доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме.
Представитель Заказчика, присутствующий на рассмотрении жалобы, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
03.07.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Запроса котировок.
Заказчиком по данному Запросу котировок является МКУ "Капитальное строительство".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 335 536,93 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки
(при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла п. 1 ч.1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Согласно извещению, объектом закупки является поставка технологического оборудования для оснащения объекта капитального строительства: "Школа на 825 мест по ул. Ипподромная в Ленинском районе г. Саратова".
Заказчиком установлено ОКПД2 26.20.15.150 "Автоматизированное рабочее место".
В приложении N1 "Описание объекта закупки" к Извещению установлены функциональные, технические характеристики к поставляемому товару (далееОписание объекта закупки), в частности:
"Системный блок: Длина корпуса < 400 Миллиметр;
Системный блок: Возможность блокировки кнопки включения системного блока Да;
Системный блок: Наличие в составе поставляемых персональных компьютеров встроенного системного ПО из Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (Встроенные системные программы: BIOS, UEFI и иные встроенные системные программы) (https://reestr.digital.gov.ru/reestr/) Соответствие методическим рекомендациям по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием;
Монитор, подключаемый к компьютеру: Блок питания Встроенный; Монитор, подключаемый к компьютеру: Контрастность 4000:1".
Из жалобы Заявителя следует, что установление вышеуказанных характеристик в описании объекта закупки свидетельствует об ограничении круга участников закупки, так как под данные требования подходит исключительно один производитель - ООО "ДЕЛОВОЙ ОФИС" (производитель под торговой маркой iRU).
Согласно пояснениям Заказчика, в отношении характеристики системного блока "Длина корпуса < 400": Вариантов корпусов на рынке тысячи, и производитель ПК может собрать системный блок на любом по размеру корпусе. В реестр запись вносится информация о его производителе, модели и марки ПК, а не его характеристики. Характеристики могут быть любые. В ТЗ нет прямого указания на производителя, марку или модель ПК.
Относительно характеристики "Системный блок: Возможность блокировки кнопки включения системного блока": возможность блокировки кнопки включения системного блока - это механическая защищенная (ключ) блокировка, препятствующая несанкционированному включению компьютера, путем прерывания электрического соединения кнопки включения компьютера и блока питания. Устанавливается сборщиком ПК в системный блок как отдельный комплектующий элемент, свободно продается. Также на свободном рынке присутствует корпус системного блока уже с встроенной такой защитой с завода производителя, моделей таких корпусов в продаже множество.
Относительно характеристики "Системный блок: Наличие в составе поставляемых персональных компьютеров встроенного системного ПО из Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (Встроенные системные программы: BIOS, UEFI и иные встроенные системные программы) (https://reestr.digital.gov.ru/reestr/). Соответствие методическим рекомендациям по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием": Все персональные компьютеры из Единого реестра российской радиоэлектронной продукции (ПП РФ 878) должны быть оснащены оболочками BIOS, UEFI включенными в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Иным образом системный блок не будет внесен в реестр Минпромторга. Никаких ограничений ТЗ указанным обстоятельством не установлено, любой ПК из реестра будет иметь BIOS, UEFI из реестра российских программ. Если бы в Т3 был указан номер системной платы (он уникальный), на которой установлен BIOS, то это было бы ограничением.
Относительно характеристик "Монитор, подключаемый к компьютеру: Блок питания Встроенный Монитор, подключаемый к компьютеру: Контрастность 4000:1": встроенный блок питания и контрастность 4000:1 не уникальны. На свободном рынке в настоящее время мониторов из реестра Минпромторга несколько десятков (марки ICL,Сова, RDW, Гравитон, IRBIS, Aquarius, LightCom ,MO-HD, МОНИТОРУС, БЕШТАУ, РУСЛАН и др.), и они заявлены в Реестре только по размеру монитора. Остальные характеристики определяются сборщиками осуществляется оборудования по модельно либо сборка по запросу покупателя мониторов с нужными характеристиками.
Относительно указания на встроенный блок питания и контрастность, то на свободном рынке мониторов со встроенным блоком питания множество, а контрастность указанная в ТЗ не высокая, есть мониторы с более высокими характеристиками. Необходимый монитор возможно приобрести с указанными параметрами реализуются даже через розничные сети.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В силу ст. 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 и поддержанной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 18.12.2015 N 306-КГ15-16795 и от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать обоснованным потребностям заказчика. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям торгов, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Согласно ч.1 ст. 12 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики).
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы.
Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьютеры, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки и удовлетворяющий потребности заказчика.
Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Исходя из вышеизложенного, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что на участие в закупке подано три заявки на участие в закупке, в составе заявок предложен товар следующих производителей:
1. ООО "БЕШТАУ ЭЛЕКТРОНИКС", товар "АРМ/ПЭВМ БЕШТАУ
PC1200/Q670-01, БЕРТ.466219.011-007", реестровый номер 10515805.
2. ООО "ЛАЙТКОМ", товар "Монитор LightCom V-Plus 24"
ПЦВТ.852859.400", реестровый номер 10520423, а также ООО "ДЕЛОВОЙ ОФИС", товар "Персональная электронная вычислительная машина торговой марки "iRU" Опал 61", реестровый номер 10509142.
3. ООО "РДВ ТЕХНОЛОДЖИ", товар "Автоматизированное рабочее место (АРМ) RDW Hit 23GA-06", реестровый номер 10487212.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.07.2024 NИЗК1 все заявки допущены и признаны соответствующими извещению.
Заявитель не участвовал в закупке, им не предоставлено каких-либо доказательств относительно невозможности закупить товар необходимый заказчику, а также несоответствия указанных производителей требованиям Извещения о проведении Запроса котировок.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "СОЛЯРИС ТЕХНОЛОДЖИС" на действия МКУ "Капитальное строительство" при проведении запроса котировок в электронной форме N 0360300298224000141 "Поставка технологического оборудования для оснащения объекта капитального строительства: "Школа на 825 мест по ул. Ипподромная в Ленинском районе г. Саратова" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 16 июля 2024 г. N 064/06/33-975/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2024