Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Дадажанова Е.Е. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
с участием представителей:
заказчика - ГКУ НСО "Новосибоблфарм": - (по доверенности), - (по доверенности),
уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "УКСис": - (по доверенности), - (по доверенности),
в отсутствие представителей подателя жалобы - ООО "Медпромтех", уведомлено надлежащим образом,
рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО "Медпромтех" на действия заказчика - ГКУ НСО "Новосибоблфарм" при проведении электронного аукциона N 0851200000624004678 на поставку медицинских изделий: комплект изделий чрескожного мониторинга уровня глюкозы в интерстициальной жидкости, электрохимический метод, начальная (максимальная) цена контракта 16 016 000,00 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "Медпромтех" с жалобой на действия заказчика - ГКУ НСО "Новосибоблфарм" при проведении электронного аукциона N 0851200000624004678 на поставку медицинских изделий: комплект изделий чрескожного мониторинга уровня глюкозы в интерстициальной жидкости, электрохимический метод.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколами, составленными при проведении закупки:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 02.07.2024 г.;
2) дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 10.07.2024 г.;
3) на участие в закупке подано 3 заявки;
4) дата рассмотрения заявок на участие в аукционе - 12.07.2024 г.;
5) в результате рассмотрения заявок на участие в закупке 3 заявки были признаны соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона.
Суть жалобы ООО "Медпромтех" заключается в следующем.
В описании объекта закупки установлен показатель для определения соответствия - количество игольчатых электродов, работа которого основана на использовании электрохимических методов для конвертирования уровня глюкозы в электрический сигнал - 1 штуки.
При описании объекта закупки заказчик применил позицию КТРУ - 26.60.12.129-00000253 "комплект изделий чрескожного мониторинга уровня глюкозы в интерстициальной жидкости, электрохимический метод" и ОКПД 2 - 32.50.50.190 "изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки".
Для указанной позиции КТРУ предусмотрены следующие характеристики:
- возможность установки системы детям от 2 лет - да/нет;
- интеграция со смартфоном - да/нет;
- приемник в комплекте (да/нет);
- срок, на который рассчитана поставляемая комплектность системы.
Кроме того, в данной позиции КТРУ указана справочная информация о коде ОКПД 2 - 26.60.12.129 "Приборы и аппараты для функциональной диагностики прочие, применяемые в медицинских целях, не включенные в другие группировки".
Вместе с тем, товары по указанному коду ОКПД 2 содержатся в п. 107 Перечня радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878).
На основании изложенного, по мнению подателя жалобы, товар "Комплект изделий чрескожного мониторинга уровня глюкозы в интерстициальной жидкости, электрохимический метод" включен в перечень товаров радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, следовательно, в силу пп. "а" п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённых постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 или Правила) установление дополнительных характеристик товара, не предусмотренных позицией КТРУ, невозможно.
ГКУ НСО "Новосибоблфарм" в возражениях на жалобу ООО "Медпромтех" пояснило, что извещение о проведении электронного аукциона сформировано в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также сообщило следующее.
Проведенный заказчиком мониторинг производителей изделий чрескожного мониторинга уровня глюкозы, зарегистрированных на территории Российской Федерации показал, что производители регистрируют свою продукцию с кодами ОКПД 2 32.50.50.190 и 26.60.12.129.
Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) не предусмотрено каких-либо императивных требований по выбору конкретного кода ОКПД 2. Заказчик самостоятельно определяет код ОКПД 2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующим кодам и наименованиям позиций ОКПД 2, как наиболее подходящим с учетом специфики закупки, что подтверждается позицией ФАС России, изложенной в письме от 13.03.2019 N ИА/19176/19.
На основании изложенного, заказчик установил в извещении о проведении закупки код ОКПД 2 - 32.50.50.190 из содержащихся в позиции КТРУ - 26.60.12.129-00000253 перечня. Таким образом, заказчик считает, что выбранный код ОКПД 2 - 32.50.50.190, с учетом потребности заказчика, не противоречит требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе.
Изучив представленные материалы и доводы представителей сторон по жалобе ООО "Медпромтех", Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.
Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что заказчику к поставке необходим комплект изделий чрескожного мониторинга уровня глюкозы в интерстициальной жидкости (позиция КТРУ - 26.60.12.129-00000253, код ОКПД 2 - 32.50.50.190 "Приборы и аппараты для функциональной диагностики прочие, применяемые в медицинских целях, не включенные в другие группировки").
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе ЕИС содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с п. 3 Правил заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с п. 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. N 145.
Согласно п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию включенную в соответствующую позицию.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с данной частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что товар по указанному коду ОКПД 2 отсутствует в перечне радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 г. N 878.
На основании изложенного, в рамках данного электронного аукциона положения постановления Правительства РФ от 10.07.2019 г. N 878, а также постановлениея Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 не применимы. Довод жалобы не нашёл своего подтверждения.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий единой комиссии при рассмотрении заявок, выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной систем заказчик при формировании описания объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с подпунктом "а" п.5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе, функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства N878.
Согласно п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 данных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчиком в описании объекта закупки указаны дополнительные характеристики, не предусмотренные примененной позицией КТРУ - 26.60.12.129-00000253 "комплект изделий чрескожного мониторинга уровня глюкозы в интерстициальной жидкости, электрохимический метод". Заказчиком в описании объекта предусмотрено обоснование необходимости указания дополнительных характеристик - дополнительные требования в отношении функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара включены на основании п. 5, п. 6 Правил и обусловлены потребностями заказчика в части технических и качественных характеристик объекта закупки, являющихся значимыми в целях оказания квалифицированной медицинской помощи, необходимостью обеспечения получения достоверного результата при оптимальных условиях в определенный срок.
Вместе с тем, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что указанное обоснование не является объективным и не отражает потребности заказчика в данных дополнительных характеристиках. При этом, на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представитель заказчика сообщил, что дополнительные характеристики товара указаны заказчиком на основании иных обстоятельств, которые не были указаны в описании объекта закупки. Таким образом, заказчиком допущено нарушение положений п. 6 Правил, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 31 дополнительных требований к операторам электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 656 "О требованиях к операторам электронных площадок_" при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, предусмотренного п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки формируются наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки в соответствии с п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п.1 ч.1 ст.75 Закона о контрактной системе, соответственно. Такие характеристики размещаются оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте единой информационной системы) одновременно с размещением протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что описание объекта закупки, сформированное заказчиком в структурированном виде, содержит требования к значению характеристик, которые выражены в диапазонах значений (например, "максимальный срок службы датчика с момента начала эксплуатации, день - 14), при этом, инструкцией по заполнению заявки предусмотрено, что значение характеристики не может изменяться участником закупки.
На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представитель заказчика сообщил, что в отношении данных характеристик заказчику требуются конкретные значения.
Кроме того, в описании объекта закупки содержится характеристика товара - количество игольчатых электродов, работа которого основана на использовании электрохимических методов для конвертирования уровня глюкозы в электрический сигнал - 1. При этом, на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представитель заказчика сообщил, что закупаемое изделие медицинского назначения не может функционировать при отсутствии игольчатых электродов. Таким образом, заказчиком в описании объекта указана безальтернативная характеристика товара, в отсутствие обоснования установления такой характеристики.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная данным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что в описании объекта закупки содержится характеристика товара - возможность установки системы детям от 2 лет - нет. При этом, на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представитель заказчика сообщил, что закупаемое медицинское изделие предназначено для применения у детей от 4 до 17 лет. Вместе с тем, извещением о проведении электронного аукциона предусмотрена возможность предложения к поставке товара, предназначенного для детей до 2 (двух) лет.
На основании изложенного, заказчиком допущены нарушения положений ч. 3 ст. 7, п.1 ч.1 ст.33 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п. 2 ч. 22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медпромтех" на действия заказчика - ГКУ НСО "Новосибоблфарм" при проведении электронного аукциона N 0851200000624004678 на поставку медицинских изделий: комплект изделий чрескожного мониторинга уровня глюкозы в интерстициальной жидкости, электрохимический метод необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим ч. 3 ст. 7, п.1 ч.1 ст.33 и ч. 2 ст. 33, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе и п. 6 Правил.
3. Выдать заказчику и уполномоченному учреждению предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии И.В. Костин
Е.Е. Дадажанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 15 июля 2024 г. N 054/06/23-1793/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2024