Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Дадажанова Е.Е. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
с участием представителя заказчика - Арбитражного суда Алтайского края: - (по доверенности),
в отсутствие представителей подателя жалобы - ООО "Компания системные решения", уведомлено надлежащим образом,
рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО "Компания системные решения" на действия аукционной комиссии заказчика - Арбитражного суда Алтайского края при проведении электронного аукциона N 0117100015024000037 на поставку сервера, начальная (максимальная) цена контракта 1 160 500,00 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "Компания системные решения" с жалобой на действия аукционной комиссии заказчика - Арбитражного суда Алтайского края при проведении электронного аукциона N 0117100015024000037 на поставку сервера.
В соответствии с извещением о проведении закупки N 0117100015024000037, протоколами, составленными при проведении закупки:
1) извещение размещено в ЕИС 27.06.2024 г.;
2) дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 05.07.2024 г.;
3) на участие в закупке подано 2 заявки;
4) дата рассмотрения заявок на участие в закупке - 05.07.2024 г.;
5) в результате рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 1 заявка была признана соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона.
Суть жалобы ООО "Компания системные решения" заключается в следующем.
ООО "Компания Системные Решения" подало заявку на участие в электронном аукционе с предложением товара - сервер "HN-ZX400", реестровый номер в реестре радиоэлектронной продукции - 2594\2\2023.
Вместе с тем, в соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 05.07.2024 г. заявка подателя жалобы была отклонена аукционной комиссией заказчика на основании п. 4 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). В обоснование принятого решения аукционная комиссия заказчика указала, что в составе заявки на участие в закупке отсутствует номер реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза.
Заказчик - Арбитражный суд Алтайского края в возражениях на жалобу ООО "Компания системные решения" в полном объеме поддержал основание отклонения заявки ООО "Компания системные решения" указанное в протоколе подведения итогов закупки, а также сообщил следующее.
Участник закупки с идентификационным номером заявки 221 в структурированной форме заявке указал торговую марку сервера "HN-ZX400", а также реестровый номер из реестра радиоэлектронной продукции - 2594\2\2023. Страна происхождения - Российская Федерация. Иной информации представлено не было.
Участник закупки с идентификационным номером 240 в структурированной форме заявки указал торговую марку сервера "Пантера-12", реестровый номер из реестра радиоэлектронной продукции - 10490479. Страна происхождения: Российская Федерация.
Используя функционал торговой площадки, аукционной комиссией заказчика был осуществлен переход по представленным реестровым номерам участников закупки в единый реестр российской радиоэлектронной продукции. Реестровый номер 2594\2\2023 в едином реестре российской радиоэлектронной продукции не отобразился, при внесении этого номера в поисковую строку, данных комиссией о предлагаемом к поставке участником сервере "HN-ZX400" и стране происхождения товара получено не было.
Изучив представленные материалы и доводы представителей сторон по жалобе ООО "Компания системные решения", Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с данной частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 данной статьи.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 10.07.2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 10.07.2019 г. N 878) при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением установленного пунктом 3(1) данного постановления случая, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Закона о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Согласно п. 3(2) постановления Правительства РФ от 10.07.2019 г. N 878 за исключением случаев, установленных данным постановлением, подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является наличие сведений о такой продукции в реестре российской радиоэлектронной продукции или евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров).
В соответствии с п. 3(3) постановления Правительства РФ от 10.07.2019 г. N 878 для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным пунктом 3(2) данного постановления, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров, а для целей подтверждения первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведения о первом уровне радиоэлектронной продукции.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, в том числе, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 ст. 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если данным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в заявке подателя жалобы содержались сведения о номере реестровой записи из реестра российской радиоэлектронной продукции - 2594\2\2023.
При проверке представленной информации в едином реестре российской радиоэлектронной продукции было установлено, что продукция по номеру 2594\2\2023 включена в данный реестр. Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 г. N 878 не содержит каких-либо алгоритмов поиска информации в реестре российской радиоэлектронной продукции. Поиск осуществляется самостоятельно.
В соответствии с пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 ч. 12 ст. 48 данного Федерального закона;
В соответствии с п. 4 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 данного Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п.5 ч.1 ст.43 данного Федерального закона).
Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заявка подателя жалобы на участие в закупке не подлежала отклонению аукционной комиссией заказчика, поскольку в составе заявки ООО "Компания Системные Решения" были представлены сведения в соответствии с п. 3(3) постановления Правительства РФ от 10.07.2019 г. N 878.
На основании изложенного, довод жалобы нашел своё подтверждение.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного открытого конкурса в электронной форме, а также действий единой комиссии при рассмотрении заявок, выявлено следующее нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. (далее - постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236).
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с п.п. "а" и "б" п. 2(1) постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 для целей применения п. 2 данного постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения, в том числе, следующих контрактных обязательств:
- поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
- поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.
Кроме того, согласно разъяснений, изложенных в письмах Минцифры России от 15.12.2022 N П11-2-05-106-94501 и ФАС России от 30.12.2022 N ПИ/118987/22, если в извещении или документации о закупке предусмотрена необходимость установки программного обеспечения или передачи прав на такое встроенное программное обеспечение вследствие выполнения контрактных обязательств, то запрет на допуск иностранного программного обеспечения распространяется на такую закупку. В случае отсутствия в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных аналога, соответствующего тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение планируемое к закупке, то заказчику в соответствии с пунктом 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 г. N 1236, необходимо подготовить обоснование.
В соответствии с письмом Минцифры России от 28.04.2023 N П11-1-03-200-32027 отмечается, что запрет на допуск иностранного ПО применяется в отношении всех классов программного обеспечения, предусмотренных классификатором программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденным приказом Минцифры России от 22.09.2020 N 486. Исключений для случаев приобретения заказчиком техники со встроенным программным обеспечением не установлено.
В извещении о проведении закупки N 0117100015024000037 указано, что заказчиком приобретается сервер.
Вместе с тем, в описании объекта закупки заказчиком установлено следующее.
В поставку товара должен входить комплект программного обеспечения для развертывания узла управления оборудованием.
Кроме того, в описании объекта закупки установлены характеристики данного программного обеспечения, которое должно обеспечивать:
- создание реестра серверного оборудования, доступного для защищенного удаленного управления и мониторинга;
- создание списков доступного оборудования через внешние подключения;
- ведение журналов действий администраторов в рабочем месте;
- предоставление графического рабочего места.
Более того, заказчиком в описании объекта закупки установлено требование о передаче данного программного обеспечения на материальном носителе информации - в комплект поставки товара должен входить CD/DVD носитель и инсталляционным комплектом узла управления и инструкции по эксплуатации на русском языке.
В комплект поставки каждого сервера на CD/DVD носителе должно входить Android-совместимое приложение, обеспечивающее:
- шифрование сетевого трафика при взаимодействии с узлом управления;
- создание групп, регистрацию серверов в группах (параметры BMC-подключения), тестирование доступности ВМС интерфейсов серверов;
- подключение к серверам с возможностью удаленного включения-выключения, получения состояния системных показателей (сенсоров), доступ в KVM с отображением на экране виртуальной клавиатуры, доступ к журналу событий BMC, доступ к журналу системных событий BMC;
- сохранение конфигурации на устройстве;
- импорт и экспорт конфигураций;
- персональный пароль запуска приложения на мобильном устройстве.
Вместе с тем, в нарушение пунктов 2 и 2(1) постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236, заказчиком в извещении о проведении закупки не установлен запрет, предусмотренный данным постановлением.
Кроме того, на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представитель заказчика признал нарушение положений постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п. 2 ч. 22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Компания системные решения" на действия аукционной комиссии заказчика - Арбитражного суда Алтайского края при проведении электронного аукциона N 0117100015024000037 на поставку сервера обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе и пункты 2 и 2(1) постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236.
3. Признать аукционную комиссию заказчика нарушившей ч. 3 ст. 14 и п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии И.В. Костин
Е.Е. Дадажанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 16 июля 2024 г. N 054/06/14-1803/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2024