Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: С.А. Евстратова,
Члены Комиссии: А.А. Вертий, А.С. Вишнякова, рассмотрев дело N061/06/42-2401/2024 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N0358100011624000432 "Поставка изделий медицинского назначения (лот 73.2) для СМП и СОНО." (далее - аукцион) норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) при участии представителя Заказчика - Карташовой Т.В. (доверенность от 18.01.2022 N06), представителя Заявителя - Харченко Е.Ю. (доверенность от 08.07.2024 Nб/н),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при разработке извещения о проведении закупки. Заказчик в возражениях на жалобу:
- отрицал нарушения Закона в действиях Заказчика;
- указал причины формирования спорных положений извещения о проведении закупки;
- представил пояснения по доводу жалобы.
В соответствии с ч.ч.1,3 ст.99 Закона, в ходе рассмотрения дела установлено следующее. Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 01.07.2024 размещено извещение о проведении закупки N0358100011624000432, согласно которому: 2024-14173 -установлены дата и время окончания подачи заявок - 09.07.2024 09:30 (МСК);
-начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 1 203 967,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.07.2024 NИЭА1, на участие в закупке подана 1 заявка, признанная аукционной комиссией соответствующей требованиям извещения.
1. По мнению Заявителя, при описании объекта закупки Заказчик в нарушение норм Закона использовал нестандартные характеристики, не обосновав при этом необходимость их применения.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, предусмотренными Правилами.
На основании п. 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. Заказчик использовал при формировании извещения позиции КТРУ 32.50.50.000-00001067, 32.50.50.000-00000665, которые содержат в своем составе обязательные для применения характеристики. Следовательно, при описании объекта закупки Заказчик обязан руководствоваться п.п. 4, 5 Правил. Оспариваемыми характеристиками являются следующие: Тип исполнения исключает излитие материала при полнозаходная транспортировке, перемешивании и центрифугировании. винтовая Конструкция пробки обеспечивает возможность многократного Исполнение резьба на открывания и закрывания пробирки без аэрозольного эффекта, крышке и предотвращая риск контаминации, уменьшает риск заражения пробирке персонала гемоконтактными инфекциями Диаметр 6 миллиметр Углубление увеличенного диаметра исключает повреждение 2024-14173 дистальной части двусторонней иглы, иглы-бабочки для взятия углубления крови, иглы адаптера при переносе крови из иных ёмкостей пробки (шприцы, катетеры центральные и периферические), иглы пробозаборника автоматического анализатора. Пункт 6 Правил не устанавливает требования к форме и содержанию обоснования необходимости использования дополнительных характеристик, в связи с чем оно составляется Заказчиком самостоятельно. При этом, такое обоснование должно позволять определить необходимость использования каждой дополнительно установленной характеристики, поскольку подлежит составлению именно для этого. Как следует из вышеприведенной таблицы, Заказчиком в описание объекта закупки включено обоснование необходимости использования дополнительных характеристик, позволяющее определить их функциональное, качественное назначение.
В силу изложенного, довод жалобы не нашел своего подтверждения.
2. В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Частью 2 ст. 33 Закона установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Заказчиком установлено требование к исполнению пробирки вакуумной - полнозаходная винтовая резьба на крышке и пробирке. В письме ФАС России от 17.06.2015 N ИА/29987/15 изложена следующая правовая позиция: "Вакуумные системы забора крови состоят из нескольких элементов, а именно: вакуумный контейнер (одноразовая пробирка с пробкой и крышкой), держатель и специальная игла. ФАС России обращает внимание, что согласно части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об охране здоровья граждан) на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении правил государственной регистрации медицинский изделий" в процессе государственной регистрации медицинского изделия подтверждается его качество, эффективность и безопасность. Зарегистрированное медицинское изделие отвечает установленным требованиям качества, эффективности, безопасности и может применяться по назначению.
Таким образом, наличие двойного цветового кодирования крышки (представляет собой непосредственно цвет самой крышки и идентификационного цветного кольца), наличие или отсутствие резьбового соединения крышки с пробиркой, а также размер крышки не влияют на качество, эффективность и безопасность применения вакуумных систем забора крови. 2024-14173 Таким образом, ФАС России обращает внимание, что при осуществлении закупок вакуумных систем забора крови недопустимо устанавливать требования о размере крышки пробирки, наличии или отсутствии резьбового соединения пробирки и крышки, двойной цветовой кодировке крышки пробирки.". Аналогичная позиция изложена в решении Арбитражного суда города Москвы от 29.12.2023 по делу NА40-148503/2023.
Таким образом, наличие либо отсутствие резьбового соединения крышки с пробиркой не влияет на качество применения медицинского изделия, но при этом указанная характеристика может повлечь за собой ограничение круга потенциальных участников закупки. Более того, исходя из описания, содержащегося в примененных Заказчиком позициях КТРУ, приобретаемые медицинские изделия снабжаются пробкой или заглушкой, что по своему существу воспрепятствует пролитию взятого материала при транспортировке, перемешивании и т.д. Комиссия отмечает, что на участие в закупке подана 1 заявка, снижение цены составило 0%, что свидетельствует об ограничении круга потенциальных участников закупки ввиду установления требования к характеристике, не являющейся клинически значимой.
На основании вышеизложенного, Заказчик признан нарушившим ч.2 ст.42 Закона. Довод жалобы признан обоснованным.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной 2. Признать Заказчика нарушившим ч. 2 ст. 42 Закона.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов, внесении изменений в извещение согласно нормам Закона и с учетом настоящего решения.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии С.А. Евстратова Члены комиссии: А.А. Вертий А.С. Вишнякова Исп.Вишнякова А.С. тел.(863) 240-86-88, вн.161-132 2024-14173
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 15 июля 2024 г. N 061/06/42-2401/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2024