Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: С.А. Евстратова,
Члены Комиссии: А.А. Вертий, А.С. Вишнякова, рассмотрев дело N061/06/42-2413/2024 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N0158300050024000033 "Обустройство территорий по объектам: Обустройство территории МБОУ Зубрилинская ООШ; Обустройство территории МБДОУ Нагибинский детский сад; Обустройство территории прилегающей к зданию МФЦ; Обустройство территории МБОУ Греково-Степановская СОШ; Обустройство территории МБОУ Кутейниковская ООШ" (далее - аукцион) норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) при участии представителя Заказчика - Левченко В.П. (доверенность от 11.07.2024 N103.1/5954), в отсутствие представителя Заявителя (уведомлен надлежащим образом, ходатайств не поступало),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при разработке извещения о проведении электронного аукциона. Заказчик в возражениях на жалобу (от 12.07.2024 N103.1/5979):
- отрицал нарушения Закона в действиях Заказчика; 2024-14259 - указал причины отсутствия в извещении о проведении аукциона дополнительных требований к участникам закупки;
- представил пояснения по доводам жалобы.
В соответствии с ч.ч.1,3 ст.99 Закона, в ходе рассмотрения дела установлено следующее. Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 02.07.2024 размещено извещение о проведении закупки N0158300050024000033, согласно которому:
-установлены дата и время окончания подачи заявок - 10.07.2024 09:00 (МСК);
-начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 5 932 657,93 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.07.2024 NИЭА1, на участие в закупке не подано ни одной заявки. Заявитель полагает, что Заказчик в нарушение норм Закона не включил в извещение о проведении аукциона дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с нормами Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Как определено п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта. Во исполнение приведенной нормы Закона Правительством принято Постановление от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В силу ч. 3 ст. 31 Закона, перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. 2024-14259 Позицией 9 раздела II приложения к Постановлению N 2571 предусмотрены дополнительные требования к участникам закупки в случае закупки работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории. Такими дополнительными требованиями является наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта). Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Пунктом 3 Постановления N 2571 установлено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей. Рассматриваемая закупка осуществляется для обеспечения муниципальных нужд, Н(М)ЦК составляет более 5 млн руб.
В силу п. 36 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ (далее - ГрК РФ) благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Согласно п. 38 ст. 1 ГрК РФ элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории. Как определено п. 1.3 Приказа Минстроя России от 29.12.2021 N 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" вопросы, регулируемые правилами благоустройства муниципального образования, определены статьей 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно- климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований. Частью 1 ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования. Пунктом 15 ч. 2 ст. 45.1 Закона N 131-ФЗ указано, что правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы праздничного оформления территории муниципального образования. 2024-14259 Так, решениями собраний депутатов сельских поселений, на территории которых необходимо выполнить обустройства объектов, утверждены:
- Правила благоустройства территории Алексеево-Лозовского сельского поселения, утверждены решением Собрания депутатов Алексеево-Лозовского сельского поселения N 55 от 30.10.2017 года;
- Правила благоустройства территории Зубрилинского сельского поселения, утверждены решением Собрания депутатов Зубрилинского сельского поселения N 47 от 28.02.2018 года;
- Правила благоустройства территории Кутейниковского сельского поселения, утверждены решением Собрания депутатов Кутейниковского сельского поселения N 59 от 15.12.2017 года;
- Правила благоустройства территории Нагибинского сельского поселения, утверждены решением Собрания депутатов Нагибинского сельского поселения N 56 от 30.10.2017 года;
- Правила благоустройства территории Чертковского сельского поселения, утверждены решением Собрания депутатов Чертковского сельского поселения N 49 от 30.10.2017 года. Разделом 2 вышеуказанных Правил благоустройства определено:
- Благоустройство территории - комплекс мероприятий по проектированию, размещению и содержанию элементов благоустройства, направленный на обеспечение безопасности, удобства и художественной выразительности среды обитания, осуществляемый с использованием средств пластической организации рельефа, покрытия поверхности земли, декоративного озеленения и обводнения, некапитальных сооружений, малых архитектурных форм, наружного освещения, визуальной информации, рекламы и иных средств. Сметами, размещенными в составе извещения, определены виды работ по устройству асфальтобетонных дорожек, установке бортовых камней и пр. Указанные объекты относятся к объектам благоустройства в соответствии с вышеуказанными правилами, а работы по их устройству - работами по благоустройству. Учитывая все вышеизложенное, работы, подлежащие выполнению в рамках исполнения контракта, относятся к благоустройству, и, исходя из п. 3 Постановления N 2571, Заказчику надлежало установить дополнительные требования к участникам закупки согласно позиции 9 раздела II приложения к Постановлению N 2571.
Отсутствие указанного требования в извещении о проведении аукциона свидетельствует о нарушении Заказчиком ч. 4 ст. 31 Закона. Жалоба признана обоснованной. В рамках проведения в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона внеплановой проверки Комиссией Ростовского УФАС России установлено следующее.
На основании ч. 2 ст. 42 Закона, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению; В силу п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки:
и) декларация о принадлежности участника закупки к учреждению или предприятию уголовно-исполнительной системы (если участник закупки является учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы);
к) декларация о принадлежности участника закупки к организации инвалидов, предусмотренной частью 2 статьи 29 настоящего Федерального закона (если участник закупки является такой организацией). В извещении об осуществлении закупки не установлены соответствующие преимущества для участников закупки. При этом, Заказчиком установлены следующие требования к содержанию и составу заявки: 2024-14259 "1.1.9.
Декларация о принадлежности участника закупки к учреждению или предприятию уголовно-исполнительной системы (если участник закупки является учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы) 1.1.10.
Декларация о принадлежности участника закупки к организации инвалидов (в том числе созданной как союз общественных организаций инвалидов), среди членов которой инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов или организации, уставный (складочный) капитал которой полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которой по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов (если участник закупки является такой организацией);".
На основании вышеизложенного, при формировании требований к содержанию и составу заявки на участие в закупке Заказчик нарушил ч. 2 ст. 42 Закона.
В соответствии с ч.1 ст.42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, следующую информацию:
- размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона;
- размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона). В извещении Заказчиком определено следующее: "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а также условия гарантии В соответствии с пунктом 21 приложения к извещению о проведении электронного аукциона Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению В соответствии с пунктом 22 приложения к извещению о проведении электронного аукциона".
Таким образом, порядок предоставления обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта в электронной версии извещения Заказчиком не раскрыт. Указание такой информации в приложенных документах не исключает обязанности заказчика по её отражению в извещении. Следовательно, отсутствие данных сведений в извещении свидетельствует о нарушении Заказчиком ч.1 ст.42 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 4 ст. 31, ч.ч. 1,2 ст. 42 Закона. 2024-14259 3. Выдать обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов, внесении изменений в извещение согласно нормам Закона и с учетом настоящего решения 4. Рассмотреть вопрос о привлечении виновного должностного лица Заказчика к административной ответственности.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии С.А. Евстратова Члены комиссии: А.А. Вертий А.С. Вишнякова Исп.Вишнякова А.С. тел.(863) 240-86-88, вн.161-132 2024-14259
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 16 июля 2024 г. N 061/06/42-2413/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2024