Комиссия Томского УФАС России по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Комиссия Томского УФАС России, Комиссия), в составе: председателя Комиссии: Саубановой И.М. - врио заместителя руководителя Управления; членов комиссии: Гараевой И.З. - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и торгов; 2 Крыловой К.С. - специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти и торгов; рассмотрев обращение, поступившее 10.07.2024 (вх.N 5688-ЭП/24 от 10.07.2024) от МБДОУ "Детский сад "Северный парк" Томского района (далее - Заказчик) и содержащее сведения об ООО "ТЕХНОМАРКЕТ-Т" - победителе электронного аукциона "Поставка товара" (извещение N 0165300010124000106), в связи с уклонением участника от заключения контракта, с целью рассмотрения вопроса о включении сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр), при участии представителя ООО "ТЕХНОМАРКЕТ-Т" - Филинюк Е.А.(лицо, имеющее право действовать без доверенности), в отсутствие представителя Заказчика, уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
10.07.2024 г. Заказчик направил в Томское УФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) сведения об ООО "ТЕХНОМАРКЕТ-Т" для включения в Реестр. Комиссия Томского УФАС России в результате осуществления проверки факта уклонения от заключения контракта, проведенного в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в ходе внеплановой проверки
установила
следующее. Извещение о проведении закупки размещено на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно телекоммуникационной сети Интернет (далее - Официальный сайт, ЕИС) 14.06.2024.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 574 938,00 руб. Объект закупки - "Поставка товара".
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного 3 подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
На основании пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона. 01.07.2024 Заказчиком был сформирован и размещен в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта.
Согласно части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником 4 закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона. Регламентированный срок подписания проекта контракта 05.07.2024.
Вместе с тем, согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой 5 информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении. 08.07.2024 22:30 (МСК+4) Заказчиком в ЕИС размещен "Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 08.07.2024 NППУ20 1" для закупки N0165300010124000106.
Сроки направления информации об Обществе в Томское УФАС России, установленные частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, Заказчиком не нарушены. В ходе заседания Комиссия изучила документы и пояснения, предоставленные Заказчиком, Обществом, сведения ЕИС и
установила
следующее.
В силу ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже 6 начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи , с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом пре дусмотрена документация о закупке).
В силу ч. 3 ст. 37 Закона о контрактной системе к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом пре дусмотрена документация о закупке).
Согласно Протоколу признания участника уклонившимся от заключения контракта от 08.07.2024 NППУ20 1" для закупки N0165300010124000106 26.06.2024 были подведены итоги электронного аукциона N0165300010124000106 на поставку товара. Победителем аукциона был признан участник аукциона - Общество с ограниченной ответственностью "ТЕХНОМАРКЕТ-Т".
В извещении об осуществлении закупки установлено требование о внесении обеспечения исполнения контракта в форме денежных средств либо независимой гарантии в размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта, установленной в извещении об осуществлении закупки. В ходе проведения электронного аукциона победителем аукциона ООО "ТЕХНОМАРКЕТ-Т" была предложена цена контракта, которая на 48,24% ниже начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. 05.07.2024 ООО "ТЕХНОМАРКЕТ-Т" направил оператору электронной площадки подписанный со своей стороны проект контракта. К проекту контракта приложена информация о добросовестности участника закупки согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе в виде реестровых номеров трех исполненных контрактов: 7 0865200000323001191; 0865200000323001738; 0865200000323001769.
При проверке реестровых номеров исполненных контрактов в единой информационной системе в сфере закупок было установлено, что при исполнении двух контрактов к исполнителю "ТЕХНОМАРКЕТ-Т" применялись штрафные санкции в виде неустоек (пеней, штрафов) по причине просрочки исполнения поставщиком:
1) по контракту с реестровым номером N 0865200000323001738 применены штрафные санкции на сумму 561,02 (требование от 08.04.2024 Nб/н);
2) по контракту с реестровым номером N 0865200000323001769 применены штрафные санкции на сумму 36 129, 22 рублей (требование от 18.04.2024 Nб/н). Следовательно, предоставленная ООО "ТЕХНОМАРКЕТ-Т" информация, подтверждающая добросовестность участника закупки, не соответствует требованиям части 3 статьи 37 Закона о контрактной системе к такой информации: при исполнении контрактов к участнику закупки ООО "ТЕХНОМАРКЕТ-Т" применялись неустойки (штрафы, пени).
Таким образом, ООО "ТЕХНОМАРКЕТ-Т" не выполнил требования части 6 статьи 37 Закона о контрактной системе, а именно не предоставил обеспечение исполнения контракта в соответствии с требованиями части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе до заключения контракта. Комиссией Томского УФАС России установлено, что контракт был подписан Обществом 05.07.2024 в срок. Товар, необходимый для исполнения данного контракта закуплен и находится в наличии на складе ООО "ТЕХНОМАРКЕТ-Т".
Данный факт подтверждается счетами на оплату N 269 от 01.07.2024 на сумму 63 000 00 руб., счетами на оплату NУТБ00170600 от 02.07.2024 на сумму 167 422 68 руб.
Также Обществом было внесено обеспечение исполнения Контракта, данный факт подтверждается платежным поручением N 516 от 09.07.2024 на сумму 2529409 руб. Представленные в материалах дела документы Общества свидетельствуют об отсутствии умысла на уклонение от заключения контракта, что подтверждается подписанием проекта контракта, представлением обеспечения исполнения контракта. Комиссия Томского УФАС России отмечает, что нарушение Победителем электронного аукциона своих обязательств по подписанию контракта при отсутствии недобросовестного поведения со стороны Общества, не может являться основанием для включения сведений о таком лице в Реестр недобросовестных поставщиков. 8 Согласно информации из ЕИС, Победитель является активным участником закупок и имеет более 88 контрактов, которые исполнены или находятся на стадии исполнения. При этом Общество подписало проект контракта в установленный срок, имело возможность исполнить контракт. Проанализировав представленную информацию и документы, Комиссия не усматривает в действиях Общества признаков недобросовестного поведения. Комиссия Томского УФАС отмечает, что термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона в электронной форме. На заседании Комиссией Томского УФАС России было установлено, что ООО "ТЕХНОМАРКЕТ-Т" имеет исполненные контракты в рамках Закона о контрактной системе, участвует в закупках, всегда добросовестно исполняет обязательства, предусмотренные контрактами, сведения о недобросовестных действиях в материалы дела не представлены. Принимая во внимание пояснения ООО "ТЕХНОМАРКЕТ-Т", Комиссия Томского УФАС России считает, что признаки недобросовестного поведения, намеренного уклонения от заключения контракта в действиях Общества отсутствуют. Из имеющихся в материалах обращения документов и пояснений представителя, не усматривается наличие умысла у Общества, направленного на не заключение контракта. Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица, в связи с чем Комиссия Томского УФАС России не находит достаточных оснований для включения Общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой публичной ответственности установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения закупок. При этом, включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, являющееся правовым последствием установления факта уклонения от исполнения контракта, по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от исполнения контракта. Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков 9 представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений. Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения. Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона 44-ФЗ, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта расторжения, либо не заключения государственного контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения информации о заявителе в реестр недобросовестных поставщиков. Ни Закон 44-ФЗ, ни Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем электронного запроса котировок и нарушающих права Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях. Комиссия Томского УФАС России, изучив и проверив предоставленную информацию и документы, пришла к выводу об отсутствии необходимости во включении сведений об ООО "ТЕХНОМАРКЕТ-Т" в реестр недобросовестных 10 поставщиков. Руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона 44-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения об ООО "ТЕХНОМАРКЕТ-Т" (634050, г. Томск, ул. Татарская, д.37/1, ИНН 7017380402) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Председатель комиссии И.М. Саубанова Члены комиссии: К.С.Крылова И.З.Гараева
2024-5250
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 15 июля 2024 г. N 070/10/104-639/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2024