Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок в составе: Дейберт О.И. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии; Сандул Н.В. - ведущего специалиста-эксперта управления, члена Комиссии; Мокиенко А.А.- специалиста - эксперта управления, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение государственного казенного учреждения Республики Коми "Служба единого заказчика Республики Коми" (далее - ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми", заказчик) N 030720000030000003 от 04.07.2024 (вх. N 6644/24 от 04.07.2024) о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Автодор" (далее - ООО "Автодор") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 33/22 от 27.05.2022 на выполнение работ по подготовке проектной документации с применением технологий информационного моделирования по объекту капитального строительства "Здание поликлиники в м. Лесозавод г. Сыктывкара", заключенного с ООО "Автодор" по результатам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона, извещение N 0307200030622000826, при участии в заседании Комиссии посредством веб-конференции:
- Мишина Д.А., директора ООО "Автодор" (по паспорту);
- Плятнер Е.А., представителя ООО "Автодор" по доверенности от 08.07.2024,
УСТАНОВИЛА:
2 Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми" в Коми УФАС России представлено обращение о включении информации об ООО "Автодор" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 33/22 от 27.05.2022 на выполнение работ по подготовке проектной документации с применением технологий информационного моделирования по объекту капитального строительства "Здание поликлиники в м. Лесозавод г. Сыктывкара" (далее - обращение). 3 Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона. ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми", ООО "Автодор" надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены. В связи с заявленным ООО "Автодор" ходатайством от 08.07.2024 N 134-33/22 (вх. N 6766/24 от 09.07.2024) о предоставлении возможности дистанционного участия в рассмотрении обращения, заседание Комиссии по рассмотрению обращения ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми" о включении информации об ООО "Автодор" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществлено в формате веб-конференции c использованием бесплатного сервиса для видеосвязи TrueConf.
Письмами от 05.07.2024 N 02-44/278 (вх. N 6676-эп/24 от 05.07.2024), от 08.07.2024 N 133-33/22 (вх. N 6765-эп/24 от 09.07.2024) ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми" и ООО "Автодор" представлены пояснения и копии документов по настоящему делу. ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми" в письме от 05.07.2024 N 02-44/278 (вх. N 6676-эп/24 от 05.07.2024) заявлено ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствие представителя учреждения. Комиссия Коми УФАС России по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.
1. 29.04.2022 уполномоченным учреждением - ГКУ РК "ЦООиПТ", наделенным в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 04.02.2022 N 45 "О централизации закупок товаров, работ, услуг для нужд Республики Коми" функциями по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Коми, в том числе путем проведения электронных аукционов, на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0307200030622000826 с 4 содержащимися при нем электронными документами. Заказчиком закупки явилось ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми". Наименование объекта закупки - "Выполнение работ по подготовке проектной документации с применением технологий информационного моделирования по объекту капитального строительства "Здание поликлиники в м. Лесозавод г. Сыктывкара".
Дата и время окончания срока подачи заявок - 13.05.2022 07:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 13.05.2022.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 17.05.2022.
По результатам осуществления закупки, на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.05.2022 N 0307200030622000826, между ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми" и победителем закупки, снизившим начальную (максимальную) цену контракта на 24,5%, ООО "Автодор" (далее - Подрядчик) 27.05.2022 заключен контракт N 33/22 на выполнение работ по подготовке проектной документации с применением технологий информационного моделирования по объекту капитального строительства "Здание поликлиники в м. Лесозавод г. Сыктывкара (далее - контракт N 33/22 от 27.05.2022, Контракт).
Согласно пунктам 1.1 - 1.3 Контракта: "В рамках Контракта необходимо выполнить работы по подготовке проектной документации по объекту капитального строительства "Здание поликлиники в м. Лесозавод г. Сыктывкара" (далее - Объект) с применением технологий информационного моделирования в соответствии с Заданием на проектирование, являющимся Приложением N 1 к Контракту и исходно-разрешительной документацией для выполнения работы. Код по ОКПД 2 - 71.12.12.190 Услуги по инженерно-техническому проектированию зданий прочие, не включенные в другие группировки.
1.2. Выполнение работ по Контракту производится Подрядчиком собственными и (или) привлеченными силами по этапам. I этап: выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации для строительства объекта капитального строительства (далее - документация по I этапу); I этап включает обеспечение получения положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации для строительства Объекта. Срок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий не входит в срок выполнения Подрядчиком работ по I этапу. II этап: подготовка рабочей документации для строительства объекта капитального строительства (далее - документация по II этапу). 1.3.
Объем выполняемой работы определен Графиком выполнения работ, являющимся приложением N 3 к Контракту и его неотъемлемой частью и составляет 2 шт (2 этапа)".
Согласно графику выполнения работ (приложение N 3 к Контракту) сроки (периоды) выполнения отдельных видов работ по I и II этапу определены следующим образом: 5 I эт ап:
- Выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации для строительства Объекта. Передача Заказчику на основании накладной документации по I этапу для последующего проведения государственной экспертизы - с даты заключения Контракта до 15 ноября 2022 года;
- Приемка Заказчиком результатов выполненной работы по I этапу - не более 70 рабочих дней с даты получения документации от Подрядчика; II эт ап:
- Подготовка рабочей документации. Передача Подрядчиком Заказчику на основании накладной документации по II этапу - с 27 февраля 2023 г. до 31 марта 2023 г.;
- Приемка и оформление результатов приемки выполненных работ по II этапу - в порядке и сроки, установленные ч. 13 ст. 94 Федерального закона о контрактной системе.
В силу пункта 2.5 Контракта результатом выполненной работы по Контракту являются:
- по I этапу - проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- по II этапу - рабочая документации, разработанная на основании проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации. Цена настоящего Контракта, согласно пункту 4.1, составляет: 16 403 359 (шестнадцать миллионов четыреста три тысячи триста пятьдесят девять) рублей 23 копейки, без НДС. Цена работы по I этапу составляет 10 234 158 (десять миллионов двести тридцать четыре тысячи сто пятьдесят восемь) рублей 88 коп. Цена работы по II этапу составляет 6 169 200 (шесть миллионов сто шестьдесят девять тысяч двести) рублей 35 коп. Порядок и сроки сдачи-приемки результатов выполненной работы предусмотрены в разделе 6 Контракта: "6.1.
В соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение N 3 к Контракту) Подрядчик в срок до 15 ноября 2022 года направляет Заказчику:
- документацию по I этапу в электронном виде в составе, определенном соответствующим пунктом Задания на проектирование (Приложение N 1 к Контракту). Документация по I этапу передается уполномоченному представителю Заказчика по доверенности на основании накладной;
- выписку из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно- строительного проектирования, членом которой является подрядчик работ по подготовке проектной документации;
- выписку из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, членом которой является подрядчик, выполняющий инженерные изыскания. Выписки из реестров членов саморегулируемых организаций должны быть действительны на дату передачи проектной документации и результатов инженерных изысканий Заказчику (п. 13 к) постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145).
Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемых организаций в области 6 архитектурно-строительного проектирования и выписки из реестра членов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий составляет 1 (один) месяц с даты ее выдачи (часть 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса РФ). 6.2.
Заказчик в течение 7 (семи) рабочих дней с даты получения от Подрядчика документации по I этапу обязан:
- проверить ее на соответствие Заданию на проектирование в части объема и комплектности;
- направить документацию по I этапу, а также иные документы, необходимые для проведения государственной экспертизы, в том числе сметную документацию, в учреждение, уполномоченное на проведение государственной экспертизы для проведения проверки документации по I этапу на соответствие ее требуемому качеству;
- подписать накладную, либо направить Подрядчику письменный мотивированный отказ (уведомление об отказе, содержащее замечания к документации по I этапу). 6.3.
В случае направления Заказчиком уведомления об отказе Подрядчик в течение 3 (трех) рабочих дней с даты получения уведомления об отказе обязан устранить недостатки и повторно направить документацию по I этапу Заказчику.
6.4. Заказчик в течение одного рабочего дня со дня получения уведомления о получении положительного заключения государственной экспертизы о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов; о соответствии проектной документации результатам инженерных изысканий, заданию на проектирование, требованиям, предусмотренным частью 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обязан уведомить об этом Подрядчика. В течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения такого уведомления Подрядчик передает Заказчику по накладной откорректированную по замечаниям государственной экспертизы документацию по I этапу в электронном виде и на бумажном носителе в составе и количестве экземпляров согласно соответствующему пункту Задания на проектирование, являющегося неотъемлемой частью Контракта (Приложение N 1 к Контракту). 6.5.
Для проверки представленной Подрядчиком документации по I этапу в части ее соответствия условиям Контракта Заказчик собственными силами проводит экспертизу в порядке и сроки, указанные в п. 6.6 Контракта.
6.6. Заказчик в течение 4 (четырех) рабочих дней с даты получения от Подрядчика документации по I этапу обязан проверить ее на соответствие Заданию на проектирование в части объема и комплектности и подписать документ о приемке (с приложением Акта сдачи-приемки результатов выполненной работы по I этапу - Приложение N 2 к Контракту), либо направить Подрядчику письменный мотивированный отказ (уведомление об отказе). 6.7.
В соответствии с графиком выполнения работ (Приложение N 3 к Контракту) Подрядчик в срок до 31 марта 2022 года направляет Заказчику документацию по II этапу, разработанную на основании документации по I этапу, получившей положительное заключение государственной экспертизы, в электронном виде и на бумажном носителе. Документация по II этапу передается уполномоченному представителю Заказчика по доверенности на основании накладной. В случае получения Заказчиком отрицательного заключения государственной экспертизы по разработанной Подрядчиком документации по I этапу, документация по II этапу Заказчиком не принимается и не рассматривается.
6.8. Для проверки представленной Подрядчиком документации по II этапу в части ее 7 соответствия условиям Контракта Заказчик собственными силами проводит экспертизу в порядке и сроки, указанные в п. 6.9 Контракта.
6.9. Заказчик в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения от Подрядчика документации по II этапу обязан: проверить ее на соответствие Заданию (в части объема и комплектности), на соответствие документации по I этапу, получившей положительное заключение государственной экспертизы, подписать накладную и Акт сдачи-приемки результатов выполненной работы по II этапу (Приложение N 2 к Контракту), либо представить Подрядчику письменный мотивированный отказ (уведомление об отказе). 6.10.
В случае направления Заказчиком уведомления об отказе Подрядчик в течение 3 (трех) рабочих дней с даты получения уведомления об отказе обязан устранить недостатки и повторно направить документацию по II этапу Заказчику. Заказчик обязан в течение 3 (трех) рабочих дней проверить документацию по II этапу на предмет устранения всех недостатков и подписать накладную и Акт сдачи-приемки результатов выполненной работы по II этапу. Если в ходе проверки документации по II этапу Заказчиком будет установлено, что Подрядчик не устранил все выявленные недостатки, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с пунктом 3 статьи 723 Гражданского кодекса РФ. 6.11.
Обязательства Подрядчика по Контракту считаются исполненными после подписания Заказчиком документов о приемке I и II этапов (с приложением Актов сдачи- приемки результатов выполненной работы по I и II этапам)".
В соответствии с пунктами 10.1, 10.2 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из Сторон от исполнения Контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта. Порядок принятия Сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта устанавливается Федеральным законом о контрактной системе. Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В силу пункта 12.2 Контракта, настоящий Контракт вступает в силу со дня его заключения Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту.
2. Как следует из материалов обращения, контракт N 33/22 от 27.05.2022 расторгнут ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми" 02.07.2024 в одностороннем порядке. Причиной принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта послужило существенное нарушение Подрядчиком условий Контракта, которое выразилось в огромной просрочке исполнения обязательств по всем этапам Контракта и недостижением результата, на который рассчитывал Заказчик. В принятом 20.06.2024 решении об одностороннем отказе от исполнения такого контракта Заказчиком отражено следующее: "По условиям п. 1.2 Контракта выполнение работ по Контракту производится Подрядчиком собственными и (или) привлеченными силами по этапам. I этап: выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации для строительства объекта капитального строительства (далее - документация по I этапу); I этап включает обеспечение получения положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с 8 требованиями, предусмотренными частью 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации для строительства Объекта. Срок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий не входит в срок выполнения Подрядчиком работ по I этапу. II этап: подготовка рабочей документации для строительства объекта капитального строительства (далее - документация по II этапу).
В соответствии с п. 6.1 Контракта, п. 45.12 Задания на проектирование, Графиком выполнения работ Подрядчику установлен срок до 15 ноября 2022 года для предоставления Заказчику документации по I этапу, для последующей государственной экспертизы. ООО "Автодор" передало по накладной N б/н от 12.05.2023 Учреждению проектную документацию по Объекту для рассмотрения и направления в АУ РК "Управление государственной экспертизы Республики Коми" для проведения госэкспертизы с просрочкой 178 календарных дней. Претензией N 02-27/169 от 21.03.2024 Заказчик уведомил Подрядчика о начислении неустойки в размере 971 562,82 руб. ввиду просрочки исполнения обязательств по I этапу Контракта. Плановый срок для получения результата работ по I этапу Контракта до 27.02.2023, поскольку после выполнения работ по I этапу Подрядчик должен с 27.02.2023 приступить к выполнению II этапа (разработке рабочей документации на основе проектной документации). По состоянию на 20.06.2024 просрочка выполнения работ по I этапу (разработка проектной документации, инженерных изысканий с положительным заключением) составила 480 календарных дней (с 27.02.2023 по 20.06.2024).
В соответствии с п. 6.7 Контракта, подп. 3 п. 45.12 Задания на проектирование, Графиком выполнения работ Подрядчику установлен срок до 31.03.2023 для предоставления Заказчику документации по II этапу. На момент выставления претензии N 02-27/169 от 21.03.2024 просрочка выполнения работ по II этапу Контракта составляла 356 календарных дней, неустойка 1 171 325,51 руб. На дату 20.06.2024 просрочка выполнения работ по II этапу Контракта составляет 447 календарных дня (с 01.04.2023 по 20.06.2024).
По результатам первой государственной экспертизы, проведенной по договору возмездного оказания услуг N 074-1-23-ГЗ от 03.08.2023 с АУ РК "Управление государственной экспертизы Республики Коми", проектная документация, разработанная ООО "Автодор", получила отрицательное заключение государственной экспертизы N 11- 1-2-3-081011-2023 от 25.12.2023.
По результатам повторной государственной экспертизы, проведенной по договору возмездного оказания услуг N 009-1-24-ГЗ/ПО от 06.02.2024 с АУ РК "Управление государственной экспертизы Республики Коми", проектная документация, разработанная ООО "Автодор", снова получила отрицательное заключение N 11-1-2-3-028828-2024 от 07.06.2024.
Заказчик письмом N 06-06/991 от 19.06.2024 уведомил Подрядчика о получении отрицательного заключения на проектную документацию и инженерные изыскания.
Согласно пункту 2.5 Контракта результатом выполненной работы по Контракту являются:
- по I этапу - проектная документация и документ, содержащий результаты 9 инженерных изысканий при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- по II этапу - рабочая документации, разработанная на основании проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации. Результат, который наделся получить Заказчик по итогу выполнения Подрядчиком Контракта, не достигнут, получено два отрицательных заключения государственной экспертизы. На данный момент имеется большая просрочка исполнения обязательств со стороны Подрядчика, что является существенным нарушением условий Контракта. Контракт со стороны Подрядчика не исполнен".
3. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 33/22 от 27.05.2022 размещено ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми" в ЕИС - 20.06.2024.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). В ходе обзора официального сайта ЕИС установлено, что датой поступления подрядчику указанного выше решения является дата - 20.06.2024.
Согласно пункту 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления ООО "Автодор" об одностороннем отказе от исполнения контракта следует считать дату - 20.06.2024.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта такой контракт считается расторгнутым. Десятый день с даты надлежащего уведомления ООО "Автодор" об одностороннем отказе от исполнения контракта выпал на дату - 30.06.2024. 10 Согласно Производственному календарю на 2024 год - 30.06.2024 является выходным днем: воскресенье.
В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, принимая во внимание толкование части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта N 33/22 от 27.05.2022, а также датой расторжения такого контракта является дата - 02.07.2024.
Из информации, размещенной на официальном сайте ЕИС в разделе "Сведения о контракте из реестра контрактов", а также обращения ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми от 04.07.2024 N 030720000030000003 о включении информации об ООО "Автодор" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) следует, что датой расторжения контракта является 02.07.2024, что не противоречит части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
4. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств. Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном умышленном нарушении сроков поставки товара (выполнения работ оказания услуг), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта. Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам. Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за 11 недобросовестное поведение данного лица.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Согласно подпункту "б" пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 15 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика. Комиссия Коми УФАС России отмечает, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской 12 Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу. С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание ООО "Автодор" недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков. В ходе заседания Комиссии Коми УФАС России представителями ООО "Автодор" пояснено, что в ходе исполнения Контракта имелись независящие от Подрядчика препятствия для выполнения работ в установленный срок, выразившиеся в следующем.
В силу пункта 1 статьи 759 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также исходные данные, необходимые для составления технической документации.
В соответствии с пунктом 21 Задания на проектирование (приложение N 1 к Контракту) в части требований к конструктивным и объемно-планировочным решениям, в том числе установлено:
- объемно-планировочные решения здания поликлиники разработать на основании медико-технического задания на проектирование объекта и штатного расписания; В течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты заключения контракта подрядчику необходимо предоставить заказчику объемно-планировочные решения для предварительного ознакомления. В течение 30 (тридцати) рабочих дней с даты заключения контракта подрядчику необходимо предоставить заказчику программу на проектирование, включающую полный список помещений по отделениям с указанием их площадей, на согласование.
Согласно пункту 46.3 к Заданию на проектирование прикладывается Медико- техническое задание на проектирование объекта "Здание поликлиники в м. Лесозавод г. Сыктывкара". 13 Представителями ООО "Автодор" отмечено, что согласование Заказчиком объемно- планировочных решений длилось более двух календарных месяцев (с 05.07.2022 по 15.09.2022), подтверждением чему являются письма подрядчика N 8-33/22 от 11.07.2022, N 11-33/22 от 08.08.2022, N 12-33/22 от 16.08.2022, N 15-33/22 от 12.09.2022, N 18-33/22 от 03.10.2022).
Объемно-планировочные решения были согласованы Заказчиком 15.09.2022 (письмо N 06-06/811 от 15.09.2022).
Обращено внимание, что письмами N 17-33/22 от 27.09.2022, N 18-33/22 от 03.10.2022, N 21-33/22 от 20.10.2022, N 65-33/22 от 07.11.2023, N 67-33/22 от 01.12.2023, N 68-33/22 от 04.12.2023, N 70-33/22 от 12.12.2023, N 71-33/22 от 14.12.2023 Подрядчик уведомлял заказчика об отсутствии необходимых данных для проектирования, в том числе, об отсутствии утвержденного медико-технического задания и штатного расписания с учетом потребности Министерства здравоохранения Республики Коми проектируемого здания поликлиники с учетом замечаний государственной экспертизы. Письмом от 16.01.2024 N 454/01-26 (за пределами установленного Контрактом срока выполнения работ) Заказчик передал Подрядчику утвержденное Медико- техническое задание. Письма Заказчика от 19.10.2023 N 06-06/1177, от 04.12.2023 N 06- 06/1388 подтверждают необходимость внесения изменений в Медико-техническое задание. Письмом от 22.05.2024 N 9851/01-26 Заказчик направил Подрядчику утвержденные Изменения N 2 к медико-техническому заданию.
Также отмечено, что согласно пунктам 24.1.1, 24.1.3, 24.1.5 Задания на проектирование необходимо предусмотреть раздельный учет расхода теплоносителя, расхода воды и электроэнергии для структурного подразделения N 2 ГБУЗ РК "Сыктывкарская городская поликлиника N 3" и врачебной амбулатории ГБУЗ РК "Сыктывкарская детская поликлиника N 3". При этом Подрядчик письмом от 22.03.2024 N 100-33/22 обосновал отсутствие технической возможности и нецелесообразности организации раздельного учета энергетических ресурсов. Письмом от 03.04.2024 N 06-06/542 Заказчик направил Подрядчику Изменения N 1 к медико-техническому заданию в части того, что структурное подразделение N 2 больницы не должно быть связано с врачебной амбулаторией больницы, и в части организации единого учета энергетических ресурсов. Обращено внимание, что Подрядчик письмом от 22.09.2023 N 57-33/22 уведомлял Заказчика об увеличении объема проектирования (площадь проектируемого здания увеличилась на 2152 кв.м., а также дополнительно выполнено проектирование благоустройства детской площадки), что также увеличило сроки проектирования. В ответе на указанное выше письмо Заказчиком было предложено вернуться к данному вопросу после передачи заказчику проектной документации и получения положительного заключения государственной экспертизы. Представителями ООО "Автодор" пояснено, что Подрядчиком принимались все возможные и зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательств по Контракту, об обстоятельствах, препятствующих выполнению работ в установленный Контрактом срок, Подрядчик неоднократно уведомлял Заказчика, также имеются независящие от Подрядчика причины необходимости продления срока прохождения государственной экспертизы. При этом, отмечено, что согласно заключению АУ РК "Управление государственной экспертизы Республики Коми" N 11-1-2-3-028828-2024 от 07.06.2024 года результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки проектной документации "Здание 14 поликлиники в м. Лесозавод г. Сыктывкара", соответствуют требованиям технических регламентов (нормативных документов), проектная документация не соответствует установленным требованиям. Однако, выводы о несоответствии сделаны только в отношении нескольких разделов проектной документации, замечания являются устранимыми, объем замечаний незначительный. Ряд замечаний (замечание 1 п. 5.2.2.3 заключения экспертизы: в части конструктивных решений лестничных маршей; замечание 1 п. 5.2.2.4 заключения экспертизы: в части требования по выполнению коммерческого учета электроэнергии; замечание 2 п. 5.2.2.5 заключения экспертизы: в части требования по выполнению коммерческого учета используемых энергетических ресурсов (холодного и горячего водоснабжения), замечание 3 п. 5.2.2.6 заключения экспертизы: в части требования по выполнению коммерческого учета используемых энергетических ресурсов (тепловой энергии, электроэнергии, холодного и горячего водоснабжения) относится к компетенции Заказчика, так как ранее по замечаниям экспертизы было принято решение о внесении изменений в Техническое задание в части конструкций лестничных маршей, коммерческого учета энергетических ресурсов: тепловой энергии, электроэнергии, холодного и горячего водоснабжения (с раздельного на единый), для чего Заказчику необходимо было предоставить в экспертизу утверждённые Изменения в Техническое задание в указанной части.
В соответствии с п. 5.2.7 Контракта в случае получения отрицательного заключения государственной экспертизы по разработанной Подрядчиком документации по I этапу, Подрядчик не позднее 30 (тридцати) дней после получения уведомления от Заказчика о получении такого заключения обязан устранить недостатки в документации по I этапу и оплатить проведение повторной экспертизы за свой счет.
В соответствии с п. 5.3.2.
Заказчик имеет право наделить Подрядчика полномочиями на осуществление технического сопровождения проведения государственной экспертизы в порядке и объеме, обеспечивающем получение Заказчиком положительного экспертного заключения по разработанной Подрядчиком документации по I этапу. Представителями ООО "Автодор" пояснено, что в соответствии с п.п. 5.2.7, 5.3.2 Контракта письмом N 127-33/22 от 10.06.2024 года Подрядчик сообщал Заказчику, что для завершения работ по Контракту для прохождения повторной государственной экспертизы Заказчику необходимо предоставить Подрядчику:
- изменения в Техническое задание в части конструкций лестничных маршей и единого коммерческого учета энергетических ресурсов: тепловой энергии, электроэнергии, холодного и горячего водоснабжения;
- доверенность на представительство интересов Заказчика в государственной экспертизе. Со своей стороны после передачи запрошенных документов Подрядчик гарантировал оплату повторной экспертизы, отработку оставшихся замечаний экспертизы и получение положительного заключения по проектной документации и достоверности сметной стоимости в кратчайшие сроки. Однако, данное письмо Заказчик оставил без ответа, запрошенные документы Подрядчику не переданы.
Также отмечено, что из решения Заказчика об одностороннем расторжении контракта следует, что основанием для принятия Заказчиком данного решения явилось получение отрицательного заключения государственной экспертизы по проектной документации N 11-1-2-3-028828- 2024 от 07.06.2024 года. 15 В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе в связи с наличием независящих от Подрядчика обстоятельств, препятствующих выполнению работ в установленный срок, принятием Подрядчиком мер для устранения замечаний экспертизы в установленный п. 5.2.7 Контракта срок письмом N 131-33/22 от 25.06.2024 года Подрядчик просил Заказчика отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, предоставить изменения в Техническое задание в части конструкций лестничных маршей и единого коммерческого учета энергетических ресурсов: тепловой энергии, электроэнергии, холодного и горячего водоснабжения. Данное письмо Заказчик оставил без ответа, запрошенные документы Подрядчику не переданы. Письмом N 132-33/22 от 28.06.2024 года Подрядчик передал Заказчику проектную и сметную документацию, откорректированную по замечаниям государственной экспертизы, и повторно просил отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. По мнению ООО "Автодор", изложенные выше обстоятельства, в том числе, наличие независящих от Подрядчика обстоятельств, препятствующих выполнению работ в установленный срок, предоставление Заказчиком Подрядчику исходных данных за пределами установленного срока выполнения работ, факт того, что в соответствии с условиями Контракта срок проведения государственной экспертизы не входит в срок выполнения Подрядчиком работ, факт того, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта принято до завершения установленного Контрактом срока на устранение замечаний экспертизы, а часть замечаний экспертизы относится к компетенции Заказчика, являются основаниями для признания одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта недействительным в соответствии со статьями 166 - 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Автодор" в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением о признании недействительным решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (предварительное судебное заседание по делу N А29-9483/2024 назначено на 24.09.2024).
Также представителями ООО "Автодор" в ходе заседания Комиссии отмечено, что основным видом деятельности общества является выполнение работ по проектированию для государственных и муниципальных нужд, в указанной деятельности Общество зарекомендовало себя в качестве надежного и добросовестного подрядчика, в подтверждение чего приложены сведения об успешно выполненных государственных и муниципальных контрактах за последние пять лет (41 контракт).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой 16 силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Из имеющихся в материалах дела документов и письменной информации не усматривается наличие прямого умысла ООО "Автодор", направленного на неисполнение контракта, напротив, обществом принимались все меры для исполнения такого контракта, а именно: выполнение инженерных изысканий, получивших по итогам положительное заключение государственной экспертизы, подготовка проектной и сметной документации, устранение замечаний государственной экспертизы, ведение активной переписки с Заказчиком по вопросам исполнения заключенного Контракта, доведение до сведения Заказчика обо всех сложностях, возникающих при исполнении Контракта, готовности завершения исполнения Контракта, путем прохождения повторной государственной экспертизы с осуществлением оплаты такой экспертизы за свой счет). Указанные выше действия свидетельствуют о намерении ООО "Автодор" исполнения заключенного контракта. Оценивая приведенные выше действия ООО "Автодор", Комиссия Коми УФАС России не может прийти к однозначному выводу о наличии в действиях общества признаков умышленного недобросовестного поведения при исполнении контракта N 33/22 от 27.05.2022.
Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица. В связи с чем, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют достаточные основания полагать, что ООО "Автодор" допустило виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит применению ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков. При рассмотрении обращения Комиссией Коми УФАС России исследованы все имеющиеся в материалах дела документы и информация, в том числе не поименованные в настоящем решении. С учетом вышеизложенного, принимая во внимание наличие обстоятельства, указанного в подпункте "а" пункта 15 раздела III Правил, для принятия решения об отказе во включении информации об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а именно предоставление подрядчиком информации и документов, подтверждающих принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. Отказать ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми" во включении информации об ООО "Автодор" (ИНН: 63135450003) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 33/22 от 27.05.2022 на выполнение работ по подготовке проектной документации с применением технологий информационного моделирования по объекту капитального строительства "Здание поликлиники в м. Лесозавод г. Сыктывкара", заключенного с ООО "Автодор" по результатам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона, извещение N 0307200030622000826.
2. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми" нарушений установленных 17 законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в единой информационной системе, не установлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии О.И. Дейберт Члены комиссии: Н.В. Сандул А.А. Мокиенко
2024-4701
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 11 июля 2024 г. N 011/06/99-616/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2024