Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок, созданная приказом руководителя Коми УФАС России от 15.03.2023 N 26, в составе: Дейберт О.И. - Врио руководителя управления, председателя Комиссии; Скоблик Г.Н.- специалиста-эксперта отдела контроля закупок управления, члена Комиссии; Сандул Н.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок управления, члена Комиссии; (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Медпроф" N 202400114406000680 от 10.07.2024 (вх. 10.07.2024 N 6810/24) на действия (бездействие) заказчика в части установленных положений извещения об осуществлении закупки, закупка по извещению от 03.07.2024 N 0207100000124000136, в режиме видеоконференц-связи при участии:
- Карманова М.А. по доверенности N 255 от 16.07.2024, представитель ОСФР по Республике Коми;
- Сокериной М.В. по доверенности N 218 от 21.05.2024, представитель ОСФР по Республике Коми;
-Поляковой О.В. по доверенности N МП-23/04 от 16.10.2023, представитель ООО "Медпроф"; 2
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми с использованием Единой информационной системы в сфере закупок поступила жалоба ООО "Медпроф" N 202400114406000680 от 10.07.2024 (вх. 10.07.2024 N 6810/24) на действия (бездействие) заказчика в части установленных положений извещения об осуществлении закупки, закупка по извещению от 03.07.2024 N 0207100000124000136.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем жалоба принята Коми УФАС России к рассмотрению. Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (сокращенно-ОСФР по Республике Коми), ООО "Медпроф", ООО "РТС- тендер" (оператор электронной площадки) о времени, дате, месте рассмотрения жалобы надлежащим образом извещены. По мнению заявителя, закупаемый товар описан заказчиком таким образом, что совокупность всех характеристик товара соответствует товару единственного производителя - ООО "Исток Аудио Трейдинг" и аффилированных с ним поставщиков. Помимо этого, описание объекта закупки сформировано на основании ГОСТ Р 70185- 2022 "Технические средства реабилитации. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. Общие технические условия"; согласно п.1 указанного ГОСТа он разработан Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский институт стандартизации" совместно с ООО "Исток Аудио Трейдинг". В письменных пояснениях (письмо 15.07.2024 N АХ-23-07/67965, вх. 15.07.2024 N 6953-эп/24) заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные и устные пояснения, в которых просил признать жалобу необоснованной. Возражения заказчика: в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно- ортопедическими изделиями" Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации осуществляет обеспечение инвалидов и ветеранов техническими средствами реабилитации, к которым относятся и сигнализаторы звука. Данные средства реабилитации являются изделиями, ежедневно используемыми инвалидами с нарушением слуха. Работа Отделения, как государственного заказчика ориентирована в первую очередь на удовлетворение потребностей инвалидов, а значит, на закупку качественных изделий, которые могут обеспечить компенсацию ограничений жизнедеятельности и необходимый реабилитационный эффект. Для составления Описания объекта закупки Заказчиком было использовано типовое Техническое задание (далее - ТЗ), разработанное центральным аппаратом Фонда совместно с Общероссийской общественной организацией инвалидов "Всероссийское общество глухих". В свою очередь, типовое ТЗ было разработано на основе ГОСТ Р 70185-2022 "Технические средства реабилитации. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. 3 Общие технические условия", который начал действовать с 01.12.2022.
При разработке указанного ГОСТ учитывалось мнение всех ведущих российских производителей сигнализаторов звука.
В соответствии с полученными Заказчиком в результате проверки по настоящей жалобе материалам, ООО "Аурика" (Заявитель поставляет продукцию именно этого производителя и является его дилером) принимало активное участие в разработке ГОСТ Р 70185-2022 (далее - ГОСТ) и рекомендовало проект данного стандарта к утверждению, подтверждая свою готовность к производству сигнализаторов звука в соответствии с утвержденным им стандартом (см. приложение). Заказчик закупает более современные сигнализаторы звука в связи с изданием нового ГОСТ и все участники, которые желают принимать участие в закупке, должны поставлять именно такой товар, который нужен Заказчику и пользователям, а не такой, который есть у таких поставщиков и их производителей. Заказчик обязан составлять ТЗ с применением действующего ГОСТ вне зависимости от того продукция скольких производителей соответствует требованиям данного ГОСТ. Заказчик действует в интересах инвалидов и его задача - закупить продукцию, имеющую максимально возможный реабилитационный эффект, продукцию, содержащую в себе все современные технические разработки и последние достижения развития отрасли, то есть все то, что содержит в себе принятый ГОСТ.
Согласно статье 10 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции. Заказчик также не может основываться только на рекомендациях, указанных в индивидуальных программах реабилитации инвалидов (далее - ИПРА); в этом случае получателю будет поставлена самая дешевая, морально устаревшая и не распроданная в рознице продукция уровня начала века, что совершенно не будет способствовать пожеланиям инвалидов, которые хотят за счет государства (которое является социальным согласно Конституции РФ) получать современные технические средства реабилитации (далее - ТСР).
Поэтому в интересах инвалидов - получателей продукции: не Заказчику снижать требования к качеству и уровню закупаемой продукции, а, наоборот, производителям повышать уровень и качество выпускаемой продукции. Развитие отрасли производства ТСР не стоит на месте, постоянно развивается в соответствии с последними достижениями техники и научной мысли, в соответствии с иностранными аналогами. А Заявитель препятствует этому, он заинтересован, чтобы используемое в предыдущие годы Заказчиком техническое задание не менялось, устаревало, поскольку это соответствует его интересам и уровню технического развития его продукции. Заказчик не должен подстраиваться под возможности отдельно взятого участника рынка, поскольку его цель - не помогать кому-то сбывать имеющуюся у него продукцию, а обеспечивать инвалидов качественным и максимально эффективным, современным ТСР. Описание объекта закупки составлено Заказчиком в строгом соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, которая содержит правила описания объекта закупки, в том числе: "использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, 4 услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (п. 2 ч. 1)". В связи с тем, что с 01.12.2022 начал действовать ГОСТ Р 70185-2022, Заказчик обязан при описании объекта закупки использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены ГОСТ Р 70185-2022.
Все требования ГОСТ Р 70185-2022 являются обязательными. В пункте 1 ГОСТ Р 70185-2022 отдельно указано, что конкретно применительно к качеству сигнализаторов, обязательные требования, обеспечивающие реабилитационный эффект, электромагнитную совместимость и безопасность для жизни и здоровья людей, изложены в 5.5.2, 5.4 и разделе 6. Тогда как применительно не к качеству, а к техническому уровню (содержанию) сигнализаторов обязательны все требования указанного стандарта. Проведенный Заказчиком перед размещением в ЕИС извещения о закупке анализ объективно свидетельствует, что под ТЗ в такой редакции подходят как минимум три производителя:
-ОАО "Исток Аудио Интернэшнл" (сигнализатор звука "Пульсар-3"), письмо от производителя и РЭ;
- ООО "Элита Групп" (сигнализатор звука "Энеджи"), письмо от производителя и РЭ;
- ООО КБ "Контур" (сигнализатор звука "Вибролайн") Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, ознакомившись с извещением о проведении электронного аукциона от 03.07.2024 N 0207100000124000136, заслушав представителей уполномоченного учреждения, заказчика, пришла к нижеследующим выводам.
1.Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона является ОСФР по Республике Коми. Наименование объекта закупки: "Поставка сигнализаторов звука".
Дата и время окончания срока подачи заявок 11.07.2024 09:30 (МСК).
Начальная (максимальная) цена контракта: 6 032 833,85 руб.
2. Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. 5 В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Одной из целей контрактной системы, в силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения 6 соответствующих функций Отделения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки, но при этом не совершая действий, которые влекут ограничение числа участников закупок. Заказчиком закупаются: \x{f0a7} сигнализатор звука цифровой с световой индикацией, \x{f0a7} сигнализатор звука цифровой с вибрационной индикацией, \x{f0a7} сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией, коды КТРУ: 27.90.20.120-00000001, 27.90.20.120-00000002, 27.90.20.120-00000003 соответственно. В указанных позициях КТРУ отсутствуют характеристики товара, следовательно, заказчик описывает товар по правилам статьи 33 Закона о контрактной системе. В Описании объекта закупки указано, что товар должен соответствовать в том числе требованиям ГОСТ Р 70185-2022.
Данный ГОСТ устанавливает общие правила и требования, которые рекомендуется учитывать в технических условиях производителя на конкретную продукцию.
Согласно разделу 1 ГОСТ Р 70185-2022 настоящий стандарт распространяется на сигнализаторы звука световые и вибрационные для людей с инвалидностью по слуху и устанавливает общие технические требования к сигнализаторам и методам их испытаний. Кроме того, в ГОСТ Р 1.3-2018 "Стандартизация в Российской Федерации. Технические условия на продукцию. Общие требования к содержанию, оформлению, обозначению и обновлению" в подпунктах 4.4 и 4.5 указано следующее:
- при наличии стандартов общих технических условий или технических условий требования ТУ к конкретной продукции не должны быть ниже (хуже) требований, установленных стандартами - требования, установленные в ТУ, должны соответствовать требованиям законов Российской Федерации, технических регламентов и национальных стандартов.
Таким образом, сигнализаторы звука световые и вибрационные в технических условиях производителей в части установленных требований не должны быть хуже требований, установленных стандартами к данному виду товара. То есть в данном случае декларация о соответствии ГОСТ Р 70185-2022 фактически является следствием соответствующего законодательству по стандартизации Техническому условию. Исходя из вышеизложенного, заказчик обоснованно применил данный стандарт, поскольку в силу положений пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при наличии национальных стандартов на требуемый заказчику к закупке товар рекомендовано их использование при составлении описания объекта закупки, в части показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара.
Таким образом, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу, что заказчиком в извещении установлены требования к объекту закупки в соответствии с ГОСТ Р 70185- 2022, а также с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности.
Также Комиссия Коми УФАС России отмечает, что законность и порядок разработки рассматриваемого ГОСТ Р 70185-2022 не может являться предметом настоящего рассмотрения, соответствующие полномочия у антимонопольного органа отсутствуют. Заказчиком представлена сравнительная таблица, из которой следует, что описанию объекта закупки соответствуют товары как минимум трех производителей 7 зарегистрированных на территории Российской Федерации товаров:
-ОАО "Исток Аудио Интернэшнл" (сигнализатор звука "Пульсар-3"), - ООО "Элита Групп" (сигнализатор звука "Энеджи");
- ООО КБ "Контур" (сигнализатор звука "Вибролайн"), Представители заказчика пояснили, что по закупке с идентичным техническим заданием победитель предложил к поставке сигнализатор звука "Вибролайн" (закупка по извещению N 0219100000224000024 от 08.02.2024, заказчик: ОСФР по Красноярскому краю). Из изложенного следует, что под описание объекта закупки заказчика подходит как минимум два производителя. Доказательств обратного заявителем не представлено. В ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе установлено, что к жалобе прикладываются информация и документы, подтверждающие ее обоснованность. Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в антимонопольном органе Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия (бездействие) заказчика. Заявитель документального подтверждения доводов жалобы, с точки зрения достаточности представленных доказательств, которые бы позволили сделать вывод о нарушении законодательства о контрактной системе действиями Заказчика не представил: не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования заявки в соответствии с требованиями извещения, об ограничении количества участников закупки и о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок. Следовательно, довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0207100000124000136 от 15.07.2024 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в нем, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся. Победитель аукциона предложил к поставке Сигнализатор цифровой с вибрационной и световой индикацией для плохослышащих и глухих "ПУЛЬСАР-3", рег/удостоверение на медицинское изделие N ФСР 2009/06505 от 30.12.2009, изготовитель ОАО "Исток-Аудио Интернэшнл" (ОГРН: 1025007069471, ИНН: 5052007599).
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Медпроф" на действия (бездействие) заказчика в части установленных положений извещения об осуществлении закупки, закупка по извещению от 03.07.2024 N 0207100000124000136, необоснованной.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном 8 порядке в течение трех месяцев с даты его принятия. Председатель комиссии О.И. Дейберт Члены комиссии: Г.Н. Скоблик Н.В. Сандул
2024-4781
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 17 июля 2024 г. N 011/06/99-628/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2024