Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
АО "Западный скоростной диаметр" (далее - Заказчик):. по доверенности;
ООО "Аудит Анлимитед" (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 17585/24 от 05.07.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности АО "ЗСД", подготовленной в соответствии с РСБУ, и годовой финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, за 2024, 2025 и 2026 годы, а также обзорной проверки промежуточной финансовой отчетности за 6 месяцев 2024, 2025 и 2026 годов, подготовленной в соответствии с МСФО (извещение N 0472200002123000012),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 11.11.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности АО "ЗСД", подготовленной в соответствии с РСБУ, и годовой финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, за 2024, 2025 и 2026 годы, а также обзорной проверки промежуточной финансовой отчетности за 6 месяцев 2024, 2025 и 2026 годов, подготовленной в соответствии с МСФО (извещение N 0472200002123000012) (далее - Конкурс).
Максимальное значение цены контракта - 17 426 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.01.2024 NИЭОК1 победителем Конкурса признано ООО "Аудит Анлимитед".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Аудит Анлимитед" заключен государственный контракт РНК N 2782539257724000006 от 07.02.2024 на сумму 1 980 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.6 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 12.02.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Аудит Анлимитед".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности АО "ЗСД", подготовленной в соответствии с РСБУ, и годовой финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, за 2024, 2025 и 2026 годы, а также обзорной проверки промежуточной финансовой отчетности за 6 месяцев 2024, 2025 и 2026 годов, подготовленной в соответствии с МСФО (далее - Услуги).
В соответствии с частью 3 статьи 5.1. Закона N 307-ФЗ и условиями Контракта аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке вправе оказывать только аудиторские организации, сведения о которых внесены Банком России в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке.
Сведения о таких аудиторских организациях на финансовом рынке размещаются на сайте Банка России.
На момент заключения, по состоянию на 07.02.2024, сведения об ООО "Аудит Анлимитед" (ИНН 7707016086) отсутствуют в реестре аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке.
Согласно п. 2.7.9 Контракта при проведении аудита Исполнитель обязан в течение всего срока оказания услуг соответствовать требованиям части 2 и 3 статьи 5.1 Закона N 307-ФЭ, а именно: сведения об Исполнителе должны быть внесены Банком России в реестр аудиторских организаций, оказывающих услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке.
Таким образом, Исполнителем нарушены условия Контракта и нормы действующего законодательства в области аудиторской деятельности, позволяющие Исполнителю оказывать аудиторские услуги Заказчику как общественно значимой организации на финансовом рынке.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное гражданским законодательством, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310 ГК РФ) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора).
В связи с вышеизложенным на основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 9.6 Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 16.02.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 04.03.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
16.02.2024 Заказчиком на официальном сайте ЕИС в сфере закупок размещено решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В данном решении указано, что согласно п. 2.7.9 Контракта, при проведении аудита Исполнитель обязан в течение всего срока оказания услуг, являющихся предметом Договора, соответствовать требованиям ч.ч. 2 и 3 ст. 5.1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 N 307-ФЗ (далее - Закон об аудиторской деятельности), а именно: сведения об Исполнителе должны быть внесены Банком России в реестр аудиторских организаций, оказывающих услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке (далее - Реестр Банка России), а так как сведения в отношении Исполнителя не содержатся в Реестре Банка России, то Заказчик расторг Контракт на основании ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 9.6 Контракта.
Участник с Решением об одностороннем отказе мы не согласен и считает его незаконным, необоснованным и противоречащим условиям Контракта по следующим основаниям.
Согласно п. 2.7.9 Контракта, Исполнитель обязан в течение всего срока оказания услуг, являющихся предметом Договора, соответствовать требованиям ч.ч. 2 и 3 ст. 5.1 Закона об аудиторской деятельности, а именно: сведения в отношении нас должны быть внесены Банком России в реестр аудиторских организаций, оказывающих услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке (Реестр Банка России).
Пунктом 6.2 Контракта установлен срок оказания Услуг, разделенный на 9 последовательных этапов и срок оказания Услуг по первому этапу: с 12.08.2024 по 26.08.2024.
Порядок внесения сведений в отношении организации в Реестр Банка России определен Указанием Банка России от 20.12.2021 N 6021-У "О ведении Банком России реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке" (далее - Указание).
Частями 3 - 4.8 Указания установлены требования к заявлению, которое лицо направляет в Банк России для включения сведений в отношении него в Реестр Банка России.
Частью 6 Указания установлено, что Банк России осуществляет проверку соответствий требований заявителя положениям Закона об аудиторской деятельности.
Требования же к аудиторской организации, сведения в отношении которой могут быть внесены в Реестр, установлены ч. 2 ст. 5.3 Закона об аудиторской деятельности.
Пунктом 11 Указания установлено, что проверка заявителя производится уполномоченными лицами Банка России в течение 45 рабочих дней, в течение которого принимается решение о внесении (отказе во внесении) сведений в отношении заявителя в Реестр Банка России.
Представитель Участника отмечает, что Исполнитель соответствует всем критериям, установленным ч. 2 ст. 5.3 Закона об аудиторской деятельности, которые позволяют вступить в Реестр.
Закупочная документация содержит требования о том, чтобы сведения в отношении исполнителя на период оказания услуг содержались в Реестре Банка России, однако они представлены лишь в Проекте контракта (Приложение N 5 к извещению об осуществлении закупки).
Таким образом, т.к. в закупочной документации не содержалось требования о том, чтобы сведения об Исполнителе содержались в Реестре Банка России на момент заключения Договора, а содержалось требование о том, чтобы сведения о нем содержались в указанном реестре лишь в период оказания услуг, Участником была подана заявка на участие в закупке. Заявка закупочной комиссией не была отклонена, после чего ООО "Аудит Анлимитед" было признано победителем Конкурса.
Участник 26.02.2024 (исх. N 25) в ответ на Решение об одностороннем отказе подано возражение Заказчику, в котором просил отменить указанное решение с соответствующим обоснованием и выражал намерение исполнить Контракт.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал
о невключении ООО "Аудит Анлимитед" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "Аудит Анлимитед" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Аудит Анлимитед" (ИНН: 7707016086), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 июля 2024 г. N РНП-78-1104/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2024