Резолютивная часть решения оглашена "11" июля 2024
В полном объеме решение изготовлено "16" июля 2024 г. Санкт-Петербург
Инспекция Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Инспекция) в составе:
<...> - председатель Инспекции,
<...> - член Инспекции;
<...> - член Инспекции,
в присутствии представителей УФСИН России по Республике Карелия - <...> (доверенность от 04.07.2024 N 11/110), <...> (доверенность от 04.07.2024 N 11/111) и <...> (доверенность от 31.01.2024 N 11/107) надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте заседания Инспекции,
рассмотрев обращение от ООО "Феникс" (далее - Заявитель), направленное ФАС России (вх. N 16540-ЭП/24 от 24.06.2024) на действия УФСИН России по Республике Карелия (далее - Заказчик, Организатор торгов) на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при заключении контрактов с единственным поставщиком:
- Государственный контракт N 2121320902832001061000002/283/21 от 12.11.2021;
- Государственный контракт N 2121320902832001061000002/284/21 от 12.11.2021;
- Государственный контракт N 2121320902832001061000002/285/21 от 12.11.2021;
- Государственный контракт N 2121320902832001061000002/286/21 от 12.11.2021;
- Государственный контракт N 2121320902832001061000002/287/21 от 12.11.2021;
- Государственный контракт N 2121320902832001061000002/288/21 от 12.11.2021;
- Государственный контракт N 2121320902832001061000002/289/21 от 12.11.2021;
- Государственный контракт N 2121320902832001061000002/290/21 от 12.11.2021,
и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Санкт-Петербургского УФАС России поступило обращение Заявителя, перенаправленное ФАС России с поручением о проведении внеплановой проверки при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Как следует из обращения действия Заказчика нарушают императивные нормы содержащихся в части 2 статьи 8 и части 1, части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе которыми установлен запрет на совершение любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению и сокращению числа участников закупок.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о контрактной заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с пунктом 2 Закона о контрактной конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Как следует из представленных материалов, выявлено искусственное дробление закупок с единственным поставщиком на несколько закупок с целью уклонения Заказчика от проведения конкурентных процедур определения поставщика.
Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в обращении, позицию Заказчика, Инспекция Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
По результатам электронного аукциона 26.07.2021 года между Заказчиком и ООО "Феникс" заключен государственный контракт от 26.07.2021 N 2121320201852001061000002/185/21-ГК, согласно которому поставщик принял на себя обязательства по поставке картофеля продовольственного позднего в количестве 330000 (триста тридцать тысяч) килограмм на общую сумму государственного контракта 4 229 981 (четыре миллиона двести двадцать девять тысяч девятьсот восемьдесят один) рубль 50 копеек. По условиям контракта головной исполнитель обязался поставить товар в 2 этапа: первый этап поставки с 15.09.2021 по 30.09.2021; второй этап поставки с 01.10.2021 по 15.10.2021.
ООО "Феникс" 20.10.2021 письменно уведомило Заказчика, что не сможет выполнить обязательства по поставке картофеля. При этом ООО "Феникс" не смогло доказать, что надлежащее им исполнение контракта оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Согласно разделу 9 контракта N 2121320201852001061000002/185/21-ГК факт возникновения обстоятельства непреодолимой силы должен быть документально удостоверен уполномоченным органом федеральной, региональной власти или органом местного самоуправления.
Заказчик, руководствуясь нормами статьи 523 Гражданского Кодекса Российской Федерации, части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пунктом 4.4.7 государственного контракта N2121320201852001061000002/185/21-ГК от 26.07.2021, принял Решение N 11/ТО/25-Ю589 об одностороннем отказе от исполнения данного государственного контракта. Решение вступило в силу 09.11.2021, ООО "Феникс" (ИНН 0725030073) включен в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года (исх. N 78/32973/21 от 23.11.2021).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей шестисот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа. Осуществленные в соответствии с частью 12 настоящей статьи в электронной форме закупки товара не учитываются в составе годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта.
На основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе Заказчику проведена упрощенная процедура закупки картофеля, проводимая путем размещения закупочных сессий на едином агрегаторе торговли "Березка" (в настоящее время "Единый агрегатор торговли", далее - ЕАТ) в соответствии с утвержденным регламентом функционирования ЕАТ, что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
Информация о проведении закупочных сессий на едином агрегаторе торговли находится в открытом доступе и не ограничивает круг потенциальных участников закупки.
В силу пункта 3 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - это совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 24 Закона о контрактной системе заказчики выбирают способ определения поставщика путем проведения конкурентных процедур или осуществляют закупки у единственного поставщика. Выбор способа закупки является правом, а не обязанностью государственного заказчика.
В письме от 14 ноября 2019 г. N ИА/100041/19 ФАС России выразила позицию относительно применения пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Согласно указанному письму само по себе неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соблюдением требований, установленных пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не является нарушением требований Закона о контрактной системе, если такие действия не являются результатом антиконкурентного соглашения.
Учитывая отсутствие в Законе о контрактной системе требований о недопустимости осуществления заказчиком нескольких закупок одноименных товаров у единственного поставщика на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе у Заказчика не усматривается нарушений принципа обеспечения конкуренции при осуществлении таких закупок, поскольку отсутствует требование, противоречие которому бы допустил Заказчик.
Инспекция Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что с учетом изложенного, в действиях Заказчика не усматривается нарушений части 2 статьи 8 и частей 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Инспекция Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
В действиях Заказчика - УФСИН России по Республике Карелия нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не установлено.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 июля 2024 г. N 078/06/99-881/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2024