Резолютивная часть решения оглашена "11" июля 2024
В полном объеме решение изготовлено "16" июля 2024 г. Санкт-Петербург
Инспекция Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Инспекция) в составе:
<...> - председатель Инспекции,
<...> - член Инспекции;
<...> - член Инспекции,
в присутствии представителя УФСИН России по Вологодской области - <...> (доверенность от 10.07.2024 N 73) надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте заседания Инспекции,
рассмотрев обращение от ООО "Феникс" (далее - Заявитель), направленное ФАС России (вх. N 16540-ЭП/24 от 24.06.2024) на действия УФСИН России по Вологодской области (далее - Заказчик, Организатор торгов) на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при заключении контрактов с единственным поставщиком:
- Государственный контракт N 2121320302162003525066896/216 от 29.10.2021;
- Государственный контракт N 2121320900832003301000044/83 от 28.10.2021;
- Государственный контракт N 2121320301762003301000031/176 от 08.10.2021;
- Государственный контракт N 2121320301552000000000000/155 от 27.10.2021;
- Государственный контракт N 2121320302182000000000000/218 от 25.10.2021;
- Государственный контракт N 93 от 30.09.2021;
- Государственный контракт N 2121320300692003301000031/69 от 14.10.2021;
- Государственный контракт N 2121320900562033010001000/56 от 05.10.2021;
- Государственный контракт N 2121320301752003301000031/175 от 05.10.2021;
- Государственный контракт N 2121320102002003301000031/200 от 22.11.2021
и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Санкт-Петербургского УФАС России поступило обращение Заявителя, перенаправленное ФАС России с поручением о проведении внеплановой проверки при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Как следует из обращения действия Заказчика нарушают императивные нормы содержащихся в части 2 статьи 8 и части 1, части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе которыми установлен запрет на совершение любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению и сокращению числа участников закупок.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о контрактной заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с пунктом 2 Закона о контрактной конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Как следует из представленных материалов, выявлено искусственное дробление закупок с единственным поставщиком на несколько закупок с целью уклонения Заказчика от проведения конкурентных процедур определения поставщика.
Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в обращении, позицию Заказчика, Инспекция Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
По результатам электронного аукциона 04.08.2021 года между Заказчиком и ООО "Феникс" заключен государственный контракт N 21213201013520033010000/135, согласно которому поставщик принял на себя обязательства по поставке продуктов питания согласно спецификации и техническому заданию (картофель продовольственный свежий столовый поздний немытый, неочищенный, ГОСТ 7176-2017, свекла столовая свежая, неочищенная, 1 сорта, ГОСТ 1722-85, капуста белокочанная, позднеспелая, неочищенная, 1 класса, ГОСТ 1724-85) на общую сумму государственного контракта 11 923 065,00 рублей.
ООО "Феникс" 21.09.2021 письменно уведомило Заказчика, что не сможет выполнить обязательства по поставке картофеля. При этом ООО "Феникс" не смогло доказать, что надлежащее им исполнение контракта оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Согласно разделу 9 контракта N 21213201013520033010000/135 факт возникновения обстоятельства непреодолимой силы должен быть документально удостоверен уполномоченным органом федеральной, региональной власти или органом местного самоуправления.
На момент принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 21213201013520033010000/135 от 04.08.2021, ООО "Феникс", согласно условиям контракта: не поставлена капуста, картофеля из 780000 килограмм поставлено 79861 килограмм, свекла поставлена в полном объеме. От дальнейших поставок ООО "Феникс" отказался, ссылаясь на погодные условия (аномальная жара, повлекшая снижение роста продукции).
Заказчик, руководствуясь нормами статьи 523 Гражданского Кодекса Российской Федерации, части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пунктом 4.4.7 государственного контракта N 21213201013520033010000/135 от 04.08.2021, принял Решение от 23.09.2021 об одностороннем отказе от исполнения контракта N 21213201013520033010000/135 от 04.08.2021. Решение вступило в силу 09.11.2021, ООО "Феникс" (ИНН 0725030073) включен в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года (исх. N 78/31953/21 от 15.11.2021).
28.10.2021 года Заказчиком в рамках освободившихся лимитов бюджетных обязательств размещен электронный аукцион на поставку части картофеля с начальной максимальной ценной контракта 8 427 321 (восемь миллионов четыреста двадцать семь тысяч триста двадцать один) рубль 00 копеек. В ходе проведенного электронного аукциона победителем стало ООО "Июль" (далее - головной исполнитель), предложившее цену контракта 6 320 490 (шесть миллионов триста двадцать тысяч четыреста девяносто рублей) 50 копеек. По согласованию заказчика с Головным исполнителем на основании части 18 статьи 34 Закона о контрактной системе (ред.2021 года) и условиям аукционной документации в ходе заключения контракта было увеличено количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), и цена за единицу товара не превысила цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, предложенной участником аукциона.
22.11.2021 между Заказчиком и ООО "Июль" заключен государственный контракт N N 2121320102002003301000031/200, цена контракта составила 8 427 318 (восемь миллионов четыреста двадцать семь тысяч триста восемнадцать рублей) 90 копеек.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей шестисот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа. Осуществленные в соответствии с частью 12 настоящей статьи в электронной форме закупки товара не учитываются в составе годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта.
В связи с тем, что не исполнение своих обязательств по контракту ООО "Феникс", вело к срыву в организации питания, а электронная процедура закупки занимала в среднем 30 дней до заключения контракта (в период 2021 года), Заказчиком было принято решение оставшиеся лимиты бюджетных обязательств на закупку капусты и картофеля направить в подведомственные учреждения Заказчика, для проведения закупок самостоятельно в более короткие сроки (закупка у единственного поставщика).
На основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе Заказчику проведена упрощенная процедура закупки картофеля и капусты проводимая путем размещения закупочных сессий на едином агрегаторе торговли "Березка" (в настоящее время "Единый агрегатор торговли", далее - ЕАТ) в соответствии с утвержденным регламентом функционирования ЕАТ, что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
Информация о проведении закупочных сессий на едином агрегаторе торговли находится в открытом доступе и не ограничивает круг потенциальных участников закупки.
По результатом закупок были заключены государственные контракты:
- N 2121320302162003525066896/216 от 29.10.2021 с СПК "Племзавод Пригородный";
- N 2121320900832003301000044/83 от 28.10.2021 с СПК "Племзавод Пригородный";
- N 2121320301762003301000031/176 от 08.10.2021 с СХПК комбинат "Тепличный";
- N 2121320301552000000000000/155 от 27.10.2021 с ООО "Центр-СХ";
- N 2121320302182000000000000/218 от 25.10.2021 с ООО "Малле";
- N 93 от 30.09.2021 с ООО "Роса Плюс";
- N 2121320300692003301000031/69 от 14.10.2021 с ООО "Июль";
- N 2121320900562033010001000/56 от 05.10.2021 с ООО "Июль";
- N 2121320301752003301000031/175 от 05.10.2021 с ООО "Июль";
В силу пункта 3 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - это совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 24 Закона о контрактной системе заказчики выбирают способ определения поставщика путем проведения конкурентных процедур или осуществляют закупки у единственного поставщика. Выбор способа закупки является правом, а не обязанностью государственного заказчика.
В письме от 14 ноября 2019 г. N ИА/100041/19 ФАС России выразила позицию относительно применения пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Согласно указанному письму само по себе неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соблюдением требований, установленных пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не является нарушением требований Закона о контрактной системе, если такие действия не являются результатом антиконкурентного соглашения.
Учитывая отсутствие в Законе о контрактной системе требований о недопустимости осуществления заказчиком нескольких закупок одноименных товаров у единственного поставщика на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе у Заказчика не усматривается нарушений принципа обеспечения конкуренции при осуществлении таких закупок, поскольку отсутствует требование, противоречие которому бы допустил Заказчик.
Инспекция Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что с учетом изложенного, в действиях Заказчика не усматривается нарушений части 2 статьи 8 и частей 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Инспекция Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
В действиях Заказчика - УФСИН России по Вологодской области нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не установлено.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 июля 2024 г. N 078/06/99-882/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2024