Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУК "ЦБС Красногвардейского района" (далее - Заказчик):
ООО "Велес" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 17768/24 от 08.07.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку ноутбуков для СПб ГБУК "ЦБС Красногвардейского района" (извещение N 0372200073124000030),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 23.04.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку ноутбуков для СПб ГБУК "ЦБС Красногвардейского района" (извещение N 0372200073124000030) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 273 872,96 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.05.2024 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Велес".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Велес" заключен государственный контракт N 0372200073124000030-2024 от 14.05.2024 (далее - Контракт) на сумму 1 038 206,64 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 6.10, 11.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 25.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Велес".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку ноутбуков для СПб ГБУК "ЦБС Красногвардейского района" (далее - Товар) в срок не позднее 30 (тридцати) календарных дней с даты заключения Контракта (п. 3.1 Контракта).
Таким образом, поставка Товара по Контракту должна была быть осуществлена в полном объеме в срок по 13.06.2024 включительно.
В нарушение условий Контракта Поставщик Товар не поставил.
16.05.2024 Поставщик направил в адрес Заказчика информационное письмо исх. N 23946 с предложением рассмотреть возможность изменения условий Контракта в части характеристик Товара или расторгнуть Контракт по соглашению сторон.
Заказчиком направлен ответ от 21.05.2024 N 126 с отказом в согласовании поставки Товара, ноутбука с базовой частотой процессора 1,3 ГИГАГЦ, поскольку, по мнению Заказчика, предлагаемая характеристика не отвечает потребностям Заказчика и не является улучшенной по отношению к характеристике, указанной в Контракте "базовая частота процессора 2,6 ГИГАГЦ".
12.06.2024 Поставщиком в адрес Заказчика направлен "Акт экспертизы 3212" от 05.06.2024 ООО НПО "Адвент".
13.06.2024 исх. N 143 Заказчик информировал Поставщика, что в выводе Акта по первому вопросу содержится информация о несоответствии частоты процессора базовой 1,3 ГИГАГЦ характеристикам процессора (частота процессора базовая 2,6 ГИГАГЦ), указанным в Приложении N 1 к Контракту. В ответе по второму вопросу не содержится сведений о том, что базовая частота процессора предлагаемая (1,3 ГИГАГЦ) является улучшенной по отношению к частоте, указанной в Контракте. Таким образом, Акт подтверждает невозможность изменения условий Контракта. Заказчик был вынужден отказать Поставщику в согласовании поставки Товара, ноутбука с базовой частотой процессора 1,3 ГИГАГЦ, поскольку его технические и функциональные характеристики не отвечают потребностям (нуждам) Заказчика.
17.06.2024 Заказчик направил в адрес Поставщика претензию N 144, в которой потребовал в срок в течение 7 (семи) календарных дней с даты получения претензии (по 25.06.2024) поставить Товар по Контракту в полном объеме.
По состоянию на 25.06.2024 Поставщик требования претензии N 144 от 17.06.2024 не выполнил, Товар по Контракту не поставил.
На основании изложенного, руководствуясь п. 6.10 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
25.06.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Велес" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 08.07.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "Велес" не уклонялось от исполнения Контракта, а наоборот предпринимало все возможные действия, направленные на выполнение своих обязательств. При этом невозможность исполнения Контракта связана с объективными причинами, на которые Участник закупки не мог повлиять и в результате которых исполнение Контракта на условиях, указанных в заявке и закупочной документации, оказалось невозможным.
16.05.2024 в адрес Заказчика Участник направил письмо исх. N 23946 с просьбой на основании п. 12.7 Контракта внести изменения в условия поставки, а именно изменить базовую частоту процессора на 1,3 ГГц и количество ядер процесса на 10 шт. Данные изменения обусловлены тем, что модель ноутбука с заявленной частотой 2,6 ГГц и 6 ядрами процессора снята с производства производителем ООО "РИКОР ЭЛЕКТРОНИКС" по причине устаревания, высокого энергопотребления и малого времени автономной работы. Данный факт подтверждается письмом производителя ООО "СитиКом" исх. N 05-1 от 15.05.2024.
На данный момент на рынке представлены ноутбуки данного производителя с 10 ядерными процессорами с базовой частотой 1,3 ГИГАГЦ и максимальной 4,4 ГГц.
Вместе с тем представитель Участника отметил, что ноутбуки, которые Участник намеревался поставить, находятся в реестре российской радиоэлектронной продукции. Аналогичный товар иных производителей со схожими характеристиками в РЭП отсутствует, а значит, Участник объективно не мог предложить Заказчику какую-либо иную модель, соответствующую его потребностям.
При этом Заказчик отказал в изменении условий Контракта (письмо исх. N 126 от 21.05.2024).
В адрес Заказчика Участник также направил письмо N 23946-4 с просьбой рассмотреть возможность замены модели ноутбука, указанной в Контракте.
Кроме того, Участником проведена экспертиза ООО "Научно-производственное предприятие "Адвент". Предъявленный к экспертизе Ноутбук Rikor R-N-15 [SPB RN] FHD i5-1235U/16GB/512GB оснащён процессором Intel Core i5 1235U, дата начала производства данных процессоров 23.02.2022, что свидетельствует об отсутствии морального устаревания данных процессоров на дату экспертизы (05.06.2024). Характеристики процессора, указанные в Приложении N 1 к Контракту (Спецификация), в свою очередь, не предоставляют возможности точно определить его модель, либо из-за технической ошибки, допущенной при описании характеристик, либо ввиду его морального устаревания и несоответствия современным требованиям пользователя, и как следствие прекращение производства ноутбуков оснащёнными данными процессорами. При этом технические и функциональные характеристики Товара - Ноутбук Rikor R-N-15 [SPB RN] FHD i5-1235U/16GB/512GB, предлагаемого к поставке, по мнению представителя Участника, являются улучшенными, по сравнению с характеристиками, указанными в Контракте. Данные выводы представителя Участника также подтверждаются Актом экспертизы 3212 от 05.06.2024 ООО "Научно-производственное предприятие "Адвент".
Вместе с тем, дожидаясь ответа от Заказчика, Участник заключил договор поставки ноутбуков с предложенными характеристиками с ООО "Ситиком" и оплатил данный товар. Из чего следует что, ООО "Велес" рассчитывало исполнить свои обязательства перед Заказчиком.
17.06.2024 в адрес Участника поступила претензия в связи с просрочкой исполнения обязательств (письмо исх. N144 от 17.06.2024), а 25.06.2024 Заказчик направил решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Также представитель Участника отметил тот факт, что ООО "Велес" является добросовестным поставщиком, что подтверждается тем, что только за 2024 год по результатам закупок ООО "Велес" исполнило 96 контрактов на 55,5 млн. Обязательства по договорам Участник исполнял своевременно, претензии относительно сроков и порядка заключения и исполнения договоров отсутствуют.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Велес" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, учитывая, что Участником предпринимались активные действия, направленные на исполнение контракта, а включение сведений в ООО "Велес" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Велес" (ИНН: 7839085921), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 июля 2024 г. N РНП-78-1114/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2024