Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБДОУ Детский сад N 67 Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Охранное предприятие "ССП" (далее - Участник, Исполнитель):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 17849/24 от 09.07.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по охране помещений в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, для нужд Санкт-Петербурга в 2024-2025 годах (извещение N 0172200000723000308),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Уполномоченным органом - Администрацией Красногвардейского района Санкт-Петербурга 29.08.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по охране помещений в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, для нужд Санкт-Петербурга в 2024-2025 годах (совместная закупка) (извещение N 0172200000723000308) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 4 529 433,60 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.10.2023 N ИЭОК1 победителем Конкурса признано ООО "Охранное предприятие "ССП".
По результатам закупки ГБДОУ Детский сад N 2 Красногвардейского района Санкт-Петербурга с ООО "Охранное предприятие "ССП" заключен государственный контракт N 2/ОХР-24/25 от 16.10.2023 (далее - Контракт) на сумму 4 529 433,60 рублей.
В связи с реорганизацией ГБДОУ Детский сад N 2 Красногвардейского района Санкт-Петербурга в форме присоединения к ГБДОУ Детский сад N 67 Красногвардейского района Санкт-Петербурга, исключением из сети государственных учреждений Санкт-Петербурга ГБДОУ Детский сад N 2 Красногвардейского района Санкт-Петербурга, о чем 14.05.2024 получено уведомление N 738340833 от МИФНС N 15 по Санкт-Петербургу о снятии с учета Российской организации в налоговом органе и внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 14.05.2024 о прекращении деятельности ГБДОУ Детский сад N 2 Красногвардейского района Санкт-Петербурга и завершении реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица, а также в связи с переходом всех прав и обязанностей ГБДОУ Детский сад N 2 Красногвардейского района Санкт-Петербурга по Контракту N 2/ОХР-24/25 от 16.10.2023 к правопреемнику ГБДОУ Детский сад N 67 Красногвардейского района Санкт-Петербурга, на основании ч. 6 ст. 95 Закона о контрактной системе между Заказчиком и Участником было заключено соответствующее Дополнительное соглашение от 10.06.2024.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 28.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Охранное предприятие "ССП".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по охране помещений ГБДОУ Детский сад N 67 Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее - Услуги) по адресу: Санкт-Петербург, пр. Шаумяна, д. 83, лит. А (далее - Объект) в период с момента заключения Контракта, но не ранее 01.01.2024 00:00 часов по 31.12.2025 24:00 часов (п. 1.2 Контракта).
Пунктом 2.1.3 Контракта установлена обязанность Исполнителя предоставить Заказчику в течение 1 (одного) рабочего дня после заключения настоящего Контракта список работников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов и лиц, указанных в ч. 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", с указанием сведений по каждому работнику, подтверждающих его право замещать указанную должность и исполнять функциональные обязанности в соответствии с Техническим заданием (далее - Список).
Количество работников в Списке должно обеспечивать оказание услуг в объеме, установленном Техническим заданием, с учетом требований ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации.
В случае внесения изменений в состав работников, осуществляющих охрану объекта, Исполнитель направляет в течение 1 (одного) рабочего дня со дня принятия такого решения Заказчику уточненный Список.
В силу п. 2.1.4 Контракта Исполнитель обязан по требованию Заказчика в течение 3 (трех) рабочих дней представить Заказчику надлежащим образом заверенные Исполнителем копии документов, подтверждающих сведения о работниках, указанных в Списке, в соответствии с ч. 1 ст. 11.1, ч. 7 ст. 12 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", пп. "ж" п. 10 и пп. "б" п. 11 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. N 498.
Согласно п. 2.2.7 Технического задания (Приложение N 2 к Контракту), в целях организации охраны объекта Исполнитель обязан не позднее 1 (одного) дня со дня вступления контракта в силу разработать и согласовать с Заказчиком инструкцию сотрудников охраны при исполнении служебных обязанностей на охраняемом объекте и график дежурств сотрудников охраны.
В связи с существенными нарушениями обязательств, предусмотренных Контрактом, несоответствием оказываемой Услуги установленным Контрактом требованиям (п. 2.1.3, п. 2.1.4 Контракта, п. 2.2.7, пп. 3 п. 2.2.1.5 Приложения N 2 к Контракту) Заказчик, руководствуясь п. 11.4 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
28.06.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 09.07.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что считает Решение Заказчика необоснованным и незаконным по следующим основаниям.
С момента начала исполнения Контракта Заказчиком неоднократно направлялись Исполнителю претензии:
- претензия N 11 (исх. 191 от 19.06.2024), согласно которой Исполнителем нарушен п. 2.2.16 Технического задания к Контракту;
- претензия N 12 (исх. 236 от 28.06.2024), согласно которой Исполнителем нарушены п. 2.1.1 и 2.2.16 Технического задания к Контракту;
- претензия N 13 (исх. 248 от 02.07.2024), согласно которой Исполнителем нарушен п. 2.2.16 Технического задания к Контракту.
Нарушения, указанные в претензиях NN 11, 12, 13, незамедлительно были устранены Исполнителем в полном объёме, штрафы оплачены (Платежное поручение N 359 от 25.06.2024, Платежное поручение N 381 от 09.07.2024, платежное поручение N 382 от 09.07.2024).
Вместе с тем пункты, указанные в претензиях, которые по мнению Заказчика были нарушены Исполнителем, не соответствуют пунктам Контракта, на которые ссылается Заказчик в своем Решении.
Также с момента исполнения Контракта Заказчик подписал документы о приемке за период с января 2024 года по июль 2024 года, мотивированный отказ от подписания актов выполненных работ не предоставлялся Заказчиком согласно п. 3.6. Контракта.
Исполнитель 08.07.2024 направил Заказчику с использованием ЕИС Уведомление об исправлении нарушений условий Контракта с приложениями согласно п. 11.5 Контракта. Однако Заказчик согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе не отменил решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта и оставил данное уведомление без ответа.
09.07.2024 в 8:00 Заказчик, не уведомив Исполнителя о месте и времени подписания акта о снятии Объекта с охраны, в одностороннем порядке подписал данный акт без участия Исполнителя, нарушив при этом п. 1.3 Контракта. Если Заказчик считал, что Контракт расторгается 09.07.2024, то согласно условиям Контракта, охрана должна была быть снята в 00:00 09.07.2024. Таким образом, своими действиями Заказчик автоматически продлил исполнение Контракта.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечёт для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Представитель Участника сообщил, что Контрактом не описано какие именно нарушения являются существенными, а нарушения, допущенные Исполнителем, являлись устранимыми и исправлялись в кратчайшие сроки. Таким образом, Исполнитель не уклонялся от исполнения обязательств по Контракту.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Охранное предприятие "ССП" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "Охранное предприятие "ССП" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Охранное предприятие "ССП" (ИНН: 7813142950), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 июля 2024 г. N РНП-78-1119/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2024