Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Консультативно-диагностический центр для детей" (далее - Заказчик): по доверенности;
ИП Хирёва Михаила Викторовича (далее - Участник, Поставщик):. по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 17859/24 от 09.07.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на поставку расходных материалов для нужд клинико-диагностической лаборатории для нужд СПб ГБУЗ "Консультативно-диагностический центр для детей" в 2024 году (извещение N 0372200009724000090),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 10.04.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для нужд клинико-диагностической лаборатории для нужд СПб ГБУЗ "Консультативно-диагностический центр для детей" в 2024 году (извещение N 0372200009724000090) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 495 857,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.04.2024 NИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Хирёв М.В.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Хирёвым М.В. заключен государственный контракт N 0372200009724000090 от 06.05.2024 на сумму 1 353 750,49 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 26.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Хирёвым М.В.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку расходных материалов для нужд клинико-диагностической лаборатории для нужд СПб ГБУЗ "Консультативно-диагностический центр для детей" в 2024 году (далее -Товар).
Согласно п. 1.2. Контракта номенклатура и общее количество Товара определяется Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту), срок получения Товара и конкретное количество Товара необходимое Заказчику определяются Заявкой о получении Товара (Приложение N 3 к Контракту), технические показатели - Техническими характеристиками (Приложение N 2 к Контракту).
В соответствии с п. 1.4, 5.1 Контракта срок поставки Товара установлен в течение 5 рабочих дней с момента поступления заявки от Заказчика, в период с момента заключения Контракта.
14.05.2024 Заказчиком в адрес Поставщика была направлена заявка о поставке Товара в срок 5 рабочих дней, т.е. до 21.05.2024, а именно:
Пробка для пробирок РУ от 04.07.2011 NФСЗ 2011/10017 210000 шт. на сумму 269 870,98 рублей,
Штатив для пробирок и микропробирок РУ от 04.07.2011 NФСЗ 2011/10017 2 шт. на сумму 6 470,75 рублей,
Устройство вакуумное с поршнем для исследований проб крови с фторидом натрия и ЭДТА РУ от 26.05.2021 NФСЗ 2009/04702 5000 шт. на сумму 75 567,49 рублей,
Наконечник пипетки РУ от 04.07.2011 NФС32011/10017 30000 шт. на сумму 21 720,00 рублей,
По состоянию на 23.05.2024 Контракт не был исполнен в полном объеме, о сложностях, возникающих при исполнении Контракта, а также обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению Контракта Заказчику не сообщалось, в связи с чем было направлено письмо с требованием незамедлительно принять меры, направленные на надлежащее исполнение Контракта и сообщить конкретную дату поставки Товара.
Письмом (вх. 767 от 27.05.2024) сообщено, что по информации производителя медицинские изделия будут поставлены на склад ИП Хирева М.В. не ранее 31.05.2024 и Поставщик приложит все усилия для максимально быстрого исполнения условий Контракта и поставка будет произведена до 07.06.2024.
По состоянию на 11.06.2024 поставка Товара не осуществлена.
18.06.2024 поступило сообщение ИП Хирева М.В. об отгрузке по заявке в рамках Контракта и передаче документов на склад транспортной компании, в связи с чем первоначально принятое решение расторжении в одностороннем внесудебном порядке Контракта от 06.05.2024 отменено.
20.06.2024 проведен осмотр и экспертиза доставленного Товара и по результатам изучения Контракта и приложений к нему, Заявке от 14.05.2024, представленных документов, внешнего осмотра и измерений условия поставки по Контракту установлено, что Поставщиком обязательства не выполнены в полном объеме, поскольку Товар предусмотренный к поставке Контрактом и указанный в заявке от 14.05.2024 отсутствует.
С учетом изложенного, в связи с допущенными ИП Хиревым М.В. существенными нарушениями условий Контракта, руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик принял Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 26.06.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 09.07.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ИП Хирёв М.В. не уклонялся от исполнения Контракта и предпринимало все возможные меры для исполнения своих обязательств, предусмотренных Контрактом.
Согласно п. 1.4 Контракта поставка товара должна осуществляться в течение пяти рабочих дней с момента поступления заявки от Заказчика, в период с момента заключения контракта по 10.12.2024.
После подведения итогов Аукциона Поставщик незамедлительно заказал и оплатил медицинские изделия, предусмотренные Контрактом.
Однако, Товар, приобретенный для исполнения Контракта на склад Поставщика в установленные сроки не поступил.
В ответ на претензию ИП Хирева М.В. продавец Товара сообщила, что по сведениям завода - изготовителя, по причине сложностей с реализацией платежей за заказанный Товар в связи внешнеэкономическим санкциями, возникла задержка сроков изготовления Товара, что привело к задержке сроков изготовления Товара, и, следовательно, исполнения обязательств по Контракту.
Более того, в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц импорт Товара европейского производства приостановлен до неопределенного времени.
14.05.2024 от Заказчику Поставщику поступила заявка на поставку Товара на сумму 373 62922 рублей.
Понимая, что Поставщиком допускается просрочка поставки Товара, по вышеуказанным причинам, ИП Хирев М.В. предпринял все усилия по исполнению обязательств по поставке Товара.
Так, 17.05.2024 в адрес Заказчика была отгружена на сумму 21 720,00 рублей.
Однако, поставленный Товар не был принят Заказчиком, по причине несоответствия условиям Контракта.
Одновременно, Поставщик в отношении непоставленного Товара совершал мероприятия по его приобретению у альтернативных поставщиков, которые готовы были организовать поставку Товара за пределами сроков поставки.
26.06.2024 Заказчик разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
27.06.2024 ИП Хирев М.В. направил Заказчика письмо с предложением поставить аналоги штатива для пробирок Китайского производства ООО "МиниМед".
Кроме того, 02.07.2024 продавец Товара сообщил ИП Хиреву М.В. в письме N 01-34-1, что заказанные медицинские изделия уже в пути на склад последнего, и в срок до 05.07.2024 будет передан ИП Хиреву М.В.
02.07.2024 о данных обстоятельствах было сообщено Заказчику.
03.07.2024 ИП Хирев вновь написал письмо Заказчику о прибытии Товара на склад Поставщика 05.07.2024 и готовности его принять после 09.07.2024.
04.07.2024 Поставщик написал о прибытии Товара на склад Поставщика 05.07.2024 и готовности его приемки за пределами сроков вступления в силу одностороннего отказа.
Товар, заказанный для исполнения обязательств по Контракту поступил на склад ИП Хирева М.В. 05 июля 2024 года, что подтверждается Товарной накладной N 615 от 05.07.2024, тогда как односторонний отказ вступал в законную силу 08.07.2024.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Хирёва М.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ИП Хирёвым М.В. предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ИП Хирёвым М.В. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Хирёва Михаила Викторовича, (ИНН: 810703333594), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 июля 2024 г. N РНП-78-1129/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2024