Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, Заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.
В присутствии представителей, участвующих посредством системы-программы "trueconf":
от заказчика - Гаялиев Р.Р.
от ИП Кравченко А.В. - Кравченко А.В.
от уполномоченного органа - Головейко Н.С.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ИП Кравченко А.В. на действия ГБУЗ СК "Краевой центр специализированных видов медицинской помощи N 1" по факту осуществления закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0121200004724000809 "Поставка оборудования в рамках программы "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями".
Жалоба в порядке ст. ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) принята к рассмотрению и назначена на 10.07.2024 г. в 10:30 с вызовом сторон по делу.
В ходе заседания был объявлен перерыв, с целью предоставления возможности заявителю, ознакомится с письменными пояснениями заказчика до 10.07.2024 г. 16:45. Данные письменные пояснения были отправлены заявителю на электронную почту info@gosfarm.ru за исх. N ГЗ/8424/24 от 10.07.2024 г.
После перерыва, 10.07.2024 г. комиссия, выслушав пояснения заказчика, заявителя, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила следующее:
Заявитель обжалует действия заказчика в части формирования и описания объекта закупки с извещением N 0121200004724000809.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные и устные пояснения, в которых просил признать жалобу необоснованной.
31.05.2024 г. уполномоченным органом согласно порядка взаимодействия с заказчиком в ЕИС было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0121200004724000809 "Поставка оборудования в рамках программы "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями".
НМЦК 19 715 200,00
Согласно извещению к поставке требовалось Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы Идентификатор: 152795723, с примененным КТРУ 26.60.12.132-00000011.
На участие в закупке была подана одна заявка, которая признана соответствующей извещению.
Комиссия контролирующего органа, изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, пришла к следующим выводам.
По доводам заявителя жалобы установлено:
1. Основные доводы заявителя сводятся к тому, что закупаемый товар описан заказчиком таким образом, что совокупность всех характеристик товара соответствует товару единственного производителя, а именно заявителем устно в ходе рассмотрения жалобы было указано, что таковым производителем является - Philips.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно статье 8 Закона N44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании анализа указанных норм следует, что заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки, но при этом не совершая действий, которые влекут ограничение числа участников закупок.
Представитель заказчика на рассмотрении дела предоставил документы в обосновании применения характеристик при описании объекта закупки:
Копии писем ООО "ФИЛИПС" ОТ 05.07.2024 г. N 12992 и от 15.05.2024 г. N GT-D/15/05/2024-1
Копию публикации Российского кардиологического журнала 2019 года,выпуск 24 (3)
Копия кандидатской диссертации Ермакова Д.Ю.
Практику судебную
Копию патента от 18.09.2024 г. N US 2014/0276137 A 1, выданного Philips
Проведя анализ представленных документов, комиссия пришла к выводу, что представленные документы не опровергают позицию заявителя, и не подтверждают, что под установленные заказчиком характеристики товара помимо производителя Philips, подходит товар иного производителя.
Так было установлено:
1). Заказчиком на заседание комиссии доказательства, документы, свидетельствующие о том, что возможна поставка товаров иных производителей, помимо которого указал заявитель - не представлены.
2) Также, необходимо отметить, что единственная поступившая и допущенная заявка содержало предложение о поставке товара производителя Philips.
Включение заказчиком в извещении требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, а так же доказательств отсутствия аналогичных товаров иных производителей, является нарушением положений статей 8, 33 Закона N44-ФЗ.
Исходя из вышеизложенного, включение заказчиком в извещении требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона N 44-ФЗ (пункт 2 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017)
Указанный выводы подтверждены так же Определением Верховного Суда РФ от 03.09.2021 N 308-ЭС21-19597 по делу N А63-5786/2020, Постановлением арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу NА63-5786/2020.
Таким образом, данный довод обоснован.
На основании вышеизложенного, в действиях заказчика установлены нарушения требований ст. 8, ст. 33 Закона N44-ФЗ.
2. Заявитель, в жалобе также указывает о допущенных нарушениях со стороны заказчика в части формирования и обоснования НМЦК.
Комиссия отмечает, что довод заинтересованного лица о нарушениях Закона N44-ФЗ при обосновании начальной максимальной цены контракта не может быть рассмотрен Ставропольским УФАС России в связи со следующим.
Ставропольское УФАС России, не наделено полномочиями осуществлять контроль за соблюдением обоснования начальной максимальной цены контракта, цены контракта заключенного с единственным поставщиком, поскольку согласно положений статьи 99 Закона N44-ФЗ и иных нормативно правовых актов, определяющих функции и полномочия государственных и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют органы контроля в пределах их полномочий, в том числе:
- органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
В соответствии с положениями части 8 статьи 99 Закона N44-ФЗ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона N44-ФЗ) в отношении, в том числе за:
- определением и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона N44-ФЗ контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, а также закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета;
- органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
- органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Принимая во внимание вышеуказанные положения Законодательства РФ, к полномочиям Управления, не относится контроль по части 8 статьи 99 Закона N44-ФЗ и соответственно, Управление не наделено полномочиями проводить проверки, в отношении подконтрольных субъектов на предмет соблюдения требований по перечню случаев, указанных в части 8 статьи 99 Закона N44-ФЗ.
3. Так же комиссия отмечает, что доводы участвующих лиц, приведенные в ходе рассмотрения дела в письменной либо устной форме, не нашедшие отражения в настоящем решении, не могли повлиять на изложенные выводы в принятом решении и являются необоснованными.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Кравченко А.В. на действия ГБУЗ СК "Краевой центр специализированных видов медицинской помощи N 1" по факту осуществления закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0121200004724000809 "Поставка оборудования в рамках программы "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями" - обоснованной в части описания объекта закупки под одного производителя.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - ГБУЗ СК "Краевой центр специализированных видов медицинской помощи N 1" нарушившими ст. 8, ст. 33 Закона N44-ФЗ, в связи с чем, выдать обязательное для исполнения предписание.
3. Передать материалы дела в Министерство финансов Ставропольского края.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
Е.А. Соколов |
Члены комиссии: |
|
|
|
|
Е.В. Вишневская
|
|
|
Б.Ш. Карпель |
Исп.Карпель Б.Ш.
тел.(8652) 35-28-07, вн.026-285
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 10 июля 2024 г. N 026/06/106-1561/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2024