Резолютивная часть оглашена
11.07.2024 г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России)
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр внешкольной работы "Крылатый" городского округа Самара (далее - Заказчик, МБУ ДО "ЦВР "Крылатый" г.о.Самара) о рассмотрении вопроса о включении сведений об ООО ЧОО "Ангел" (далее - Общество, Исполнитель) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 06.06.2023 N б/н на оказание услуг по частной охране (выставление поста охраны), заключенного в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
УСТАНОВИЛА:
06.06.2023 между МБУ ДО "ЦВР "Крылатый" г.о.Самара и ООО ЧОО "Ангел" в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключен договор на оказание охранных услуг на срок с 06 июня по 31 декабря 2023 г. (срок оказания услуг по настоящему договору - c 07.06.2023 г. по 30.06.2023 г. и с 01.09.2023 г. по 31.12.2023 г.) (далее - Договор).
Исполнитель обязался обеспечить охрану в ЦВР "Крылатый" в г. Самара, ул. Физкультурная, д. 118, а Заказчик - платить Истцу за охранные услуги 46 060 руб. в месяц (п. 2.1.1., п. 4.1. Договора).
По условиям договора и в соответствии с Законом РФ "О частной детективной и охранной деятельности" Исполнитель обязан обеспечить дежурство в МБУ ДО "ЦВР "Крылатый" г.о.Самара охранников с понедельника по субботу с 07:00 до 19:00 и допускать к работе только лиц с удостоверением частного охранника (п. 2.1.1., 7.2., Договора).
Согласно ст. 11.1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности" право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством. Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Законом. Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными настоящим Законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации.
В сентябре 2023 Исполнитель отправлял на дежурство в МБУ ДО "ЦВР "Крылатый" г.о.Самара людей без удостоверения частного охранника и не состоящих в трудовых отношениях с ООО ЧОО "Ангел" (Выявлено и зафиксировано Управлением Росгвардии по Самарской области Постановлением по делу об административном правонарушении N5096 от 29.09.2023 г., сотрудник Исполнителя привлечен к административной ответственности за работу без удостоверения).
Согласно письменным пояснениям Заказчика Исполнителю устно сообщалось о необходимости устранить нарушения договора: предоставить документы, подтверждающие статус охранника, трудоустройство и закрепление за нашим объектом в отношении охранника, который дежурил у нас в сентябре 2023, и обеспечить дежурство людей с удостоверением охранника в будущем.
Исполнитель не устранил нарушения, с октября 2023 стал допускать неоднократные невыходы охранников на дежурство в МБУ ДО "ЦВР "Крылатый" г.о.Самара, что было зафиксировано многочисленными Актами со стороны Заказчика.
05.10.2023 г. Заказчиком направлена претензия, в которой предупреждении о расторжении договора, если Исполнитель не прекратит нарушать его. В дальнейшем неоднократно направлялись претензии по всем фактам нарушений (копии претензий и доказательства их отправки, доставки или возврата предоставлены Комиссии Самарского УФАС России).
19.10.2023 г. Заказчик направил Исполнителю уведомление об одностороннем расторжении договора на его электронную почту, указанную в договоре ohrana.angel2@mail.ru. Исполнитель в тот же день ответил, что считает нарушения - несущественными и продолжил нарушать договор.
09.10.2023 г. Заказчик направил Исполнителю уведомление об одностороннем расторжении договора на юридический адрес - г. Казань, ул. Восстания, д.100, пом.1Н, оф.2. Общество уклонилось от получения этого письма.
27.10.2024 Заказчик направил Исполнителю уведомление об одностороннем расторжении договора на новый юридический адрес Общества - г. Казань, ул. Восстания, Д.108Н, к.2. Исполнитель получил данное уведомление 10.11.2024. (подтверждается отчётом о доставке), но не устранил нарушения и 11.11.2023 опять не обеспечил явку охранника на дежурство в МБУ ДО "ЦВР "Крылатый".
Исполнитель направлял Заказчику документы на оплату охранных услуг, которые фактически не оказывал: акт и счёт за декабрь 2023 от 31.12.2023.
Заказчик отказался подписывать Акты об оказании услуг, которые выставил Исполнитель, направили ему мотивированные возражения и предложили оплатить только те дни, когда были оказаны услуги без нарушений:
сентябрь - 0 рублей;
октябрь - 3543,08 руб. (Общество не обеспечило дежурство охранника 02.10.2023, 03.10.2023, 04.10.2023, 05.10.2023, 06.10.2023, 07.10.2023, 09.10.2023, 20.10.2023, 21.10.2023, 23.10.2023, 24.10.2023, 25.10.2023, 26.10.2023, 27.10.2023, 31.10.2023);
ноябрь - 10629, 24 руб. (Общество не обеспечило дежурство охранника 01.11.2023, 03.11.2023, 08.11.2023, 09.11.2023, 11.11.2023, 14.11.2023. С 14.11.2023 Общество больше не направлял охранников на дежурство).
14.11.2023 г. ООО ЧОО "Ангел" ввиду неоплаты оказанных услуг (83 745 руб.) приостановили исполнение договора.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта направлено в адрес Общества почтовой связью 27.10.2023 г., получено адресатом 10.11.2023 г., вступило в силу 21.11.2023 г.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
ООО ЧОО "Ангел" пояснения относительно обстоятельств, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в антимонопольный орган не представил, к ВКС 10.07.2024 г., 11.07.2024 г. не подключились.
Заказчик в результате действий (бездействий) ООО ЧОО "Ангел" лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки.
При этом, Самарское УФАС России отмечает высокую социальную значимость предмета контракта - охрана учреждение дополнительного образования для детей и подростков, места длительного пребывания детей и подростков.
Заказчик на включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) настаивает.
В рассматриваемом случае Исполнителем не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Исполнителя.
Вместе с тем, социальная значимость осуществляемой заказчиком деятельности требует от поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по контрактам большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, в частности при оказании охранных услуг, отсутствие которых может привести к критическим последствиям.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО ЧОО "Ангел" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае ООО ЧОО "Ангел" не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
Стоит отметить, что Арбитражный суд Республики Татарстан неоднократно привлекал ООО ЧОО "Ангел" к административной ответственности за нарушения в сфере охранной деятельности (решения А65-8596/2024, А65-8347/2024, А65-34315/2023, А65-29734/2023, А65- 24128/2023, А65-15925/2023, А65-15925/2023, А65-7005/2023).
Арбитражный суд Республики Татарстан решением от 13.05.2024 А65-35620/2023 приостановил ООО ЧОО "Ангел" действие лицензии на осуществление охранной деятельности за систематические нарушения закона и неисполнение предписаний Росгвардии. Из этого решения следует, что Росгвардия многократно привлекала к административной ответственности охранников Исполнителя за то, что они работали учебных заведениях в г. Самара без правового статуса частного охранника.
По открытым данным ФНС "Прозрачный бизнес" средняя списочная численность работников у Исполнителя за 2023 - 18 человек. Из распоряжений Росгвардии Татарстана от 25.10.2023 и 04.12.2023 о проверках Исполнителя и решения от 13.05.2024 о приостановлении лицензии Исполнителя видно, что в 2023 он оказывал охранные услуги с нарушениями более чем 30 детских образовательным учреждениях в г Самара. Из этого следует что Исполнитель, заключая договор с Заказчиком, заведомо не имел реальной возможности надлежащим образом его исполнять.
Кроме того, следует отметить, что в Самарское УФАС России ранее поступали обращения Заказчиков о ненадлежащем выполнении обязательств со стороны ООО ЧОО "Ангел" по контрактам, реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в ЕИС содержит 1 запись в отношении ООО ЧОО "Ангел".
Согласно ч.4 ст.104 Закона о контрактной Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Комиссия Самарского УФАС России установила, что материалы обращения Заказчика о рассмотрении вопроса о включении сведений об ООО ЧОО "Ангел" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 06.06.2023 N б/н, направлены в антимонопольный орган с нарушением срока, установленным ч.4 ст.104 Закона о контрактной системе - 04.07.2024 г.
В действиях Заказчика содержится нарушение ч.4 статьи 104 Закона о контрактной системе
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Ангел" (ИНН 1658215254, КПП: 165801001; адрес регистрации: 420095, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Восстания, зд.108Н, к.2; сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица: Наумов Николай Леонидович (ИНН 631629542372), учредителе общества: Миронова Раиса Павловна (ИНН 636900312859) в реестр недобросовестных поставщиков*.
2. Исключить информацию об ООО ЧОО "Ангел", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица, учредителе общества из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы обращения для решения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 15 июля 2024 г. N РНП-63-187
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2024