Резолютивная часть оглашена
15.07.2024 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе комиссии:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение ГБУЗ СО "САМАРСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА N 5" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "КОНТР ОЙЛ" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведенного электронного аукциона на поставку нефтепродуктов для транспортных средств в I полугодии 2024 года для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская больница N5" (0142200001323022798, начальная (максимальная) цена контракта - 1 774 290,00),
в присутствии представителей:
У С Т А Н О В И Л А:
13.11.2023 года между государственным бюджетным учреждением Самарской области "Самарская городская больница N 5" (далее - заказчик) и ООО "Контр Ойл" (далее - Поставщик) заключен контракт N27К/24 на поставку нефтепродуктов для транспортных средств в I полугодии 2024 года для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская больница N5" цена контракта - 1 774 290, 00 руб.
Пунктом 1.1 Контракта предусмотрено, что поставщик обязуется поставить нефтепродуктов для транспортных средств в I полугодии 2024 года для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская больница N5".
Пунктом 1.2 установлено, что поставщик обязуется обеспечивать Заказчику поставку нефтепродуктов с использованием электронных пластиковых карт (далее - карта), выдаваемых Поставщиком, или по заправочной ведомости (приложение N 3) на АЗС (далее именуются по отдельности - АЗС, а все вместе - сеть АЗС), а Заказчик обязуется принять нефтепродукты и оплатить в соответствии с условиями настоящего контракта.
Срок поставки нефтепродуктов: с 01.01.2024 г. по 30.06.2024 г. место поставки - местоположение не менее 1-ой АЗС в пределах 5 км удаленности от фактического местонахождения Заказчика.
Пунктами 1.4, 1.5 контракта установлено, что получение заказчиком нефтепродуктов осуществляется в соответствии с условиями настоящего контракта при предъявлении карты или по заправочной ведомости (далее - ведомость). Карта является техническим средством учета операций получения топлива Заказчиком и не является платежным средством.
Право собственности на нефтепродукты переходит к Заказчику в момент их непосредственного получения на АЗС.
Согласно пункту 3.1 контракта определено, что Заказчик получает нефтепродукты в соответствии с условиями настоящего контракта на сети АЗС, определяемой Поставщиком и указанной в Перечне, который Поставщик обязан направить Заказчику в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня со дня заключения настоящего контракта (далее - Перечень АЗС). Перечень АЗС подписывается лицом, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа уполномочено выступать от имени Поставщика.
Получение Заказчиком нефтепродуктов в период действия настоящего контракта, возможно только при условии использования карты в соответствии с Инструкцией по использованию карты, определяемой Поставщиком по согласованию с Заказчиком, или наличии подписи доверенных лиц в ведомости. Инструкция по пользованию картой подписывается полномочными представителями сторон и после ее подписания становится неотъемлемой частью настоящего контракта (Приложение N 2).
В соответствии с пунктом 10.1 настоящий контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует по 30.06.2024.
Прекращение (окончание) срока действия контракта не освобождает стороны от исполнения обязательств по контракту в полном объеме, в том числе в части расчетов - до полного их завершения, если такое условие не будет противоречить положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации и (или) соглашению о предоставлении субсидий, а также от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта.
Пунктом 10.4 Контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
По состоянию на 04.03.2024 ООО "Контр Ойл" выполнило обязательства по поставке нефтепродуктов на сумму 371 944,45, которые были своевременно оплачены ГБУЗ СО "СГБ N 5", однако с 01.03.2024 Общество прекратило поставку нефтепродуктов.
Письмом от 20.02.2024 N05-2024 Поставщик уведомил ГБУЗ СО "СГБ N 5" о прекращении реализации топлива по контракту N27К/24 от 13.11.2023 с 01.03.2024 в связи с тем, что собственник заправок расторг с ним договор аренды и предложил заключить дополнительное соглашение о расторжении контракта по соглашению сторон.
ГБУЗ СО "СГБ N 5" 26.02.2024 исх. N323 поставщику направлен ответ об отсутствии правовых оснований для отказа от исполнения обязательств по контракту, а также для его расторжения и перезаключения с ООО "РОЗА ДРАЙВ".
С 01.03.2024 водители ГБУЗ СО "СГБ N5" не смогли произвести заправку автомобилей в рамках заключенного контракта по причине блокировки карт ООО "Контр Ойл".
Заблокировав электронные пластиковые карты ООО "Контр Ойл" прекратило поставку нефтепродуктов по контракту N27К/24 от 13.11.2024 с 01.03.2024.
05.04.2024 в адрес поставщика была направлена претензия за N731 с требованием об оплате пени в размере 26 925,03 руб., требования которой оставлены без удовлетворения.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
25.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от заключения контракта, 08.07.2024 решение вступило в силу.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, законодательством для Поставщика закреплен десятидневный срок на устранение нарушений условий контракта, однако Поставщик указанным правом не воспользовался, в указанный срок нарушения положений контракта не устранил.
Комиссия Антимонопольной службы установила, что на дату рассмотрения обращения Комиссией Самарского УФАС России обязательства, предусмотренные контрактом, Поставщиком частично не выполнены. Сумма исполненных обязательств по контракту составила только 371 944,45 рублей, вместе с тем, цена контракта - 1 774 290, 00 рублей.
Доказательств совершения Участником действий, направленных на исполнение Контракта в полном объеме в подтверждение своей добросовестности, на заседании Комиссии не представлено.
Невозможность исполнения Контракта в полном объеме Участником на заседании комиссии также не подтверждена.
ООО пояснения относительно обстоятельств, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в антимонопольный орган не представило.
В рассматриваемом случае Поставщиком не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Заказчик в результате действий (бездействий) ООО лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Поставщика.
Нарушен баланс частных и публичных интересов, поскольку неисполнение обязательств по контракту влечет негативные последствия для Заказчика.
ГБУЗ СО "СГБ N5" является государственным бюджетным учреждением здравоохранения, которое оказывает стационарную, амбулаторно-поликлиническую, в том числе неотложную медицинскую помощь жителям Кировского района города Самара. Учитывая, что нефтепродукты, указанные в контракте N27К/24 от 13.11.2024 и не поставленные Поставщиком, необходимы Заказчику для организации административно- хозяйственной деятельности учреждения, лечебного процесса пациентам, срыв поставки нефтепродуктов дестабилизирует работу лечебного учреждения, ставит под угрозу своевременное и качественное оказание медицинской помощи населению, снижает ее доступность.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность Общества выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае Поставщиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
В Самарское УФАС России неоднократно поступали обращения о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с неисполнением Обществом контрактов.
Также следует отметить, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в ЕИС содержится 3 записи в отношении ООО "КОНТР ОЙЛ".
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Включить информацию об ООО "КОНТР ОЙЛ" (ОГРН: 1206300017208, ИНН: 6324109376, КПП: 771401001; 125284, Россия, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Беговой, Ленинградский пр-кт, д. 31, стр. 3, этаж 3, помещ. 5; сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности/ учредителе: Сардарбекове Аргене (ИНН: 774355537131), Колотилиной Юлии Дамировны (ИНН: 632401822840) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года*.
2. Исключить информацию об ООО "КОНТР ОЙЛ", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности/учредителях общества Сардарбекове Аргене (ИНН: 774355537131), Колотилиной Юлии Дамировны (ИНН: 632401822840) из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 17 июля 2024 г. N РНП-63-191
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2024