рассмотрев обращение (вх. N 9972/24) ОСФР по ПК (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Сыстеровой Е.В. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по машинной мойке пола гаражей в зданиях ОПФР по Пермскому краю по адресам: г. Пермь, бульвар Гагарина, 78, ул. Пермская, 76 (N изв. 0256100000122000130).
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 16.07.2024 в 16:00 ч.
В ходе заседания Комиссией был объявлен перерыв до конца этого же рабочего дня с целью принятия решения.
Согласно извещению, Заказчиком проводился электронный аукцион на Оказание услуг по машинной мойке пола гаражей в зданиях ОПФР по Пермскому краю по адресам: г. Пермь, бульвар Гагарина, 78, ул. Пермская, 76. Начальная (максимальная) цена контракта - 80 000,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о закупках), установлено следующее.
16.12.2022 г. между Заказчиком и Исполнителем заключен контракт N 603/2022 на Оказание услуг по машинной мойке пола гаражей в зданиях ОПФР по Пермскому краю по адресам: г. Пермь, бульвар Гагарина, 78, ул. Пермская, 76. Цена контракта - 79 600,00 руб.
В связи с невыполнением условий контракта 21.06.2024 г. Заказчиком было сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Государственный заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по машинной мойке пола в зданиях ОПФР по Пермскому краю по адресам: г. Перми, бульвар Гагарина, 78, ул. Пермская, 76 (далее - услуги). Государственный заказчик обязуется принять услуги и оплатить их в соответствии с условиями настоящего Контракта.
1.2. Услуги, предусмотренные пунктом 1.1. настоящего Контракта, выполняются согласно Техническому заданию (Приложение N1 к Контракту), Расчету стоимости оказываемых услуг (Приложение N 2 к Контракту) являющихся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
8.3. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
8.4. Государственный заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Исполнитель не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своём соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия Заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления Исполнителя является 21.06.2024 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 02.07.2024 г.
Информация об ИП Сыстеровой Е.В. направлена в адрес Пермского УФАС России 03.07.2024 г.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
В решении об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта отражено следующее.
В соответствии с п. 4.1. Контракта, услуги оказываются исполнителем по этапам в период с 09 января 2023 года по 12 декабря 2023 года.
Отдельными этапами исполнения Контракта (оказания услуг) являются:
1 этап - с 09.01.2023 г. по 31.01.2023 г.;
2 этап - с 01.02.2023 г. по 28.02.2023 г.;
3 этап - с 01.03.2023 г. по 31.03.2023 г.;
4 этап - с 03.04.2023 г. по 28.04.2023 г.;
5 этап - с 04.05.2023 г. по 31.05.2023 г.;
6 этап - с 01.08.2023 г. по 31.08.2023 г.;
7 этап - с 01.09.2023 г. по 29.09.2023 г.;
8 этап - с 02.10.2023 г. по 31.10.2023 г.;
9 этап - с 01.11.2023 г. по 30.11.2023 г.;
10 этап - с 01.12.2023 г. по 12.12.2023 г.
По этапам 1-9 услуги исполнителем оказаны в полном объеме.
По этапу 10 - по состоянию на 28.12.2023 услуги не оказаны.
В адрес Исполнителя было направлено письмо исх. N МШ-59-17/228182 от 14.12.2023 г. с просьбой принять срочные меры по исполнению обязательств по Контракту.
Исполнителем 13.12.2023 и 20.12.2023 г. были размещены документы о приемке выполненных услуг, при этом фактические услуги не оказаны.
Государственный заказчик направил (разместил в ЕИС) мотивированные отказы от подписания документа о приемке N МШ-59-17/231384 от 19.12.2023 г. и N МШ-59- 17/234325 от 22.12.2023, так как фактически услуги не оказаны.
В подтверждение своей позиции, Заказчик направил в адрес Комиссии все вышеуказанные документы, переписку в Предпринимателем в полном объёме.
Комиссия обращает внимание на то, что согласно информации, размещенной в ЕИС, стоимость исполненных Исполнителем и оплаченных Заказчиком обязательств, ввиду уточнения объёма требуемых к выполнению работ в ходе исполнения положений Контракта, составляет 74 625,00 руб. при изначальной цене Контракта в 79 600,00 руб.
Кроме того, Комиссия сообщает, что Заказчик не оспаривает частичное выполнение работ Предпринимателем.
Также Комиссия обращает внимание на то, что исходя из материалов переписки, можно сделать вывод о том, что по мнению Предпринимателя, ИП Сыстерова Е.В. исполнила требования Контракта в полном объёме, однако, Заказчик осуществил приёмку не всех исполненных работ.
Однако, ИП Сыстерова Е.В. в адрес комиссии письменные пояснения не направила, присутствие своих представителей на рассмотрении не обеспечила.
Таким образом, между сторонами Контракта возник спор относительно причин, послуживших основанием принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Комиссия также сообщает, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ИП Сыстерова Е.В. исполнила 2 государственных контракта.
На основании вышеописанного, Комиссия сообщает, что исходя из анализа информации, размещенной в ЕИС, пояснений сторон, можно сделать вывод о том, что действия Исполнителя были направлены на исполнение положений Контракта.
При принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Исполнителем не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Исполнителя или об умысле ИП Сыстеровой Е.В., направленном на неисполнение заключенного Контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Исполнителем, взятых на себя обязательств, сведения об ИП Сыстеровой Е.В. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Сыстеровой Е.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 16 июля 2024 г. N РНП-59-276
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2024