на основании доверенности),
в отсутствие представителя ГБУЗ ПК "Краевое бюро судебно-медицинской экспертизы и патолого-анатомических исследований" (извещены надлежащим образом),
рассмотрев обращение (вх.N 10306/24) ГБУЗ ПК "Краевое бюро судебно-медицинской экспертизы и патолого-анатомических исследований" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Хирёве М.В. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку кассет гистологических (изв.N 0356500006624000019),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500006624000019 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку кассет гистологических. Начальная (максимальная) цена контракта - 753 100,00 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 11.07.2024 N 7347/24) рассмотрение обращения было назначено на 15.07.2024 в 16:00 ч. В ходе заседания Комиссией был объявлен перерыв до 16.07.2024 г. с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), установлено следующее.
Согласно реестровой записи контракта N 2590440433424000056 05.04.2024 г. между Заказчиком и ИП Хирёвым М.В. (далее - Поставщик) заключен контракт на поставку кассет гистологических (далее - Контракт). Цена контракта - 297 662,78 руб.
В связи с нарушением Поставщиком условий Контракта, на основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, 28.06.2024 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 4, 7 Контракта).
Условия контракта и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о закупках, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о закупках экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона о закупках, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 4, 7 Контракта.
В силу ч. 14 ст. 96 Закона о закупках заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 ст. 96 Закона о закупках. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта следует, что согласно п. 1.4.,1.5. Контракта срок поставки товара установлен Заказчиком: с 13.05.2024 г. по 24.05.2024 г. По состоянию на 28.06.2024 г. товар так и не был поставлен Заказчику. Заказчиком была направлена в адрес Поставщика претензия (N 34/48-03-318 от 30.05.2024 г.) с требованием поставить Товар в срок до 14.06.2024 г. Претензия была проигнорирована Поставщиком.
Поскольку на 28.06.2024 г. поставка товара Поставщиком по заявке Заказчика не осуществлена, на основании ст. 95 Закона о закупках, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 28.06.2024 г. решение размещено в реестровой записи контракта N 2590440433424000056 в разделе "Решение об одностороннем отказе".
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 28.06.2024 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 09.07.2024 г. Информация об ИП Хирёве М.В. была направлена в адрес Пермского УФАС России 09.07.2024 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии, представитель Поставщика указал, что согласно спецификации к Контракту страной происхождения Товаров является Китайская Народная Республика. Действуя добросовестным образом, Поставщик незамедлительно приступил к исполнению обязательств, в связи с чем, Поставщиком были заказаны и оплачены медицинские изделия, в целях исполнения Контракта. Однако, Товар, приобретенный для исполнения Контракта, на склад Поставщика в установленные сроки не поступил. В ответ на претензию ИП Хирева М.В. продавец Товара сообщила, что по сведениям завода - изготовителя, по причине возросшего спроса на продукцию, а также сложностей с реализацией платежей за заказанный Товар в связи внешнеэкономическим санкциями, возникла задержка сроков изготовления Товара, и, следовательно, исполнения обязательств по Контракту. В связи с полученными сведениями Заказчику 13.06.2024 г. было направлено письмо с описанием обстоятельств, препятствующих поставке Товара в установленные сроки, а также с просьбой продлить срок поставки до 03.07.2024 г. При этом, понимая, что Поставщиком допускается просрочка поставки Товара, по вышеуказанным причинам, Поставщик предпринял все усилия по исполнению обязательств по поставке Товара. Так, Поставщик в отношении не поставленного Товара совершал мероприятия по его приобретению у альтернативных поставщиков, которые готовы были организовать поставку Товара за пределами сроков поставки. Кроме того, 11.06.2024 г. ИП Никитина Л.В. - продавец Товара сообщила Поставщику в письме N 01-34-1, что заказанные медицинские изделия уже в пути на склад последнего, и в срок до 03.07.2024 года будет передан Поставщику. 28.06.2024 г. Заказчик разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Однако, Товар, заказанный для исполнения обязательств по Контракту, поступил на склад Поставщика только 11.07.2024 г., что подтверждается Товарной накладной N 763 от 11.07.2024 г., тогда как односторонний отказ вступал в законную силу 08.07.2024 г. 02.07.2024 года Поставщик сообщил Заказчику о том, что груз для исполнения Контракта прибудет на склад Поставщика 11.07.2024 г., просил отменить односторонний отказ и принять Товар. 04.07.2024 г. Поставщик направил аналогичное письмо Заказчику. 04.07.2024 г. Заказчик потребовал, чтобы Поставщик связался с ответственным лицом и предоставили гарантии доставки Товар в указанные сроки. 04.07.2024 г. Поставщиком было запрошено гарантийное письмо у ИП Никитиной о доставке Товара для исполнения Контракта в установленные сроки. 05.07.2024 г. Поставщик сообщил Заказчику, о том, что связался с ответственным лицом последнего, обговорил текущую ситуацию и доложил, что гарантийное письмо у ИП Никитиной запрошено. 08.07.2024 года от Поставщика Заказчику было направлено гарантийное письмо от ИП Никитиной о прибытии Товара на склад Поставщика. 08.07.2024 г. от Заказчика поступило письмо о том, что Поставщик должен был предоставить документы, указывающие на то, какой Товар будет поставлен Заказчику, и об отказе отмены одностороннего отказа, следовательно, об отказе приемки Товара. Вместе с тем, согласно условиям Контракта поставке подлежала только одна позиция: кассета для гистологической обработки/хранения тканей - 85 000 штук, иной Товар Контрактом не предусмотрен. При этом в письме ИП Никитиной Л.В. имеется ссылка на дату и номер Контракта, для исполнения которого приобретался Товар. 08.07.2024 года Поставщик просил конкретизировать документы, которые бы устроили Заказчика для принятия Товара, однако, больше Заказчик на связь с Поставщиком не выходил.
Проанализировав материалы обращения, пояснения сторон, ответы на запрос Комиссия отмечает, что доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта, Поставщиком не представлено.
Так, в адрес Комиссии не представлено доказательств того, что Поставщиком предпринимались попытки приобрести товар у иных поставщиков. Кроме того, ИП Никитина Л.В. (ИНН 590613218744) состоит в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), что может свидетельствовать о невозможности поставки товара данным поставщиком в сроки.
Стоит отметить, что ИП Хирёв М.В. осуществляет деятельность самостоятельно, на свой страх и риск, вследствие чего, принимая участие в закупке, ИП Хирёв М.В. должен был осознавать возможность наступления закономерных последствий упомянутого деяния.
Доказательства того, что ИП Хирёвым М.В. предпринимались все зависящие от него действия, направленные на исполнение условий по контракту, в материалах обращения не имеются.
Проанализировав представленную документацию, Комиссия отмечает, что доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта, ИП Хирёвым М.В. не представлено.
Комиссия отмечает, что ИП Хирёв М.В. подавая заявку на участие в электронном аукционе, согласился со всеми изложенными в документации, Контракте требованиями Заказчика.
Кроме того, в адрес Комиссии не было представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности найти работников, необходимых для выполнения работ, невозможности приобрести строительные материалы.
Кроме того, участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона о закупках.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о закупках порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, с учетом сезонности выполнения работ, пришла к выводу о том, что бездействие общества свидетельствует о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения об обществе подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Поставщика, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об индивидуальном предпринимателе Хирёве Михаиле Викторовиче (ИНН 810703333594) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений об индивидуальном предпринимателе Хирёве Михаиле Викторовиче в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
3. Сведения о недобросовестном поставщике исключаются из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня их внесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 16 июля 2024 г. N РНП-59-278
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2024