Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя, члены Комиссии: Е.А. Шмыгина, заместитель начальника отдела, А.Р. Мулагалеев, ведущий специалист-эксперт, (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Политон-Тех"" (далее - податель жалобы) на действия уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган), заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Березовская районная больница" (далее - заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме ЭА-N- 11001/24 "Поставка оригинальных картриджей для оргтехники (субъектам малого предпринимательства и социально-ориентированным некоммерческим организациям)" (далее - аукцион), извещение N 0119200000124010868 на электронной торговой площадке ЭТП ТЭК-Торг (далее - оператор электронной площадки),
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба на действия уполномоченного органа, заказчика при проведении аукциона. Существо жалобы: несоответствие извещения о проведении аукциона требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу. В адреса подателя жалобы, уполномоченного органа, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения. 2024-11677 Уполномоченному органу, заказчику, оператору электронной площадки было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу. На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу лично присутствовал представитель уполномоченного органа, надлежащим образом подтвердивший свои личность и полномочия.
Также в указанном заседании Комиссии с использованием системы видеоконференцсвязи принял участие представитель подателя жалобы, надлежащим образом подтвердивший свои личность и полномочия. Заказчик участие своего представителя не обеспечил, заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсуствие, в связи с чем жалоба рассмотрена без его участия. Из доводов жалобы следует, что описание объекта закупки составлено заказчиком таким образом, что ограничивает круг участников закупки, поскольку в извещении по позициям, требуемым к поставке, указано требование "Оригинальный", то есть иностранного производства, при наличии на рынке картриджей российского производства. Заказчик указал модели товаров (указание на конкретного производителя) с требованием их оригинальности. Соответственно, исходя из требований извещения, невозможно предложить товар эквивалентный указанному в описании объекта закупки. Податель жалобы считает, что в технической документации прямо указано на существование совместимых расходных материалов, ответственность за применение которых лежит на производителе совместимых картриджей. Податель жалобы указал, что на сегодняшний день в виду ухода с рынка Российской Федерации производителей Lexmark, Ricoh, Konica Minolta, Xerox, HP, Pantum, Brother, Sharp и др. поставка оригинальных печатных картриджей, копировально-множительной и/или печатной техники и/или их комплектующих невозможна, за исключением случаев прямого взаимодействия (контрактов) с таковыми производителями, что ставит в неравное положение участников рынка имеющих такие связи и иных ввиду невозможности к поставке оригинальной продукции, а также последующих санкций на государственном уровне. Одновременно с требованием об оригинальности заказчик
установил
ограничительные меры согласно Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, чем ввел в заблуждение участников закупки в виду того, что имеет место быть прямое противоречие между установленными ограничениями и требованием извещения на предмет оригинальности Товара. В обоснование своей позиции податель жалобы также ссылается на практику территориальных органов ФАС России по аналогичным, по мнению подателя жалобы, жалобам. Уполномоченный орган, заказчик с доводами жалобы в письменных пояснениях не согласились, просили в удовлетворении жалобы отказать, указывая на формирование положений извещения о проведении аукциона в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и фактической потребностью заказчика. Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия
установила
следующие обстоятельства. В связи с возникшей потребностью заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) посредством проведения электронного аукциона.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование 2024-11677 2 страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. Из пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует необходимость использования заказчиком при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки;
- информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе. Часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе устанавливает, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования формирования КТРУ), а также правила использования указанного каталога (далее - Правила использования КТРУ) 2024-11677 3 устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила формирования КТРУ и Правила использования КТРУ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Из пункта 4 Правил использования КТРУ следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога). 2024-11677 4 На основании анализа положений извещения о проведении аукциона, сформированных с использованием ЕИС путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС (часть 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 3 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60), а также путем прикрепления электронных документов (часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 4 вышеуказанного Положения), Комиссия установила, что заказчиком осуществляется закупка товара - оригинальных картриджей для оргтехники, по позиции КТРУ 20.59.12.120-00000002.
Комиссия установила, что в позиции КТРУ 20.59.12.120-00000002 описание характеристик отсутствует, соответственно, характеристики закупаемого товара определены заказчиком самостоятельно. В описании объекта закупки заказчиком помимо прочих установлены следующие условия: тип - оригинальный, наименование офисной техники, для которой приобретается товар - МФУ Pantum BM5100ADN.
Проанализировав Описание объекта закупки, Комиссия также установила, что в него включено обоснование установления дополнительных характеристик: "Применение параметров, условных обозначений и терминологии, касающихся технических, функциональных (потребительских свойств) и качественных характеристик объекта закупки, не учтенных каталогом товаров, работ, услуг обусловлено необходимостью поставки товара (оказания услуги/ выполнения работы) надлежащего качества, с параметрами в наибольшей степени удовлетворяющими потребности Заказчика".
Также в описании объекта закупки содержится обоснование необходимости использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии не установленных в соответствии с законодательством о техническом регулировании, законодательством о стандартизации РФ: "Применение параметров, условных обозначений и терминологии, касающихся технических, функциональных (потребительских свойств) и качественных характеристик товара, не учтенных Техническими Регламентами Таможенного Союза и национальными стандартами обусловлено необходимостью поставки товара надлежащего качества, с параметрами в наибольшей степени удовлетворяющими потребности Заказчика". Следует отметить, что какие-либо определенные критерии, требования к описанию обоснования использования дополнительных характеристик, а тем более о включении обосновывающих документов в содержание извещения о закупке законом не устанавливаются (данный вывод согласуется с позицией Арбитражного суда Красноярского края, изложенной в решении от 12.02.2018 по делу N А33-27978/2017).
Извещение о проведении аукциона содержит обоснование необходимости использования показателей, значимых для заказчика, следовательно, заказчиком исполнены требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, пункта 6 Правил использования КТРУ. Системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе предъявлять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований. Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в извещение о проведении закупки требований к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг. В данном случае установление в извещении о проведении электронного аукциона иных 2024-11677 5 характеристик картириждей (исключение из описания объекта закупки требования об оригинальности) не будет служить цели удовлетворения потребности заказчика. Доказательств обратного Комиссии представлено не было. Доказательства обратного у Комиссии отсутствуют.
Согласно письменным пояснениям заказчика, им осуществляется закупка расходных материалов в соответствии с рекомендациями производителя печатающих устройств, содержащимися в имеющейся у заказчика эксплуатационной документации, исходя из необходимости обеспечить долговременное и безотказное функционирование имеющейся у заказчика дорогостоящей печатной техники, действия заказчика направлены на недопущение выхода имеющейся печатной техники из строя по причине использования совместимых расходных материалов, выпущенных производителями таких расходных материалов без надлежащей документации производителей печатающей техники и контроля производителем печатной техники технологии производства таких совместимых расходных материалов. Заказчик также обосновывает установление требования к поставке оригинальных, то есть произведенных фирмой- производителем оборудования расходных материалов исполнением принципа эффективности использования бюджетных средств. Заказчик также отметил, что производитель имеющихся у заказчика многофункциональных устройств Pantum (Китайская народная республика) не принимал решения о прекращении официальных поставок товаров на территорию Российской Федерации. При этом заказчик выразил мнение о том, что удовлетворение требования подателя жалобы в части возможности поставки эквивалентного (совместимого) товара приведет к нарушению принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупки, установленного положениями статьи 8 Закона о контрактной системе, поскольку повлечет ограничение прав поставщиков, которые предлагают к поставке оригинальные расходные материалы, произведенные производителями печатающей техники, т.к. такая продукция заведомо относится к рынку товаров, произведенных с учетом всех требований разработчика, на основе оригинальных технических запатентованных решений производителями и под непосредственным контролем производителей, что фактически отражается на стоимости такой продукции, которая превышает стоимость "совместимых" расходных материалов. В материалах проверки также имеются копии контрактов N Ф.44.24.00115 от 20.04.2024, N Ф.44.23.12.005 от 01.12.2023 на поставку МФУ Pantum, копия счет-фактуры N 124 от 19.12.2023 о поставке товара в рамках исполнения обязательств по контракту N Ф.44.23.12.005 от 01.12.2023 и гарантийный талон на указанный товар, копия гарантийного письма исполнителя по контракту N Ф.44.24.00115 от 20.04.2024 с напоминанием заказчику условий бесплатного гарантийного обслуживания, в котором указано, что "Бесплатное гарантийное обслуживание в течение гарантийного срока обеспечивается при условии использования оригинальных расходных материалов. Условие использования оригинальных расходных материалов для сохранения гарантии продиктовано сервисной политикой МФУ Pantum BM5100ADN с 1 оригинальным картриджем на территории Российской Федерации", копия руководства пользователя на МФУ, имеющееся у заказчика, в котором указано, что "Наша компания не рекомендует использовать расходные материала кроме оригинальных расходных материала, любое повреждение, возникнующее из-за использования неоригинального расходного материала, не входит в рамки гарантийного ремонта".
Таким образом, использование неоригинальных картриджей для имеющейся оргтехники создаст риск для заказчика лишиться гарантийных обязательств производителя печатающих устройств, находящихся на гарантии (24 месяца). А довод подателя жалобы о том, что в технической документации прямо указано на существование совместимых расходных материалов, ответственность за применение которых лежит на производителе совместимых картриджей, противоречит фактическим обстоятельствам. По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком исходя из цели заключения государственного контракта и соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика. В рассматриваемом случае в описании объекта закупки извещения о проведении аукциона 2024-11677 6 установлены четкие и конкретные требования к закупаемым картриджам с учетом потребности заказчика, что не противоречит требованиям действующего законодательства.
Таким образом, характеристики, включенные заказчиком в описание объекта закупки, сформированные с учетом нужд заказчика, не подлежат признанию избыточными, вопреки утверждению подателя жалобы об обратном. Предъявляемые заказчиком требования к товару требований, подлежащих обязательному соблюдению, норм действующего законодательства не нарушают, доказательства обратного у Комиссии отсутствуют. Кроме того, податель жалобы не приводит доказательств того, что включение спорных характеристик не позволило ему определить потребность заказчика, сформировать свое предложение при проведении аукциона.
Таким образом, рассмотренные выше доводы подателя жалобы о неправомерном формировании заказчиком описания объекта закупки не находят своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы Комиссией по существу. В отношении довода подателя жалобы о том, что установленные заказчиком избыточные требования в описании объекта закупки привели к ограничению конкуренции, Комиссия сообщает следующее. Положения статьи 6 Закона о контрактной системе устанавливают, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).
Таким образом, принципы обеспечения конкуренции и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях. Более того, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям.
Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции. Аналогичная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
В настоящем решении Комиссией установлено, что при формировании описания объекта закупки заказчик исходил из фактической потребности заказчика, обусловленной необходимостью корректного функционирования и сохранения длительной работоспособности печатно- копировальной техники, имеющейся у заказчика, а также исполнения гарантийных требований к 2024-11677 7 такой технике. При этом, законодательство о контрактной системе в сфере закупок не обязывает заказчика, в случае проведения закупки радиоэлектронной продукции с установлением ограничений в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878, формировать описание объекта закупки таким образом, чтобы ему в обязательном порядке соответствовал в каком-либо количестве товар российского происхождения, вопреки достижению цели проведения электронной процедуры в приобретении товара, отвечающего объективно существующей потребности заказчика. В данном случае поскольку заказчик в необходимой ему мере детализировал объект закупки, исходя из цели получения расходных материалов к имеющемуся оборудованию, требуемых в соответствии с гарантийными требованиями производителя, то включение в извещение о проведении электронного аукциона оспариваемой подателем жалобы характеристики об оригинальности картриджей, которая в итоге приводит к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не способных поставить требуемый заказчику товар, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в электронной процедуре. Заявленный довод подателя жалобы о том, что поставщик совместимых картриджей несет ответственность за неисправности техники и за свой счет производит ремонт в случае возникновения таких неисправностей ни документально, ни со ссылками на нормативно-правовые акты законодательства о контрактной системе не подтвержден. Комиссией установлено, что на участие в аукционе подано 6 заявок, которые признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям извещения о проведении аукциона. Комиссия также приняла во внимание тот факт, что заказчиком были объявлены два электронных аукциона на поставку картриджей для оргтехники: ЭА-N-11178/24 "Поставка совместимых картриджей для оргтехники (субъектам малого предпринимательства и социально- ориентированным некоммерческим организациям)" и ЭА-N-11001/24 "Поставка оригинальных картриджей для оргтехники (субъектам малого предпринимательства и социально- ориентированным некоммерческим организациям)", в связи с имеющейся потребностью, а также с целью недопущения ограничения конкуренции. Тем самым, доводы подателя жалобы о наличии в описании объекта закупки требований, которые, сужают круг участников закупки, не подтверждаются фактическими обстоятельствами. В отношении довода подателя жалобы о том, что при проведении электронного аукциона заказчиком были формально установлены ограничения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878, без возможности реального участия в закупке поставщиков картриджей отечественного производства, Комиссия сообщает следующее.
На основании пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные, в том числе, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе (часть 1 статьи 49 Закона о контрактной системе). Пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из 2024-11677 8 иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицам.
В силу части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Во исполнение статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято Постановление от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
Постановлением N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень), в который под позицией 15 включены "Блоки, части и принадлежности вычислительных машин", имеющие код ОКПД2 26.20.4.
Согласно сведениям извещения о проведении электронного аукциона объектом закупки является поставка товара "Картридж для электрографических печатающих устройств" (код ОКПД2 26.20.40.120), которые образуют позицию 15 перечня, следовательно, осуществляя закупку радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик во исполнение требований статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе был обязан установить ограничения в соответствии с Постановлением N 878, при этом исполнение указанной обязанности является императивным требованием законодательства о контрактной системе в сфере закупок и не поставлено в зависимость от фактического наличия либо отсутствия в едином реестре российской радиоэлектронной продукции или евразийском реестре промышленных товаров радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки. Иными словами, законодатель не обязывает заказчика разрешать вопрос о необходимости установления в извещении о проведении электронного аукциона ограничений в соответствии с Постановлением N 878 на основании установления факта наличия либо отсутствия в вышепоименованных реестрах радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки и включенной в перечень. В противном случае, закупая радиоэлектронную продукцию, включенную в перечень, и не устанавливая ограничения в соответствии с Постановлением N 878 по причине, например, отсутствия в едином реестре российской радиоэлектронной продукции или евразийском реестре промышленных товаров радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, заказчик бы нарушил требования статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчиком, уполномоченным органом в извещении о проведении электронного аукциона правомерно были установлены ограничения и условия допуска в соответствии с Постановлением N 878.
Кроме того, Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что на участие в 2024-11677 9 электронном аукционе было подано 6 заявок, которые были признаны соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона. Однако, факт ненаступления оснований для применения комиссией по осуществлению закупок условий допуска в соответствии с Постановлением N 878 не свидетельствует о неправомерности самого по себе установления в извещении о проведении электронного аукциона ограничений в соответствии с указанным нормативным правовым актом. В связи с указанным Комиссия приходит к выводу о том, что действия уполномоченного органа, заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а доводы жалобы являются необоснованными. Практика территориальных органов ФАС России по аналогичным, по мнению подателя жалобы, жалобам не может быть принята во внимание, поскольку Комиссия обязана принимать решение в отношении конкретных обстоятельств каждой конкретной закупки. Дополнительно Комиссия сообщает о том, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе Закон о защите конкуренции не входит в систему законодательства о контрактной системе, поэтому Комиссия не может давать оценку действий уполномоченного органа, заказчика при проведении закупки на предмет наличия признаков нарушения Закона о защите конкуренции. При этом жалоба не содержит доказательств нарушения субъектами контроля антимонопольных требований к торгам, что могло бы быть основанием для передачи материалов жалобы соответствующему структурному подразделению Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении антимонопольного дела в связи с нарушением запретов, установленных Законом о защите конкуренции. В случае, если хозяйствующий субъект обладает доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков нарушения Закона о защите конкуренции, обращения (заявления) о нарушении антимонопольного законодательства при осуществлении закупочных процедур подлежат направлению и рассмотрению в соответствии с требованиями, установленными статьей 44 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Красноярского УФАС России
решила
признать жалобу ООО "ТД "Политон-Тех" необоснованной. Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева Члены Комиссии Е.А. Шмыгина А.Р. Мулагалеев Исп.Шмыгина Е.А. тел.8(391)211-01-44 2024-11677 10
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 июля 2024 г. N 024/06/106-2111/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2024