Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - заместитель руководителя, М.А. Дударева, члены Комиссии - заместитель начальника отдела, Е.А. Шмыгина, главный государственный инспектор, Е.М. Хоменко (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "БИОМЕДИКАЛФАРМ" на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр сердечно - сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Красноярск) (далее - заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку продуктов питания (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ",
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "БИОМЕДИКАЛФАРМ" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной торговой площадке АО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0319100000224000441.
Существо жалобы: несоответствие извещения о проведении электронного аукциона требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу. В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения. Заказчику, оператору электронной площадки было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу. 2024-11685 На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу лично присутствовал представитель заказчика, надлежащим образом подтвердивший свою личность и полномочия. В указанном заседании Комиссии также принял участие с использованием систем видео-конференц-связи представитель подателя жалобы, надлежащим образом подтвердивший свою личность и полномочия. Из доводов жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, требование заказчика "Готовность продукта: готовый к употреблению", установленное в описании объекта закупки, вводит в заблуждение участников закупки, поскольку в соответствии с Приложением Б ГОСТ Р 57106-2023 витаминно-минеральные комплексы (ВМК) используют в качестве рецептурного компонента блюда и вносят за 3-5 мин до окончания процесса приготовления первых или вторых структурированных блюд (супы-пюре, каши, овощные пюре).
Таким образом, ВМК используется как компонент, и не может быть готовым к употреблению в сухом виде. Заказчиком были представлены письменные возражения в отношении доводов жалобы, из которых следует, что извещение о проведении электронного аукциона составлено в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, исходя из фактической потребности заказчика. Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия
установила
следующие обстоятельства. В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по проведению электронного аукциона с установлением начальной (максимальной) цены контракта в размере 30 605,05 рублей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссия отмечает, что из системного толкования принципов контрактной системы в сфере закупок и требований статей 33 и 42 Закона о контрактной системе следует, что заказчику при разработке описания объекта закупки в извещении о проведении электронного аукциона надлежит четко и однозначно формулировать все имеющие для него значение характеристики и условия объекта закупки - предмета контракта, которые, с одной стороны, позволят участнику закупки однозначно и недвусмысленно определить потребность заказчика и пути ее удовлетворения, с другой стороны, позволят заказчику приобрести товар, наилучшим образом удовлетворяющий потребность заказчика, следовательно, обеспечить эффективность и результативность закупки.
Также Комиссией принято во внимание, что описание объекта закупки в извещении о проведении электронного аукциона не должно содержать возможности его вариативного понимания, допускать правовой неопределенности в установлении прав и обязанностей сторон контракта, в противном случае действия заказчика влекут нарушение баланса взаимодействия принципов контрактной системы в сфере закупок, таких как обеспечения гласности и прозрачности закупок, обеспечения конкуренции, ответственности за результативность 2024-11685 обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, их корреляции друг с другом при осуществлении закупки. Из пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки;
- информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе. Часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе устанавливает, что порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования формирования КТРУ), а также правила использования указанного каталога (далее - Правила использования КТРУ) устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила формирования КТРУ и Правила использования КТРУ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Из пункта 4 Правил использования КТРУ следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). Пунктом 7 Правил использования КТРУ определено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Закона о контрактной системе соответственно. При этом, в качестве кода КТРУ товара, работы, услуги, на которые в КТРУ отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
На основании анализа положений извещения о проведении электронного аукциона, сформированных с использованием ЕИС при заполнении экранных форм веб-интерфейса ЕИС (часть 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 3 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60), а также при прикреплении электронных документов (часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 4 вышеуказанного Положения), Комиссия установила, что заказчиком осуществляется закупка продуктов питания, а именно: ВМК с указанием 2024-11685 кода ОКПД2 10.86.10.990 "Специализированная пищевая продукция, в том числе диетическая, не включенная в другие группировки, прочая", в отношении которого установлена, в том числе, характеристика "Готовность продукта" с неизменным значением "Готовый к употреблению", а также характеристика "Соответствует требованиям ГОСТ Р 57106-2023, ГОСТ Р 58040-2017" с неизменным значением "Соответствие". Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 июня 2023 года N 443-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации" с 1 января 2024 года введен ГОСТ Р 57106-2023 "Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Комплексы витаминно-минеральные в лечебном питании. Технические условия". Вышеуказанный ГОСТ распространяется на специализированную пищевую продукцию, предназначенную для диетического лечебного и диетического профилактического питания в качестве компонента готовых блюд в составе диет лечебного питания для взрослых, в том числе для беременных и кормящих женщин, и для детей старше трех лет в медицинских организациях, санаториях, социальных учреждениях (согласно разделу 1 ГОСТ Р 57106-2023).
В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТ Р 57106-2023 ВМК в лечебном питании - специализированная пищевая продукция диетического лечебного и (или) диетического профилактического питания, представляющая собой порошкообразные смеси, с содержанием витаминов и (или) минеральных веществ в суточной порции в количестве от 50% до 100% нормы физиологической потребности, предназначенные для использования в качестве компонента для приготовления готовых блюд рационов диетического лечебного и диетического профилактического питания. При этом, согласно области применения ГОСТ Р 58040-2017 "Комплексы витаминно- минеральные. Общие технические условия", указанный стандарт распространяется на ВМК - ВМК премиксы, предназначенные для использования в пищевой промышленности для обогащения пищевой продукции массового потребления, при производстве функциональных и специализированных пищевых продуктов и биологически активных добавок к пище, а также ВМК, готовые к употреблению, предназначенные для непосредственного употребления в качестве биологически активных добавок к пище или в качестве компонента приготовления готовых блюд диетического профилактического и диетического лечебного питания для различных категорий населения (детей, беременных, кормящих женщин, лиц пожилого возраста, спортсменов, пациентов медицинских организаций, потребителей услуг социальных учреждений, работающих во вредных и особо вредных условиях и в организованных коллективах и др.). Комиссией установлено, что в разделе 3 ГОСТ Р 58040-2017 сформирована следующая терминология, используемая в рассматриваемом стандарте:
- ВМК - гомогенная смесь витаминов и/или минеральных веществ, изготовленная на основе вещества-носителя.
- ВМК премиксы - витаминно-минеральные комплексы, предназначенные для обогащения пищевой продукции микронутриентами.
- ВМК, готовые к употреблению - ВМК, предназначенные для непосредственного употребления или добавления в готовые блюда.
Таким образом, сопоставив область применения ГОСТ Р 57106-2023, ГОСТ Р 58040-2017, а также их требования между собой, Комиссия пришла к выводу о том, что по отношению к требованиям ГОСТ Р 58040-2017 требования ГОСТ Р 57106-2023 носят специальный характер, при том, что ГОСТ Р 58040-2017 устанавливает общие технические требования ко всем группам ВМК, а ГОСТ Р 57106-2023 именно к ВМК в лечебном питании, которые предназначены для использования в качестве компонента для приготовления готовых блюд рационов диетического лечебного и диетического профилактического питания. Указанное подтверждается содержанием письма Профильной комиссии по специальности "Диетология" Экспертного Совета по здравоохранению Министерства здравоохранения Российской Федерации N 8/24 от 19.02.2024 года, представленного в материалы проверки.
Таким образом, характеристика "Готовность продукта" с неизменным значением "Готовый к 2024-11685 употреблению", а также характеристика "Соответствует требованиям ГОСТ Р 57106-2023, ГОСТ Р 58040-2017" с неизменным значением "Соответствие", установленные заказчиком в описании объекта закупки извещения о проведении электронного аукциона (при одновременном их установлении и толковании), не позволяют участникам закупки однозначно и недвусмысленно установить потребность заказчика в поставке требуемого ему в лечебном питании ВМК, поскольку, предъявляя в качестве неизменного требование о готовности продукта к употреблению, заказчик предъявил неизменное требование о соответствии такого ВМК ГОСТ Р 57106-2023, который предусматривает использование ВМК в лечебном питании в качестве компонента для приготовления готовых блюд рационов диетического лечебного и диетического профилактического питания и не предусматривает возможности использования такого ВМК в непосредственно сухом виде, готовом к употреблению без совершения дополнительных действий. О том, что указанные положения описания объекта закупки в их совместном применении не позволяют однозначно определить потребность заказчика, указывает и наличие неоднократных обращений участников закупки к заказчику с просьбами о разъяснении рассматриваемых положений извещения о проведении электронного аукциона, что подтверждается общедоступными сведениями в ЕИС о наличии указанных запросов. При таких обстоятельствах рассматриваемые действия заказчика противоречат требованиям части 1 статьи 33, пункта 5 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, в связи с чем довод подателя жалобы признается Комиссией обоснованным. Однако Комиссия не усмотрела оснований для передачи материалов по жалобе уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика, поскольку заказчиком были совершены действия по разъяснению указанных положений извещения о проведении электронного аукциона, что свидетельствует о намерениях устранить двусмысленность их толкования.
В результате рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России
решила:
1. Признать жалобу ООО "БИОМЕДИКАЛФАРМ" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившими требования части 1 статьи 33, пункта 5 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В целях устранения выявленного нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в извещение о проведении электронного аукциона.
4. Комиссии заказчика по осуществлению закупок, заказчику, оператору электронной площадки отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
5. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 3 дня, начиная со дня выставления измененного извещения о проведении электронного аукциона. Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева Члены Комиссии Е.А. Шмыгина Е.М. Хоменко Исп.Хоменко Е.М. тел.8(391)2110144 2024-11685
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 июля 2024 г. N 024/06/106-2119/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2024