Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - ВрИО руководителя управления; членов Комиссии: Жданкиной Ю.К. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Долакидзе Г.П. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии ИП Иванова Сергея Леонидовича (далее - Поставщик, ИП Иванов С.Л.), его представителя - Кузнецова Максима Олеговича (доверенность от 11.07.2024), а также представителей ОБУЗ "ИвООД" - Трубниковой Любови Павловны (доверенность от 11.04.2023), Баскаковой Елены Александровны (доверенность от 02.10.2023), на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области 09.07.2024 от ОБУЗ "ИвООД" поступило обращение о включении сведений об ИП Иванове Сергее Леонидовиче (ИНН: 591500730600; 618362, Пермский край, г. Кизел, ул. Макаренко, д. 4, кв. 32) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на поставку гинекологических кресел (реестровый номер контракта 2372800215024000010), вследствие существенного нарушения условий контракта. Рассмотрев представленные ОБУЗ "ИвООД" и ИП Ивановым С.Л. документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении обращения, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установлено следующее. 06.02.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru ) (далее - официальный сайт) размещено извещение 0133200001724000317 о проведении электронного аукциона на поставку гинекологических кресел. По итогам проведения указанной закупки 04.03.2024 ОБУЗ "ИвООД" и ИП Ивановым С.Л. заключен контракт N318/24 на поставку гинекологических кресел (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1 Контракта Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку медицинских изделий: гинекологические кресла (далее - Оборудование или товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование, в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования (далее - Услуги), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образом оказанные Услуги.
В силу п. 3.1 Контракта Поставщик обязан:
- Поставить Оборудование в строгом соответствии с условиями Контракта в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки;
- Оказать Услуги в строгом соответствии с условиями Контракта в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки;
- Обеспечить обучение правилам эксплуатации (в соответствии с технической и (или)эксплуатационной документацией производителя (изготовителя) Оборудования) и проведения инструктажа специалистов Заказчика (Получателей), эксплуатирующих Оборудование;
- Обеспечить инструктаж производителем или уполномоченным представителем производителя Оборудования специалистов Заказчика (Получателей), осуществляющих техническое обслуживание Оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования;
- Использовать квалифицированный персонал для оказания Услуг по сборке, установке, монтажу и вводу Оборудования в эксплуатацию, по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование, в количестве, необходимом для оказания Услуг надлежащего качества;
- Осуществлять сборку, установку, монтаж и ввод в эксплуатацию Оборудования в помещении или месте эксплуатации Оборудования, подготовленном в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя) Оборудования, с учетом класса электробезопасности и иных требований безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-Предоставить Заказчику (Получателям) сведения, необходимые для работы с Оборудованием, включая предоставление ключей, паролей доступа, программ и иных сведений, необходимых для технического обслуживания, применения и эксплуатации;
- Предоставить Заказчику (Получателям) сведения о расходных материалах и реагентах иных производителей, применение которых разрешено производителем Оборудования;
- Обеспечить соответствие поставляемого Оборудования и оказываемых Услуг требованиям качества, безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- Представлять по требованию Заказчика информацию и документы, относящиеся к предмету Контракта для проверки исполнения Поставщиком обязательств по Контракту;
- Незамедлительно информировать Заказчика обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению Контракта;
- Своими силами и за свой счет устранять допущенные недостатки при поставке Оборудования и оказании Услуг;
- Выполнять свои обязательства, предусмотренные положениями Контракта;
- Обеспечивать гарантии на Оборудование в соответствии с разделом 8 Контракта.
Согласно приложению N2 "Техническое задание" к Контракту Поставщик обязан поставить следующий товар: "Комплекс многофункциональный лечебно-диагностический "ЗЕРЦ МУЛЬТИФАНКШН" по ТУ 9444-002-60554199-2009 (Стол операционный гинекологический, электромеханический)".
В силу п. 5.2 Контракта поставка осуществляется Поставщиком в течение 120 календарных дней с даты заключения Контракта. Прием товара Заказчиком осуществляется в рабочие дни, с 09 ч. 00 мин. до 15 ч. 00 мин. по московскому времени Согласно пояснениям представителей Заказчика и Поставщика, товар был доставлен Заказчику - 02.05.2024. 03.06.2024 Поставщик направил Заказчику письмо о готовности поставить товар.
Как указали представители Заказчика и Поставщик назначение столь поздней даты приемки является инициативой Заказчика, ввиду отсутствия денежных средств для оплаты поставленного товара на момент доставки товара. 07.06.2024 Поставщик разместил документы о приемке на официальном сайте, а также прилагаемую документацию на товар. 07.06.2024 Заказчиком были отклонены указанные документы, ввиду отсутствия в составе документов декларации соответствия товара. 17.06.2024 Поставщиком повторно размещены документы о приемке. 17.06.2024 Заказчик вновь отклонил указанные документы, указав на следующие несоответствия представленной документации:
- В нарушение условий контракта в документах о приемке не указаны ИКЗ и не верное наименование Заказчика;
- Эксплуатационная документация на медицинское изделие представлена не в надлежащем виде (оригиналы не представлены, копии не заверены);
- Наименование медицинских изделий в гарантиях не соответствует контракту;
- Наименование предмета контракта различается в представленных поставщиком документах и требует их приведения в соответствие с Контрактом;
- ЕИС в разделе информация о передачи товаров поставщиком указана не достоверная информация о сроках - передачи товара - начала периода поставки - окончания периода поставки. 18.06.2024 Поставщиком были исправлены указанные замечания Заказчика и состоялась приемка поставленного товара. В рамках приемки были выявлены несоответствия товара условиям Контракта, в части технических характеристик и возможности установки дополнительного оборудования. В связи с чем, 18.06.2024 Заказчик разместил на официальном сайте мотивированный отказ от приемки товара. 18.06.2024 Заказчик направил Поставщику претензию о необходимости устранения выявленных несоответствий товара, а также уплаты начисленного штрафа.
Согласно пояснениям Поставщика 19.06.2024 им был найден товар (кресло гинекологическое-урологическое "Клер"-КГЭМ) другого производителя, поскольку после осуществления приемки Заказчиком было установлено несоответствие товара "Комплекс многофункциональный лечебно-диагностический "ЗЕРЦ МУЛЬТИФАНКШН" условиям Контракта. 19.06.2024 и 21.06.2024 электронными письмами Поставщик предложил Заказчику осуществить замену товара и заключить соответствующее дополнительное соглашение к Контракту. Вместе с тем, представители Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что указанные электронные письма в адрес Заказчика не поступали.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу п. 1 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (п. 2 ст. 450 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок.
На основании п. 12.2 Контракта Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством. В связи с невыполнением Поставщиком обусловленных Контрактом обязательств, 25.06.2024 ОБУЗ "ИвООД" было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Заказчиком своевременно выполнены указанные требования Закона о контрактной системе. 25.06.2024 Заказчик сформировал и разместил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на официальном сайте.
В соответствии со ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно письму ФАС России от 14.03.2018 NРП/16764/18 первым днем начала исчисления срока, установленного ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым. В случае, если последний день десятидневного срока, в рамках которого поставщик может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то в соответствии со ст. 193 Гражданского кодекса РФ днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу и Контракт расторгнут Заказчиком - 06.07.2024.
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Руководствуясь данной нормой, Заказчик направил обращение и иные документы, предусмотренные Законом о контрактной системе, 08.07.2024.
В своих письменных пояснениях Поставщик указал, что несоответствие представленного к приемке товара является следствием недобросовестных действий со стороны производителя товара ООО "Зерц". Так, в целях подачи заявки на участие в закупке ИП Иванов С.Л. обратился к производителю с целью выяснения соответствия производимой ООО "Зерц" продукции условиям извещения о закупке.
В результате чего, Поставщиком было получено официальное письмо производителя о соответствии товара "Комплекс многофункциональный лечебно-диагностический "ЗЕРЦ МУЛЬТИФАНКШН" по ТУ 9444-002-60554199-2009 (Стол операционный гинекологический, электромеханический)" условиям описания объекта закупки. После заключения договора с ООО "Зерц", Поставщику совместно с медицинским изделием был представлен паспорт для гинекологического стола, заверенный производителем. Характеристики медицинского изделия, указанные в паспорте, полностью соответствовали требованиям Контракта.
Таким образом, принимая решение об участии в закупке, а также поставляя товар Заказчику, Поставщик добросовестно полагал, что товар полностью соответствует условиям Контракта. После отказа в приемке, Поставщиком предприняты меры для надлежащего исполнения Контракта. ИП Ивановым С.Л. было закуплено кресло гинекологическое-урологическое "Клер"-КГЭМ, что подтверждает договором поставки и платежным поручением. Данный товар был доставлен в г. Иваново, в целях последующей поставки Заказчику. Оценив представленные сторонами сведения и документы, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках. По смыслу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. С учетом изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России при рассмотрении вопроса о включении сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, не может ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения тех или иных требований без выяснения всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является только такое уклонение от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к нарушению прав Заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, справедливости, быть соразмерными конституционно закрепляемым целям и ценностям, характеру совершенного деяния. Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные сведения в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр не должен ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом договорных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи, обязан устанавливать обстоятельства недобросовестного поведения хозяйствующего субъекта. Размещение сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки выявит обстоятельства, свидетельствующие о направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что после заключения Контракта Поставщик не уклонялся от его исполнения, принимал меры, направленные на надлежащее исполнение Контракта. Оценив деятельность Поставщика по выполнению Контракта, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что само по себе нарушение требований Контракта не может являться основанием для включения сведений о Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Поставщик в процессе исполнения Контракта предпринимал действия, направленные на устранение выявленных замечаний (исправление документации к товару, закупка нового товара), в целях исполнения Контракта. Указанные обстоятельства свидетельствуют о направленности воли Поставщика на исполнение своих обязательств по Контракту. Кроме того, Комиссия Ивановского УФАС России допускает, что нарушение условий контракта могло стать следствием недобросовестного поведения третьего лица (производителя товара - ООО "Зерц"). При изложенных выше обстоятельствах, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что включение сведений об ИП Иванове С.Л. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) нецелесообразно, так как не отвечает принципам и целям применения рассматриваемой санкции. Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные ОБУЗ "ИвООД" в отношении ИП Иванова Сергея Леонидовича (ИНН: 591500730600; 618362, Пермский край, г. Кизел, ул. Макаренко, д. 4, кв. 32) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на поставку гинекологических кресел (реестровый номер контракта 2372800215024000010) не включать. Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные законом. Председатель комиссии Т.А. Михеева Члены комиссии: Ю.К. Жданкина Г.П. Долакидзе
2024-3443
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 18 июля 2024 г. N 037/10/104-522/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2024