Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
-главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
на основании поручения ФАС России от 17.06.2024 NПИ/52198/24 (вх. от 18.06.2024 N 4569-ЭП/24), ввиду обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактнойсистеме в сфере закупок, в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), проведена внеплановая проверка (без заседания комиссии) соблюдения законодательства о контрактной системе заказчиком - Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области (далее - Заказчик) при проведении закупки N 0240100000123000184,
У С Т А Н О В И Л А:
В соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе Заказчику направлено уведомление о дате и времени рассмотрения материалов внеплановой проверки.
Рассмотрение материалов внеплановой проверки назначено на 10.07.2024 г. без заседания комиссии.
Заказчиком представлены пояснения об отсутствии нарушений при осуществлении закупок. Указано, что обязательным условием исполнения контрактов являлось индивидуальное изготовление технических средств реабилитации (далее - ТСР), в связи с этим Заказчиком определен вид закупок - выполнение работ. Сам результат работ - изготовленные по индивидуальному заказу изделия Заказчику не передавались по акту сдачи-приемки работ, а только оплачивались им, следовательно, изделия не принимались к бухгалтерскому учету Заказчика, и не являлись поставляемыми заказчику при выполнении закупаемых работ. Таким образом, согласно извещению о закупке и проекту контракта ТСР является результатом выполнения работ, который изготавливается для конкретного инвалида, может быть использован только указанным инвалидом получателем и не подлежит продаже неограниченному кругу лиц как промышленный товар серийного производства. На момент проведения закупки участником (исполнителем) работы еще не выполнены и ТСР индивидуального изготовления для конкретного инвалида еще не произведен. Изготовитель (подрядчик) выполняет работы по изготовлению ТСР, начиная с определения конструкции ТСР по диагнозу инвалида (учитывая строение его тела), процедуры снятия мерок с инвалида, непосредственно процесса изготовления с учетом индивидуальных медицинских показаний инвалида, заканчивая последующей выдачей инвалиду с контрольной примеркой.В описании объектов закупок установлено, что местом выполнения работ является место изготовления технических средств реабилитации, а именно РФ, по месту выполнения работ. Заказчик действовал с учетом сложившейся правоприменительной практики в регионе, при этом в последующем, при разъяснении ЦА ФАС России позиции о необходимости установления соответствующих требований в извещениях о закупках, требования устанавливаются. Принцип сопоставимости первостепенно обусловлен целью предметно оценить заявку участника на наличие у него опыта работы, сопоставимой с работами по контракту, планируемого к заключению, и обеспечивает возможность участвовать в закупке и победить на конкурсной основе только тем участникам, которые действительно имеют подтвержденный опыт по аналогичным видам работ. В силу требований Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (далее - Положение), определение параметров сопоставимости характера и объема относится к компетенции Заказчика. Заказчик самостоятельно устанавливает сопоставимость, исходя из предмета закупочной процедуры и цели получения наиболее качественного результата работы. Критерий оценки "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" обеспечивает заказчику возможность из большого числа участников выбрать исполнителя, который будет максимально соответствовать потребностям заказчика в качественном и своевременном выполнении работ, учитывая специфику объекта закупки - выполнение работ по изготовлению протезов определенного вида, которые являются сложным протезированием, требуют специальных познаний. Кроме того, разные виды протезов (нижние, верхние, бедра, голени и др.) имеют различия в специфике их изготовления в зависимости от вида, а также работы по изготовлению протезов верхних и нижних конечностей регулируются разными ГОСТами (ГОСТ Р ИСО 9999-2019, ГОСТ Р 56138-2021, ГОСТ Р ИСО 29782-2014, ГОСТ Р 53869-2021, ГОСТ Р 51191-2019, ГОСТ Р 59542-2021). Предусмотренные в конкурсах критерии и порядок оценки заявок участников закупки не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение добросовестных победителей конкурса - лиц, наиболее соответствующих потребностям Заказчика при выполнении данного вида работ. Вне зависимости от наличия предложения от участника закупки по данному критерию, такой участник сможет подать заявку на участие в открытом конкурсе и его заявка будет рассмотрена и оценена конкурсной комиссией. Подтверждением вывода о том, что установление требования в отношении наличия опыта не ограничивает количество участников закупки и не нарушает ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе также служит тот факт, что при обосновании начальной (максимальной) цены контракта указанных закупок заказчиком использовалась ценовая информация трех различных исполнителей, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе. Таким образом, критерий оценки - квалификация участников закупки, а именно наличие у участников закупки опыта выполнения работ связанного с предметом контракта, установленное Заказчиком в закупке, соответствуют Закону о контрактной системе и Положению.
Изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
24.07.2023 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение N 0240100000123000184 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению технических средства реабилитации - протезов верхних конечностей в 2023 г. Начальная (максимальная) цена контракта - 800 000,00 руб. Начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги - 1349398,34 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.10.2023 NИЭОК1 принято решение о соответствии 1 заявки участников закупки требованиям извещения и Закона о контрактной системе.
Победителем конкурса признано АО "Московское протезно-ортопедическое предприятие" (далее - Победитель) с предложением о цене единицы работы в размере 1339398,34 руб.
Между Заказчиком и Победителем заключен государственный контракт от 30.10.2023 г. N N 19-2023 ЭК на сумму 800 000,00 руб. (реестровый номер в ЕИС - 1434600292223000200) (далее - Контракт).
1. В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 данного закона.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
На основании части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617).
В силу пункта 4 Постановления N 617 ограничения, установленные Постановлением N 617 распространяются на товары, включенные в перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N 617 (далее - Перечень), в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Пунктом 11 Постановления N 617 определены случаи, при которых ограничения, установленные данным постановлением, не применяются.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим законом и инструкцию по ее заполнению.
Подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе должно содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Согласно извещению объектом закупки является на выполнение работ по изготовлению технических средства реабилитации - протезов верхних конечностей в 2023 г. с кодом ОКПД2 - 32.50.22.121 "Протезы внешние" (далее - Товар).
Вместе с тем Товар, поставляемый в рамках выполнения работ, содержится в пункте 157 Перечня с аналогичным кодом ОКПД2.
По мнению Заказчика, протезно-ортопедические изделия, изготовленные Подрядчиком индивидуально, являются результатом выполненных работ, при этом поставка каких-либо товаров в рамках спорной закупки не предусмотрена.
Согласно статье 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю.
На основании пункта 1 статьи 509 ГК РФ поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя.
Согласно Описанию объекта закупки (Техническому заданию) (приложение N 1 к извещению) представлены 16 позиций наименований протезов верхних конечностей, ед. измерения - штука.
Пунктом 4.2 проекта контракта место выполнения работ: РФ, по месту выполнения работ (изготовления изделий с учетом индивидуальных обмеров (слепков) и индивидуальных показателей Получателя). Прием заказов на выполнение работ, примерка, подгонка, обучение пользованию, выдача результатов выполненных работ (изготовленного по индивидуальному заказу Изделия) осуществляется в стационарных пунктах, организованных Исполнителем в г. Кирове (по согласованию Заказчика и Исполнителя стационарные пункты могут быть организованы в районах Кировской области), либо по месту жительства Получателей, по согласованию Исполнителя с Получателями.
Пунктом 6.1.5 проекта контракта предусмотрено, что Исполнитель обязан при передаче результата выполненных работ (Изделия) Получателю оформить Акт сдачи-приемки работ Получателю, Спецификацию протезно-ортопедического изделия индивидуального изготовления (Приложение N 5), которые подписываются Исполнителем и Получателем и Анкету (Приложение N 6). Указанные документы оформляются в 3 экземплярах, один из которых передается Заказчику, один остается у Исполнителя, один - у Получателя. В случае отказа Получателя от предложенного Изделия заполнить соответствующую часть указанного Акта. Датой передачи результата работ Получателю по настоящему Контракту является дата подписания Исполнителем и Получателем (Представителем) Акта сдачи-приемки работ Получателем, обеспечивать Получателя гарантийным талоном и информировать его об условиях проведения гарантийного обслуживания.
Пунктом 10.1 проекта контракта гарантийный срок устанавливается со дня подписания Акта сдачи-приемки работ Получателем. В течение этого срока исполнитель производит замену или ремонт изделия самостоятельно и за собственный счет.
В настоящем случае Комиссия пришла к выводам о том, что отдельные положения проекта Контракта прямо свидетельствуют о том, что предмет Контракта носит смешанный характер, объект рассматриваемой закупки составляет как выполнение работ, так и приобретение (получение) товара отдельными категориями граждан.
Таким образом, Заказчиком в Извещении неправомерно не установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг в соответствии с Постановлением N 617.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14, пункт 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки составов административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604) утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно подпункту "в" пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, в том числе показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
Подпунктом "в" пункта 28 Положения в том числе установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно разделу III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в электронном конкурсе, содержащегося в составе извещения о проведении конкурса (файл, прикрепленный к извещению о закупке в ЕИС), Заказчик установил критерий: "Квалификация участников закупки", со следующими положениями по детализирующему показателю "Наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанных с предметом контракта": участник закупки предоставляет исполненные договоры на выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей, связанные с предметом контракта.
В соответствии со статьями 69 и 72 Бюджетного кодекса закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд производятся за счет бюджетных ассигнований (расходы бюджетов), осуществление которых согласно статье 32 Бюджетного кодекса должно отвечать принципу эффективности - необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Определение параметров сопоставимости характера и объема относится к компетенции заказчика. Заказчик самостоятельно устанавливает сопоставимость, исходя из предмета закупочной процедуры и цели получения наиболее качественного выполнения услуги (Письмо Минфина России от 06.05.2022 N 24-06-07/41956).
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Следовательно, закрепленный в статье 8 Закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона о контрактной системе, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.11.2019 N 307-ЭС19-12629 по делу N А56-115357/2018).
Основная функция критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям публично-правового образования в качественном и своевременном выполнении работ, учитывая специфику объекта закупки. Установление заказчиком критериев оценки не является обязательным условием для участия в проведении процедуры закупки, не может служить основанием для отклонения заявки участника, а выступает лишь критерием оценки участника, в то время как к участию в закупке могло быть допущено любое лицо независимо от наличия документов, подтверждающий конкретный критерий. (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2020 N 307-ЭС19-21226 по делу N А44-6018/2018, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.05.2021 N Ф08-2364/2021 по делу N А53-9946/2020).
Таким образом, согласно подходу, сформировавшемуся в судебной практике арбитражных судов, действуя добросовестно, Заказчик вправе установить порядок оценки, исходя из своих потребностей, целей, значимости и характера заказа, условий безопасности, которым могут не соответствовать все субъекты хозяйственной деятельности, поскольку правомерная конкуренция состоит в соперничестве и в формировании любым лицом лучшего предложения по исполнению заказа. В таких случаях, установленный Заказчиком порядок оценки не может расцениваться как ограничение прав одних и предоставление преимуществ другим субъектам, поскольку все участники закупки поставлены в равные условия.
Представитель Заказчика письменно пояснил, что при оценке заявок по показателю принимается опыт по изготовлению верхних конечностей, поскольку установленный Заказчиком Порядок оценки в полной мере соответствует цели (объекту) закупки и не нарушает права и законные интересы участников закупок. Конечными получателями выполненных работ по контракту являются граждане льготной категории - инвалиды, для которых важное значение имеет то, что работы по изготовлению протезов осуществляет квалифицированный участник, обладающий соответствующим опытом.
Согласно извещению Заказчиком осуществляется закупка на выполнение работ по изготовлению технических средства реабилитации - протезов верхних конечностей в 2023 г., в подтверждение участник закупки предоставляет исполненные договоры на выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей, связанные с предметом контракта.
Жалобы по закупке N 0240100000123000184 в Кировское УФАС России на действия (бездействие) субъекта контроля, не поступали.
Нарушений Закона о контрактной системе, Постановления N 2604 не выявлено.
На основании изложенного и в соответствии со ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. По результатам проведения внеплановой проверки при проведении закупки на выполнение работ по изготовлению технических средства реабилитации - протезов верхних конечностей в 2023 г. в действиях Заказчика установлено нарушение части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 10 июля 2024 г. N 043/10/99-613/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2024