Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Сусликова М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей (средствами видеоконференцсвязи):
от заказчика - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю - Вяткина Дмитрия Анатольевича, Назаровой Светланы Геннадьевны (до перерыва), Емельяновой Юлии Ивановны (после перерыва),
от ООО "Артрон" - Маслова Александра Витальевича,
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Артрон", его директоре, учредителе в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения государственного контракта N 02171000004230004880001 от 24.01.2024 г., заключенного по итогам закупки N 0217100000423000488 "Выполнение работ по обеспечению граждан ортопедическими аппаратами", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
05 июля 2024 года в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Артрон", его директоре, учредителе в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения государственного контракта N 02171000004230004880001 от 24.01.2024 г., заключенного по итогам закупки N 0217100000423000488 "Выполнение работ по обеспечению граждан ортопедическими аппаратами".
В заседании Комиссии 11 июля 2024 года был объявлен перерыв до 12 июля 2024 года. После перерыва 12 июля 2024 года заседание Комиссии продолжено.
Представитель заказчика настаивает на включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Артрон" в реестр недобросовестных поставщиков. Указал, что контракт исполнен частично, а представленная исполнителем информация об отсутствии возможности связаться с некоторыми лицами, получившими направление на протезирование, об отказе ряда лиц от обеспечения ортопедическими аппаратами или о намерении таких лиц оформить электронный сертификат не соответствует действительности. Кроме того, некоторые письма исполнителя, содержащие сведения о ходе исполнения контракта и датированные, в частности, мартом 2024 года, фактически были направлены заказчику только в июне.
Представитель ООО "Артрон" против удовлетворения обращения заказчика возражает. Указал, что общество добросовестно исполняло обязанности контракту, однако некоторые получатели отказались от получения ортопедических аппаратов, некоторые высказали намерение оформить электронный сертификат. Исполнитель не обязан устанавливать факт обращения получателя за сертификатом самостоятельно.
Заслушав представителей, исследовав материалы дела, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
23 декабря 2023 года в единой информационной системе было размещено извещение об осуществлении закупки N 0217100000423000488 "Выполнение работ по обеспечению граждан ортопедическими аппаратами". Начальная (максимальная) цена контракта - 6 155 675 руб. 43 коп.
На участие в закупке было подано две заявки. Протоколом подведения итогов определения поставщика от 12.01.2024 г. победителем признан участник закупки идентификационный N 115700279, с ценовым предложением 6124897,05 руб. Снижение начальной (максимвльной) цены составило 0,50%.
24 января 2024 года по итогам закупки N 0217100000423000488 между Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю и ООО "Артрон" был заключен государственный контракт N 02171000004230004880001, по условиям которого исполнитель обязуется выполнить работы по обеспечению граждан ортопедическими аппаратами в соответствии с техническим заданием. Срок выполнения работ - в течение 40 (сорока) календарных дней со дня получения направления, выдаваемого заказчиком, но не позднее "30" июня 2024 г. включительно.
Реестр получателей ортопедических аппаратов направлен заказчиком 29 января 2024 года.
Представитель заказчика пояснил, что из-за отказов некоторых получателей от ортопедических аппаратов в реестре были внесены изменения, о чем исполнитель был уведомлен.
Представитель ООО "Артрон" представил Комиссии письма об уведомлении заказчика о лицах, оказавшихся от ортопедических аппаратов, в том числе, письмо, датированное 01.03.2024 г. (исх. N 117). По данным заказчика, письмо поступило в его адрес 28.06.2024 г.
В письме от 27.05.2024 г. заказчик указал, что исполнителем выдано только 34 изделия, 107 изделий еще не выданы получателям в нарушение сроков, указанных в государственном контракте.
В письме исполнителя от 04.06.2024 г. (исх. N 314, поступило заказчику 25.06.2024 г. вх. N 23/51330) указаны сведения о проделанной работе, в том числе, о лицах, с которыми не удалось связаться, а также о лицах, отказавшихся от получения изделий.
Кроме того, исполнитель в письме от 17.06.2024 г. указал, что дальнейшее исполнение контракта не представляется возможным в связи с отдаленностью регионов исполнителя и заказчика, а также логистическими трудностями. В связи с сложной геополитической ситуацией на государственной границе Российской Федерации в Южном федеральном округе и сложившейся экономической обстановкой, предприятия несут дополнительные издержки в процессе производства изделий из-за увеличения стоимости жилья и фонда оплаты труда. К тому же дефицит комплектующих, вызванный введенными санкциями со стороны недружественных стран, повышение тарифов и сроков на логистическое сообщение и авиаперелеты ограничивают поставки импортных комплектующих для производства протезно-ортопедических изделий. В следствии этого на предприятии исполнителя возник дефицит складского запаса товарно-материальных ценностей, из-за чего обеспечение получателей не сможет быть спланировано в срок, указанный в контракте. В связи с чем исполнитель просил расторгнуть контракт.
По состоянию на дату рассмотрения обращения заказчика Комиссия установила, что ООО "Артрон" исполнены, а заказчиком приняты и оплачены работы на общую сумму 3 796 824 руб. 52 коп.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктами 14.4 и 14.5 государственного контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Расторжение контракта в одностороннем порядке осуществляется с соблюдением требований статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно части 3 статьи 715 Гражданского кодекса РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков
Поскольку исполнитель не представил доказательств передачи изделий получателям ни в срок, указанный в государственном контракте, ни после получения претензии заказчика, 24 июня 2024 года заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 02171000004230004880001 от 24.01.2024 г. Указанное решение было размещено в единой информационной системе.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
26 июня 2024 года исполнитель представил возражения на односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, указав, что часть получателей не были обеспечены изделиями по независящим от исполнителя причинам - невозможность связаться, намерение получить электронный сертификат, письменный отказ. В связи с чем исполнитель просит отменить решение об одностороннем отказе и расторгнуть контракт по соглашению сторон.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 вышеназванной статьи заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
В ответе от 05.07.2024 г. на возражения исполнителя заказчик указал на отсутствие оснований для отмены решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, поскольку у заказчика до сих пор отсутствует информация об обеспечении 36 получателей ортопедических аппаратов изделиями в количестве 55 штук. Граждане, в отношении которых исполнитель указал, что они будут обеспечены по электронным сертификатам, с соответствующими заявлениями к заказчику не обращались. Кроме того, все представленные исполнителю номера телефонов доступны и используются в работе сотрудниками заказчика.
Следовательно, решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 05 июля 2024 года.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ, юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Комиссия, рассмотрев представленные в материалы дела сведения и документы, пришла к выводу о наличии факта недобросовестного поведения Исполнителя: исполнитель предоставил ортопедические аппараты не всем получателям, направления по которым переданы заказчиком.
Исполнитель не предоставил доказательств, что исполнить обязанности по контракту в полном объеме невозможно по независящим от него обстоятельствам.
Заказчиком представлены сведения о работе сотрудников с получателями ортопедических изделий, из которых следует, что представленные исполнителю для связи номера телефонов активны. Часть получателей указала, что звонков от исполнителя им не поступало, при этом получатели все еще нуждаются в ортопедических аппаратах.
Вышеуказанное опровергает доводы исполнителя о наличии объективных причин невозможности исполнения государственного контракта.
Заказчик вправе был рассчитывать на надлежащее исполнение ООО "Артрон" заключенного контракта на условиях, предусмотренных закупочной документацией. Вместе с тем, исполнитель обязанности по контракту исполнил частично, доказательств невозможности исполнения в полном объеме не представил, однако неоднократно предлагал заказчику расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Артрон" ИНН 3328008976 / КПП 332801001 (600009 Владимирская область, г. Владимир, ул. Фейгина, д. 8/26, кв. 11, директор / учредитель Гущин Михаил Иванович ИНН 332806445782) сроком на два года.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова |
|
_____________________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 12 июля 2024 г. N 022/10/104-789/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2024