Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Воронежского УФАС России) в составе:
- Чушкин Д.Ю. - председатель Комиссии, руководитель Управления,
- Шпарло В.С. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля
закупок,
- Коростылева Е.В. - член Комиссии, специалист 1 разряда отдела контроля закупок;
при участии представителя ООО "МИР ДОРОГ" - Пушковой А.В.,
при участии представителя администрации Хохольского муниципального района Воронежской области - Ускова Д.К.,
при участии представителя Заказчиков (совместная закупка) - Турищевой Е.Н.,
рассмотрев жалобу ООО "МИР ДОРОГ" на действия Комиссии по осуществлению закупок администрации Хохольского муниципального района Воронежской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог (номер извещения 0131300035724000048),
У С Т А Н О В И Л А :
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) поступила жалоба ООО "МИР ДОРОГ" (далее - Заявитель) на действия Комиссии по осуществлению закупок администрации Хохольского муниципального района Воронежской области (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог (номер извещения 0131300035724000048).
По мнению Заявителя, действия Комиссии по осуществлению закупок нарушают требования Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), что выразилось в следующем:
1) Заявке заявителя присвоено 0 баллов, что свидетельствует о недостаточном и неполном рассмотрении Комиссией по осуществлению закупок предоставленных документов;
2) Комиссия по осуществлению закупок приняла к оценке недостоверные договоры, представленные Победителем закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Таким образом, предмет жалоб о присвоении результатов оценки по критерию "Квалификация участников закупки" не относится к компетенции Комиссии Воронежского УФАС, и обжаловать такие результаты оценки заявок возможно исключительно в судебном порядке.
При этом, при проверке действий Комиссии по осуществлению закупок при рассмотрении заявок участников на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, а также применению установленного Порядка оценки установлено следующее.
13.05.2024 г. извещение N 0131300035724000048 (далее - Извещение) размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС).
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме.
Начальная (максимальная) цена контракта - 27 988 909,38 руб.
В силу части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, должно содержаться, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги.
Как следует из Извещения Заказчиком при проведении настоящего Конкурса использовались следующие критерии и их величины значимости:
N |
Критерий |
Значимость |
1 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - Критерий N 1) |
40,00% |
2 |
Цена контракта (далее - Критерий N 2) |
60,00% |
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в том числе, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе, в форме электронного документа.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, установлены положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2604).
"Оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок (пункт 2 Постановления N2604).
В соответствии с пунктом 3 Постановления N2604 для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки: а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; б) расходы; в) характеристики объекта закупки; г) квалификация участников закупки.
"Критерии оценки" - предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критерии оценки заявок, в соответствии с которыми осуществляется оценка заявок в отношении цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ, качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки, квалификации участников закупки, в том числе наличия у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 24 Постановления N2604 предусмотрено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
"Показатель оценки" - вид расхода, вид характеристики объекта закупки и вид характеристики квалификации участников закупки, детализирующие оценку заявок по соответствующему критерию оценки.
Пунктом 25 Постановления N2604 установлено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Постановления N2604, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 28 Постановления N2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Постановления N2604 применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
Заказчиком во исполнение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе представлен электронный документ - "5. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" (далее - Порядок оценки заявок).
Таким образом, в соответствии с Порядком оценки заявок, для оценки заявок по Критерию N1 (Квалификация участников закупки) Заказчиком использовался показатель - наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в рамках которого применялся детализирующий показатель - общее количество исполненных участником закупки договоров.
В соответствии с положениями Постановления N2604 Заказчиком в Порядке оценки заявок предусмотрены требования к документам для оценки заявок по Критерию N1, а именно:
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой 3 |
Положение о применения критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
Наименование критерия оценки: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Наименование критерия показателя оценки: наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта.
Наименование показателя оценки, детализирующего показатель оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров |
К оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Перечень документов, подтверждающих наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта: - исполненный договор (договоры), -акт (акты) приемки выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров). Документы принимаются к оценке в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам). К оценке принимаются исключительно исполненный договор (договоры), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Последний акт, составленный при исполнении договора (договоров) должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. |
Также, для оценки заявок членами Комиссии по осуществлению закупок Заказчиком избрана формула, предусмотренная подпунктом "б" пункта 20 Постановления N2604, а именно:
где:
Хmax - максимальное значение (общее количество исполненных договоров) характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки";
Хi - значение (общее количество исполненных договоров) характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки";
Хmin - минимальное значение (общее количество исполненных договоров) характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки".
Данная формула, предусматривает присвоение баллов исходя из следующего:
заявке, содержащей наилучшее значение, присваивается 100 баллов;
заявке, содержащей наихудшее значение, присваивается 0 баллов;
иным заявкам баллы присваиваются между наилучшим и наихудшим значениями (экстремумы), исходя из цены деления, рассчитываемого (в рамках "правого компонента" каждой формулы) на основании предложенных участниками закупки наилучшим и наихудшим значений.
Таким образом, Заказчик, при проведении настоящего Конкурса, установив исключительно детализирующий показатель "общее количество исполненных участником закупки договоров", а также использовав формулу, не предусматривающую установление предельных минимальных значений, определил, что наиболее квалифицированным исполнителем контракта, для удовлетворения потребностей муниципального заказчика, является лицо исполнившее наибольшее число договоров, вне зависимости от их стоимости и объёмов работ.
В соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.06.2024 NИЭОК2, Комиссией по осуществлению закупок приняты следующие решения:
Идентификационный номер заявки |
Общее решение по заявке |
Итоговая оценка по критериям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона 44-ФЗ / Причина отклонения |
130 |
Соответствует |
40 |
40 |
Соответствует |
0 |
В рамках рассмотрения настоящей жалобы, Комиссией Воронежского УФАС России установлено, что Комиссией по осуществлению закупок к оценке принят 741 договор, предоставленный ООО "МИР ДОРОГ", и 1104 договора, предоставленных ООО "ДОРОЖНИК" (Исх. N б/н от 10.07.2024 г.).
Соответственно, по данному критерию заявке ООО "МИР ДОРОГ" (идентификационный номер 40) по Критерию N1 присвоено 0 баллов, а заявке ООО "ДОРОЖНИК" (идентификационный номер 130) - 100 баллов.
Также, Комиссия Воронежского УФАС России отмечает, что сведений подтверждения недостоверности договоров, предоставленных ООО "ДОРОЖНИК", в материалы дела сторонами не предоставлено.
На основании изложенного, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушений не усматривается.
Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
Р Е Ш И Л А :
Признать жалобу ООО "МИР ДОРОГ" на действия Комиссии по осуществлению закупок администрации Хохольского муниципального района Воронежской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог (номер извещения 0131300035724000048) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
Д.Ю. Чушкин
|
Члены комиссии: |
|
|
|
|
В.С. Шпарло
|
|
|
Е.В. Коростылева
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 15 июля 2024 г. N 036/06/48-890/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2024