В соответствии с приказом Воронежского УФАС России от 19.06.2024 N 76/24, статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, на основании обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
Комиссия Воронежского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Чушкин Д.Ю. - руководитель управления, председатель Комиссии;
Рощупкина Ю.В. - начальник отдела контроля закупок, заместитель председателя Комиссии;
Апанащик У.А. - специалист-эксперт отдела контроля закупок, члена Комиссии
по результатам проведения внеплановой проверки (без заседания комиссии) соблюдения Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области (далее - ОСФР по Воронежской области, Заказчик) требований федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении закупки на выполнение работ для социального обеспечения получателя техническим средством реабилитации в 2024 году - протезом бедра модульным с микропроцессорным управлением (реестровый номер торгов 0231100000823000272) (далее - Закупка)
У С Т А Н О В И Л А:
1. 28.11.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ для социального обеспечения получателя техническим средством реабилитации в 2024 году - протезом бедра модульным с микропроцессорным управлением (реестровый номер торгов 0231100000823000272) с начальной (максимальной) ценой контракта 4 499 333,00 руб.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.12.2023 свидетельствует о том, что электронный конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке была подана только одна заявка на участие в ней. Комиссией по осуществлению закупок принято решение о заключении контракта с участником закупки, подавшим такую единственную заявку (идентификационный N 115517205, ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЦЕНТР ПРОТЕЗИРОВАНИЯ, ОРТЕЗИРОВАНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ "ТОЧКА ОПОРЫ").
2. В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
19.06.2024 Воронежским УФАС России в целях всесторонней и объективной проверки, формирования выводов о наличии (отсутствии) в действиях субъекта контроля нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок был направлен (исх. N РК/4178/24) запрос о представлении заказчиком объяснений по фактам предполагаемых нарушений.
Отделением в соответствии с запросом были представлены объяснения (вх. N б/н от 27.06.2024), содержание которых сводится к отсутствию нарушений при осуществлении рассматриваемой закупки.
2.1. Частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе установлено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных таким законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения) их комиссии по осуществлению закупок должны исходить из целей максимального удовлетворения, как потребностей заказчика, в том числе потребности в качественном товаре, так и результатов расходования бюджетных средств с момента размещения извещения о закупке до исполнения обязательств по контракту.
Частями 1 и 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 данного закона.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим законом и инструкцию по ее заполнению.
На основании подпункта "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 статьи 43 настоящего закона должно содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 настоящего закона.
В силу пункта 1 части 2 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Во исполнение норм Федерального закона о контрактной системе о применении национального режима при осуществлении закупок принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617).
Пунктом 1 Постановления N 617 утвержден прилагаемый перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
При этом в пункте 4 Постановления N 617 особо отмечено, что ограничения, установленные настоящим постановлением, распространяются на товары, включенные в перечень, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Пунктом 11 Постановления N 617 определены случаи, при которых ограничения, установленные данным постановлением, не применяются.
Согласно извещению об осуществлении закупки потребности заказчика в рамках осуществленной закупки соответствовало выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезно-ортопедическими изделиями (протезы нижних конечностей) с кодом по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 32.50.22.121.
Перечень, утвержденный Постановлением N 617, содержит информацию о соответствующем коде ОКПД2 и наименовании товара "Протезы внешние".
В извещении об осуществлении закупки ограничения, регламентированные Постановлением N 617, Заказчиком установлены нарушений не выявлено.
2.2. В силу статьи 8 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим законом.
Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 32 Федерального закона о контрактной системе).
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - Постановление N 2604, Положение).
Согласно подпункту "в" пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, в том числе показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
Подпунктом "в" пункта 28 Положения, в том числе установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссией установлено, что заказчиком в "Критериях и порядке оценки заявок на участие в электронном конкурсе" (приложение N 5 к извещению) установлен детализирующий показатель "Общая цена исполненных участником закупки договоров" показателя "Наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанных с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Согласно приведенному порядку к оценке принимается общая цена исполненных участником закупки договоров на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей.
Заказчиком в представленных объяснениях было сообщено о том, что порядком оценки заявок обоснованно предусматриваются положения о подтверждении участниками закупки опыта выполнения работ, связанных с предметом контракта, сопоставимого характера и объема, а именно участник закупки предоставляет исполненные договоры по обеспечению протезом бедра модульным с микропроцессорным управлением, а также акты приемки выполненных работ, составленные при исполнении таких договоров.
Таким образом, нарушений не установлено.
2.3 Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно Закону о защите инвалидов предоставление инвалиду бесплатно ТСР осуществляется на основании его индивидуальной программы реабилитации, которая разрабатывается федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
В соответствии со статьей 11 Закона о защите инвалидов индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Заказчиком не устанавливалось требование о наличии лицензии у участников закупки (деятельность по изготовлению протезноортопедических изделий не подлежит лицензированию).
Таким образом, нарушений не установлено.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе,
Р Е Ш И Л А:
В действиях Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области нарушений при проведении закупки на выполнение работ для социального обеспечения получателя техническим средством реабилитации в 2024 году - протезом бедра модульным с микропроцессорным управлением (реестровый номер торгов 0231100000823000272) не установлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
Д.Ю. Чушкин |
Заместитель председателя Комиссии |
|
Ю.В. Рощупкина |
Член Комиссии
|
|
У.А. Апанащик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 2 июля 2024 г. N 036/06/99-816/2024 (ключевые темы: участники закупок - контрактная система в сфере закупок - государственные и муниципальные нужды - товар. работа. услуга. - товары, происходящих из иностранных государств)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2024