Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Курленко Е.С. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "СИБИРСКИЙ ЛЕКАРЬ" (далее - ООО "СИБИРСКИЙ ЛЕКАРЬ", общество, заявитель) на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг" и его комиссии по осуществлению закупок (далее - уполномоченное учреждение, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка лекарственного препарата для медицинского применения с МНН Дапаглифлозин для обеспечения лиц, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда и другие острые сердечно-сосудистые заболевания (Реестровый номер 241956)" (извещение N 0852500000124001787) (далее - закупка, электронный аукцион, аукцион), размещенной уполномоченным учреждением для нужд Министерства здравоохранения Омской области для нужд (далее - заказчик),
в отсутствие представителей заявителя и заказчика, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы;
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного учреждения - Колотиловой Елены Александровны (доверенность от 25.03.2024 N 2),
в присутствии слушателя Золотаревской Ольги Александровны (АО "Фирма Евросервис")
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 6196-ЭП/24 от 08.07.2024) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов закупки следует, что 27.06.2024 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение об осуществлении закупки N 0852500000124001787 с начальной (максимальной) ценой контракта 4 041 450 руб.
05.07.2024 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому на участие в закупке подано 4 заявки, лучшее ценовое предложение (2 665 903,50 руб.) поступило от участника закупки с идентификационным номером заявки 116911493 (АО "Фирма Евросервис") (снижение составило 34,04 %) с предложением о поставке лекарственного препарата с торговым наименованием Фордиглиф (Польфарма АО, Республика Польша).
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.07.2024 все заявки признаны соответствующими требованиям извещения о закупке. Контракт заключается с участником закупки с идентификационный номером 116911493.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и объяснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
По мнению заявителя, комиссия по осуществлению закупок уполномоченного учреждения неправомерно приняла решение о признании победителем электронного аукциона участника закупки с идентификационным номером заявки N 116911493 в связи со следующим:
"Действующее вещество Дапаглифлозин охраняется дополнительным патентом РФ N2746132, действующим до 15.05.2028. Владельцем дополнительного патента РФ N2746132 и держателем регистрационного удостоверения ЛП-002596 от 21.08.2014 на оригинальный лекарственный препарат Форсига (МНН Дапаглифлозин) является группа компаний АстраЗенека. Компания является поставщиком оригинального препарата "Форсига" и предлагала его при участии в закупке.
Компании известно, что до окончания патентной защиты ввоз, изготовление, предложение о продаже и продажа иного лекарственного препарата с международным непатентованным наименованием (МНН) Дапаглифлозин, помимо препарата Форсига, являются незаконными (ст.1358 ГК РФ, п.1 ст.1229 ГК РФ), равно как действия, создающие угрозу нарушения патентов и приготовления к таким действиям (подпункт 2 пункта 1 статьи 1252 ГК РФ). Ввод в оборот какого-либо воспроизведенного препарата с МНН Дапаглифлозин также является незаконным, и такая продукция является контрафактной в соответствии с ч. 4 ст. 1252 ГК РФ.
Несмотря на указанное выше, к участию в закупке был допущен участник с идентификационным номером заявки 116911493, предлагающий к закупке воспроизведенный лекарственный препарат с торговым наименованием "Фордиглиф", регистрационное удостоверение ЛП-N(003001)-(РГ-RU), держатель регистрационного удостоверения - Фармацевтический завод "ПОЛЬФАРМА" АО (Польша).
Именно этот участник закупки и был признан победителем электронного аукциона".
Уполномоченным органом представлены (вх. N 6229-ЭП/24 от 09.07.2024) возражения на доводы жалобы, согласно которым действия комиссии по осуществлению закупок не противоречат требованиям Федерального закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе установлено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "РА", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о наименовании объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу пунктов 1 и 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронных документов:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного закона,
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с таким законом и инструкцию по ее заполнению.
Пунктами 1 и 6 части 1 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
- описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона.
Объектом закупки согласно извещению об осуществлении закупки является поставка лекарственного препарата для медицинского применения с МНН Дапаглифлозин для обеспечения лиц, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда и другие острые сердечно-сосудистые заболевания.
Комиссией установлено, что в извещении в структурированной форме описания объекта закупки было указано:
"МНН: Дапаглифлозин, таблетки, покрытые оболочкой, дозировка: 10 мг, 21.20.10.119: Дапаглифлозин 21.20.10.119-00010" с возможностью предоставления альтернативного варианта поставки - "МНН: Дапаглифлозин, таблетки, покрытые оболочкой, дозировка: 5 мг, 21.20.10.119: Дапаглифлозин 21.20.10.119-00010".
Данное международное непатентованное наименование было указано и в электронном документе "Описание объекта закупки".
МНН Дапаглифлозин включен в перечнь жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 2406-р.
В силу части 10 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в дополнение к основанию, предусмотренному частью 9 настоящей статьи, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что:
1) предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых таким участником закупки, не зарегистрирована;
2) предлагаемая таким участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов (в случае, если участник закупки является производителем таких лекарственных препаратов или если при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд начальная (максимальная) цена контракта превышает десять миллионов рублей, а при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд начальная (максимальная) цена контракта превышает размер, который установлен высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составляет не более десяти миллионов рублей) превышает их предельную отпускную цену, указанную в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки отказывается.
Согласно части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Перечень оснований для отклонения заявки на участие в закупке в ходе осуществления электронного аукциона установлен в пунктах 1 - 8 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.07.2024 на участие в закупке было подано 4 заявки, комиссией по осуществлению закупок заявки участников, в том числе и заявителя, были признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, победителем закупки был признан участник, предложивший наиболее низкую цену контракта (2 665 903,50 руб.) - участник закупки с идентификационным номером заявки 116911493 (АО "Фирма Евросервис").
Из представленных оператором электронной площадки ООО "РТС-тендер" (вх. N 6336-ЭП/24 от 11.07.2024) заявок участников закупки с приложением документов, содержащихся на дату и время окончания срока подачи заявки на участие в электронном аукционе, следует, что участником закупки с идентификационным номером заявки 116911493 (АО "Фирма Евросервис") к поставке предложен лекарственный препарат с торговым наименованием "Фордиглиф" (МНН Дапаглифлозин), производства "ПОЛЬФАРМА" ПАО, Республика Польша.
В подтверждение соответствия лекарственного препарата требованиям извещения об осуществлении закупки участником представлена копия действующего регистрационного удостоверения лекарственного препарата для медицинского применения ЛП-N(003001)-(РГ-RU), а также документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям извещения об осуществлении закупки.
Содержание возражений (вх. N 6229-ЭП/24 от 09.07.2024) уполномоченного учреждения сводится к тому, что у комиссии по осуществлению закупок при рассмотрении заявок отсутствовали основания для отклонения заявки участника закупки с идентификационным номером заявки 116911493 (АО "Фирма Евросервис"), а именно:
"При рассмотрении заявок участников закупки Комиссией осуществлена проверка достоверности сведений, указанных в заявках на участие в закупке, в том числе с использованием Государственного реестра лекарственных средств на предмет действительности представленных копий регистрационных удостоверений на лекарственные препараты, а также Государственного реестра предельных отпускных цен на предмет регистрации цены на предложенные лекарственные препараты.
Лекарственный препарат с торговым наименованием "Фордиглиф" зарегистрирован 14 августа 2023 года, сопровождается регистрационным удостоверением ЛП-N (003001)-(РГ-RU) (является действующим). Предельная отпускная цена зарегистрирована.
Следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" в Российской Федерации допускаются производство, хранение, перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение лекарственных препаратов, если они зарегистрированы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом либо в соответствии с актами, составляющими право Союза. Оценка правомерности регистрации лекарственных препаратов не относится к компетенции Комиссии.
Дополнительно считаем необходимым отметить, что согласно данным автоматизированной информационной системы "Сведения о лекарственных средствах, вводимых в гражданский оборот в Российской Федерации" Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в установленном порядке введено в гражданский оборот 26 партий лекарственного препарата с торговым наименованием "Фордиглиф" (в том числе 8 июля 2024 года)".
Комиссией установлено, что заявка участника с идентификационным номером 116911493 (АО "Фирма Евросервис") содержала предложение о поставке лекарственного препарата (ТН "Фордиглиф"), зарегистрированного и введенного в гражданский оборот, о чем имеется соответствующая информация, содержащаяся в Государственном реестре лекарственных средств Российской Федерации. Сведений о прекращении действия регистрации лекарственного препарата ТН "Фордиглиф" в материалы дела не предоставлено.
При таких обстоятельствах, Комиссия полагает действия уполномоченного учреждения и его комиссии по осуществлению закупок в обжалуемой части правомерными, в связи с чем довод жалобы признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "СИБИРСКИЙ ЛЕКАРЬ" на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг" и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка лекарственного препарата для медицинского применения с МНН Дапаглифлозин для обеспечения лиц, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда и другие острые сердечно-сосудистые заболевания (Реестровый номер 241956)" (извещение N 0852500000124001787), размещенной для нужд Министерства здравоохранения Омской области для нужд.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
Т.П. Шмакова
А.Н. Зефиров
Е.С. Курленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 15 июля 2024 г. N 055/06/106-706/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2024