Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Курленко Е.С. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ПОЛИТОН-ТЕХ" (далее - заявитель, ООО "ТД "ПОЛИТОН-ТЕХ") на действия Главного управления контрактной системы Омской области (далее - уполномоченный орган, ГУКС Омской области), бюджетного учреждения Омской области "Омский центр кадастровой оценки и технической документации" (далее - заказчик, БУ "Омский центр КО и ТД") при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка расходных материалов для оргтехники (Реестровый номер 24.31.1210)" (извещение N 0152200004724001182) (далее - электронный аукцион, закупка),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заявителя - Шлычковой Адели Ильдусовны (доверенность от 11.07.2024 N 1);
уполномоченного органа - Сорока Анастасии Владимировны (доверенность от 05.07.2024 N 166);
в присутствии представителей заказчика - Маланичева Владимира Александровича (доверенность от 12.07.2024 N 60), Гладущенко Светланы Валерьевны (доверенность от 12.07.2024 N 61)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 6326-ЭП/24 от 11.07.2024) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, не соответствующие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 04.07.2024 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта 2 394 975 руб.
08.07.2024 размещены разъяснения положений извещения о проведении аукциона в электронной форме NРИ1 и NРИ2.
В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 12.07.2024 подано 5 заявок на участие в закупке. Лучшее ценовое предложение в размере 2 143 502,62 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 34 (порядковый номер 1, присвоенный оператором), при этом снижение составило 10,5 %.
Размещенный 15.07.2024 протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует о том, что все заявки участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Победителем электронного аукциона признан участник закупки с идентификационным номером 34 (ООО "СТ-ТРЕЙД").
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов Комиссией установлено следующее.
Согласно доводу жалобы заявителя требование об оригинальности товара в описании объекта закупки установлено необоснованно и неправомерно, без возможности осуществления поставки эквивалента - совместимых товаров.
ГУКС Омской области (вх. N 6451-ЭП/24 от 15.07.2024), БУ "Омский центр КО и ТД" (вх. N 6417-ЭП/24 от 15.07.2024) были представлены возражения на доводы жалобы, согласно которым положения извещения об осуществлении закупки не противоречит требованиям Федерального закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе установлено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "РА", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о наименовании объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу пунктов 1 и 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронных документов:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного закона,
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с таким законом и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В отношении приобретаемого товара согласно извещению были определены по позициям 1 - 17 код ОКПД2 26.20.40.120 "Элементы замены типовые устройств ввода и вывода", по позициям 18 - 26 код ОКПД2 26.20.40.120, код позиции 20.59.12.120-00000002 "Картридж для электрографических печатающих устройств".
Объектом закупки согласно извещению об осуществлении закупки является поставка:
- по позициям 1 - 4: Картридж Canon;
- по позициям 5 - 8: Тонер-картридж OKI;
- по позициям 9 - 12: Фотобарабан OKI;
- по позиции 13: Транспортный ремень OKI;
- по позиции 14: Фотобарабан Pantum;
- по позиции 15: Заправочный комплект Pantum;
- по позиции 16: Тонер Ricoh;
- по позиции 17: Картридж HP;
- по позициям 18 - 26: Картридж для электрографических печатающих устройств.
Электронный документ "Описание объекта закупки" содержал только первые семнадцать позиций, предусмотренных извещением.
При этом в столбцах, относящихся к разделу "Характеристики товара, работы услуги" извещения, по позициям 1 - 17 объекта закупки и в электронном документе "Описание объекта закупки" указаны только каталожные номера.
При этом в электронном документе "Описание объекта закупки" в отношении каждой из семнадцати первых позиций содержалась ссылка следующего содержания:
"* Эквиваленты не предусмотрены в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для обеспечения взаимодействия с оборудованием, используемым Заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанное оборудование. Расходные материалы не должны нарушать или прекращать действия Сертификатов соответствия ЕАС и ГОСТ Р на МФУ OKI MC853, Лазерные МФУ Pantum M7100DN/M7300FDN и принтеры Pantum P3300DN, Canon MF744Cdw. Расходные материалы должны обеспечивать функциональность и диагностику, предусмотренную конструкцией оборудования и взаимодействие с программно-аппаратными средствами управления оборудованием, предусмотренными его производителем".
На запрос Омского УФАС России (исх. N ТШ/3941/24 от 11.07.2024) о необходимости предоставления в срок не позднее 15.07.2024 до 12:00 час. (по омскому времени) документальных доказательств, подтверждающих основания для закупки оригинальных расходных материалов (техническая документация на оборудование, документы, подтверждающие гарантийные обязательства продавца (изготовителя) и т.д.), заказчиком (вх. N 6417-ЭП/24 от 15.07.2024) были предоставлены письменные пояснения по доводам жалобы, копии коммерческих предложений и копии писем производителей:
- информационного письма от 21.04.2023 N 212 Pantum International Limited;
- информационного письма от 23.05.2024 N 391 Pantum International Limited (только первая страница);
- информационного письма от 05.04.2023 N 202 Pantum International Limited;
- письма от 12.10.2020 N 2010125213 ООО "Канон Ру" без реквизита подписи;
- письма об эквивалентности картриджей сторонних производителей от 15.04.2015 ЗАО Хьюлетт-Паккард АО;
- информационного письма от 21.07.2020 N 26123 ООО "РИКО Рус" без реквизита подписи;
- информационного письма от 21.07.2020 N 26124 ООО "РИКО Рус" без реквизита подписи;
- информационного письма от 23.11.2023 N 302 Pantum International Limited;
- письма от 21.06.2024 N ОТ-41/24-К ООО "Оки Системс Рус".
Комиссия отмечает, что положениями статьи 33 Федерального закона о контрактной системе определено, что допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак, в том числе при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Техническая документация на оборудование, для которого закупаются данные расходные материалы, а также документы, подтверждающие гарантийные обязательства продавца (изготовителя) данного оборудования, БУ "Омский центр КО и ТД" Комиссии не предоставлено.
Содержащееся в материалах дела письма (информационные письма) не являются технической документацией на оборудование, а соответственно не могут являться достаточным обоснованием закупки оригинальных картриджей.
Принимая во внимание указанное, Комиссия усматривает в действиях БУ "Омский центр КО и ТД" нарушение статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 5 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, жалобу обоснованной.
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
4.1. В соответствии со статьей 7 Федерального закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Позиции 18 - 26 "Картридж для электрографических печатающих устройств", предусмотренные извещением, отсутствовали в электронном документе "Описание объекта закупки", что свидетельствует о нарушении статьи 7, пункта 5 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
4.2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - Правила использования каталога, КТРУ, каталог).
В соответствии с пунктом 7 Правил использования каталога в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В электронном документе "Описание объекта закупки" в отношении характеристик товаров по позициям 1 - 17 указаны лишь каталожные номера товаров, что не является надлежащим исполнением требований пункта 1 части 1 и части 2 стаи 33 Федерального закона о контрактной системе, пункта 7 Правил использования каталога.
Каталожный номер - это уникальный код, используемый для идентификации товара или продукта в каталоге или онлайн-магазине. Каталожные номера могут содержать цифры, буквы или их комбинации и часто привязаны к определенному бренду или категории товаров. Особенностью каталожного номера является его использование для внешней идентификации товара.*(1)
Таким образом каталожные номера не относятся к показателям (характеристикам) товара, а свидетельствуют лишь о порядковом номере расходного материала в официальном каталоге производителя оборудования.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ПОЛИТОН-ТЕХ" на действия Главного управления контрактной системы Омской области, бюджетного учреждения Омской области "Омский центр кадастровой оценки и технической документации" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка расходных материалов для оргтехники (Реестровый номер 24.31.1210)" (извещение N 0152200004724001182) обоснованной.
2. Признать в действиях бюджетного учреждения Омской области "Омский центр кадастровой оценки и технической документации" статьи 7, статьи 8, пункта 1 части 1 и части 2 стаи 33, пункта 5 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, пункта 7 Правил использования каталога, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетному учреждению Омской области "Омский центр кадастровой оценки и технической документации" и оператору электронной площадки ЭТП Газпромбанк предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии: |
Т.П. Шмакова
А.Н. Зефиров
Е.С. Курленко |
-------------------------------------------
*(1) Источник: https://m-s13.ru/artikul-i-kataloznyi-nomer-razliciya-i-osobennosti.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 16 июля 2024 г. N 055/06/106-710/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2024