Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; члены Комиссии:
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 04.07.2024 N68/24 и на основании подпункта "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении внеплановой проверки в отношении Заказчика - ГБПОУ Республики Марий Эл "Училище олимпийского резерва", Уполномоченного органа - Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Марий Эл при проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания (мясо говядины) (извещение в единой информационной системе в сфере закупок N0108500000424000007),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от
поступило обращение АСО "Общественный контроль" от 27.06.2024 N060769 , содержащее информацию о признаках нарушения требований Закона о контрактной системе, выраженном в виде:
либо в заключении заказчиком - ГБПОУ Республики Марий Эл "Училище олимпийского резерва" с победителем закупки контракта N6 от 02.02.2024 (реестровый номер контракта: 2121507880224000006) по итогам электронного аукциона на поставку продуктов питания (мясо говядины), с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя), что противоречит части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе; либо в признании аукционной комиссией заявки на участие в закупке победителя электронного аукциона надлежащей, соответствующей требованиям извещения о закупке, в случае, когда членами комиссии по осуществлению закупок должно было быть принято решение об отклонении заявки на участие в закупке в соответствии с требованиями пункта 1 части 12 статьи 48, подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией Марийского УФАС России, установлено следующее.
Заказчиком, Уполномоченным органом проводился электронный аукцион N0108500000424000007 на поставку продуктов питания (мясо говядины).
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Так, Комиссией установлено, что приложение N1 к извещению "Описание объекта закупки" содержит в том числе следующие требования к закупаемому товару:
N п/п |
Наименование |
Наименование характеристик и |
Значение характеристи ки |
Инструкция по заполнению характеристик в заявке |
Обоснование включения показателя в описание объекта закупки |
Ед. изм |
Кол-во |
1 |
Мясо говядины 1 категории Замороженное КТРУ- 10.11.31.11000000004 |
Вид мяса по способу обработки |
На кости |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Соответствует КТРУ |
кг |
2000,00 |
Вид мяса по способу разделки |
Отруб |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Соответствует КТРУ |
||||
Термическое состояние мяса |
Замороженн ое |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Соответствует потребности Заказчика |
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение должно содержать в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Приложение N4 к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению" содержит в том числе следующее:
Раздел 4. Предложение участника закупки в отношении объекта закупки | |
В случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком): | |
Характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака) |
требуются |
Наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона N44-ФЗ |
требуется |
Таким образом, участник закупки при подаче заявки должен указать показатель товара, предлагаемого к поставке.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать в том числе предложение участника закупки в отношении объекта закупки: с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта.
Таким образом, предложение участника аукциона, содержащее характеристики товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки, в обязательном порядке включается в контракт.
Согласно заявки ООО "ГРИНМАРКЕТ", общество указало конкретные показатели товара, предлагаемого к поставке.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
По результатом проведения закупки, между ГБПОУ Республики Марий Эл "Училище олимпийского резерва" и победителем закупки - ООО "ГРИНМАРКЕТ" (далее Поставщик) заключен контракт N6 от 02.02.2024 на поставку продуктов питания (мясо говядины), с ценой контракта 668 772,50 рублей (далее - Контракт).
Согласно условиям контракта поставщик обязуется передать в собственность продукты питания (далее - Товар) Заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N1) и Техническому заданию (Приложение N2) , а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Наименование и количество поставляемого Товара указаны в Спецификации (Приложение N1) . Функциональные, технические и качественные характеристики Товара установлены в Техническом задании (Приложение N2).
Вместе с тем, установлено, что в заключенном контракте приложение N2 к Контракту, в котором должны быть определены технические показатели такого товара, указаны не в полном объеме.
Наименование Товара |
Страна происхождения товара |
Единицы измерения |
Количество в единицах измерения |
Остаточный срок годности |
Цена за единицу измерения, руб. ( включая НДС ) ( если облагается НДС ) |
Стоимость, руб. (включая НДС)(если облагается НДС) |
|
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
Говядины замороженная |
РФ |
кг |
1999 |
|
334,39 |
668 445,61 |
||
Говядины замороженная |
РФ |
кг |
1 |
|
326,89 |
326,89 |
||
ИТОГО: |
|
|
668 772,50 |
|
Из письменных пояснении ГБПОУ Республики Марий Эл "Училище олимпийского резерва" от 09.07.2024 следует, что при заключении контракта N6 от 02.02.2024 на поставку продуктов питания (мясо говядины) в спецификации и техническом задании было указано наименование товара с ошибкой, пропущены слова. При поставке продуктов питания в универсальных передаточных документах поставщиком указывалось полное наименование товара, согласно описанию объекта закупки, указанному в аукционной документации. Так же сообщают что контракт в настоящее время расторгнут (соглашение о расторжении контракта от 01.07.2024) по взаимному соглашению.
Комиссия Марийского УФАС России установила, что Комитет по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Марий Эл является органом исполнительной власти Республики Марий Эл, уполномоченным на осуществление функций по обеспечению реализации государственной политики в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Марий Эл, организации мониторинга закупок для обеспечения нужд Республики Марий Эл, а также по методологическому сопровождению деятельности заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд Республики Марий Эл, определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, в том числе муниципальных заказчиков в случаях, установленных частями 4, 7 и 8 статьи 26 Закона о контрактной системе, действует на основании Положения о Комитете по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Марий Эл, утвержденного Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 08.12.2022 N516 "О Комитете по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Марий Эл".
Взаимодействие Комитета с заказчиками осуществляется в соответствии с Порядком взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 11.04.2023 N163 "Об утверждении Порядка взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков при определении поставщиков ( подрядчиков, исполнителей) для заказчиков" (далее - Порядок взаимодействия ).
В соответствии с пунктом 5 Порядка взаимодействия, взаимодействие уполномоченного органа и заказчиков осуществляется при соблюдении следующего разграничения функций и зон ответственности:
1) заказчик несет ответственность : за выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
за соответствие технического задания (описания объекта закупки, срока (графика) поставки товаров (работ, услуг), условий контракта (в случае его предоставления заказчиком) требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; за требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке; за критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины их значимости; 2) уполномоченный орган несет ответственность :
за формирование извещения об осуществлении закупки в соответствии с представленной заказчиком заявкой на осуществление закупки (далее - заявка на закупку), за исключением электронных документов, предусмотренных пунктами 1 - 4, 6 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе; за размещение извещения об осуществлении закупки в единой информационной
системе в сфере закупок; за соблюдение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в
соответствии с Законом о контрактной системе.
Также в пункте 18 Порядка взаимодействия указано, что заказчик в сроки и в случаях, установленных Законом о контрактной системе формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта, который должен содержать информацию, предусмотренную статьей 51 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, в связи с неуказанием в заключенном контракте характеристик поставляемого товара заказчиком допущено нарушение требований части 1 статьи 34, подпункта "д" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, что в свою очередь содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32 КоАП РФ.
Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, контракт на сегодняшний день расторгнут по соглашению сторон, следовательно Комиссия не находит основании для выдачи предписания.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях ГБПОУ Республики Марий Эл "Училище олимпийского резерва" нарушение требований части 1 статьи 34, подпункта "д" пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 7.32 КоАП РФ в отношении должностных лиц заказчика, допустивших нарушение законодательства.
Решение Комиссии Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 15 июля 2024 г. N 012/06/99-484/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2024