Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина, Членов Комиссии: Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова, Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: МИ ФНС РОССИИ ПО ЦОД: Татариновой О.Г. (по доверенности 08.07.2024 Nб/н), ООО "ДЕПО Электроникс": Силаева А.Б. (по доверенности от 02.04.2024 N07/06-1) рассмотрев жалобу ООО "ДЕПО Электроникс" (далее - Заявитель) на действия МИ ФНС РОССИИ ПО ЦОД (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку программно-аппаратных комплексов виртуализации (Закупка N 0373100070924000015)(далее - аукцион), в соответствии Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-32518 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного аукциона. Рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения об осуществлении закупки в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. П.1-2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые 2024-32518 3 предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика. Если Заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в описании объекта закупки должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
1.В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленный Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1236).
В обоснование своих доводов Заявитель указывает, что неотъемлемой частью любого электронного оборудования (устройства) является программное обеспечение, обеспечивающее его функционирование и выполняющее функцию системы управления.
Таким образом, закупаемые Заказчиком устройства являются электронно-вычислительной машиной со встроенным программным обеспечением, ввиду чего у Заказчика возникает обязанность установить запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств. В составе Технического задания Заказчик устанавливает требования к поставляемым операционным системам.
Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчик обязан был установить запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, предусмотренный постановлением N1236.
Согласно ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения 2024-32518 4 допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.
Согласно п.2 Постановления N1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Комиссией Управления установлено, что согласно извещению о проведении электронного аукциона от 27.06.2024 NИИ1 объектом закупки является поставка программно-аппаратных комплексов виртуализации, при этом запрет, предусмотренный положениями Постановлением N1236, Заказчиком не установлен.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с технической частью извещения закупаемое оборудование (вычислительный модуль) с предустановленным программным обеспечением, при этом объект закупочной процедуры не подходит под положение п. 2(1) 2024-32518 5 Постановления Правительства N 1236, в связи с чем в извещении о проведении закупки не был установлен запрет на закупку иностранных программ и баз данных. Программно-аппаратный комплекс состоит из вычислительного модуля с предустановленным, на вычислительный модуль, программным обеспечением, в связи с чем п. 5(1) Постановления Правительства N 1236 не применим и установление запрета в рамка ПП N1236 невозможно Комиссия Управления также считает необходимым отметить следующее. П.2(1) Постановления N1236 установлено, что для целей применения п.2 Постановления N1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав. Исходя из вышеизложенных положений Постановления N1236 следует, что под программным обеспечиванием, в рамках Постановления N1236, понимается в том числе поставка программного обеспечения на материальных носителях, а также поставка оборудования, на которое в рамках исполнения контракта, подлежит установка программного обеспечения. Аналогичные выводы отражены в письме Минфина России от 30.04.2020 N24-03-06/35429.
Таким образом, поставка техники (оборудования) с предустановленным производителем программным обеспечением не является объектом регулирования Постановления N1236.
При этом положения постановления N1236 не содержит условия о том, что главным условием установления запрета является именно нахождение ПО в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, вопреки утверждениям Заявителя, поскольку условия при которых запрет, 2024-32518 6 предусмотренный постановлением N1236 подлежит установлению изложены в п. 2(1) поставноления N1236.
Как установлено Комиссией Управления, в рамках данного аукциона Заказчиком закупается оборудование, при этом отдельная поставка либо установка (при исполнении контракта) программного обеспечения не предусмотрена, ввиду чего Комиссия Управления приходит к выводу, что неустановление Заказчиком запрета, предусмотренного Постановлением N1236, является правомерным и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. Согласно доводам жалобы Заказчиком допущены нарушения законодательства о контрактной системе при описании объекта закупки, поскольку требования носят противоречивый характер, вводящий участников закупки в заблуждение. Так согласно Приложения 3 к Положению о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.10.2009
879 единицей измерения "Скорости передачи информации" является бит в секунду (бит/с). В составе Технического задания Заказчиком предъявлены требования к поставляемому Вычислительному модулю: Скорость сетевого порта Ethernet (тип 1)
1 Гигабит в секунду Скорость сетевого порта Ethernet (тип 2)
10 Гигабит в секунду Скорость сетевого порта Ethernet (тип 3)
10 Гигабит в секунду В тоже время в составе структурированной формы извещения содержатся следующие требования: Скорость сетевого порта Ethernet (тип 1)
1 Гигабайт в секунду Скорость сетевого порта Ethernet (тип 2)
10 Гигабайт в секунду Скорость сетевого порта Ethernet (тип 3)
10 Гигабайт в секунду.
Таким образом Заказчиком установлены противоречивые неправомерные требования к единицам измерения скорости сетевого порта.
Также Заказчиком установлены некорректные требования к значениям характеристик, а именно значения характеристик не установлены в полном объеме. Так заявитель указывает, что в Техническом задании, например, установлены следующие требования: 3.1.
Операционная система должна поддерживать работу на ядре Linux версии не ниже 6.1. 3.2.
Операционная система должна обеспечивать функционал в графическом исполнении: 3.2.1. наличие средств создания, настройки и управления несколькими служебными репозиториями используемого программного обеспечения, с поддержкой проверки зависимостей пакетной базы и автоматической публикацией в сети по протоколам http и ftp; 3.2.2. наличие графического инструмента управления регистрацией событий, включающий в себя управление сервисом системных событий, настройку ротации событий и настройку параметров сбора системных событий, графическое средство просмотра системных событий; 2024-32518 7 3.2.3. наличие графического инструмента для редактирования значения переменных окружения (изменять значение и описание переменных, удалять и объявлять переменные); 3.2.4. наличие графической утилиты управления и мониторинга компонентов подсистемы безопасности; 3.2.5. наличие средств расчёта контрольных сумм файлов и их сравнения; 3.2.6. наличие средств для оповещения пользователя о конфликте IP-адресов при подключении к сети; 3.2.7. наличие средств работы с архивами (zip, rar, 7zip, tar, tgz, tar.gz, tar.bz, tar.xz, iso). 3.3.
Операционная система должна обеспечивать поддержку файловых систем и сетевых протоколов: 3.3.1. ext2/3/4, fat, ntfs, XFS, ZFS, BTRFS; 3.3.2. TCP/IP, DHCP, DNS, FTP, TFTP, SMTP, IMAP, HTTP(S), NTP, SSH, NFS, SMB; 3.3.3. поддержка стандарта ISO9660; 3.3.4. наличие средств организации распределенной файловой системы; 3.3.5. наличие средств подключения ресурсов WebDAV в качестве локальной файловой системы для возможности использования их стандартными приложениями операционной системы.
3.4. Операционная система должна обеспечивать среду функционирования для сертифицированных средств криптографической защиты информации, предназначенных для создания и проверки электронной подписи, сквозного шифрования сетевых соединений и каналов связи, установления защищенного соединения и обмена зашифрованными данными.
3.5. Операционная система должна обеспечивать возможность создания точек восстановления (снапшотов) для последующего возвращения системы к исходному состоянию в случае сбоя.
3.6. Дополнительные функциональные компоненты: 3.6.1. web-сервер; 3.6.2. почтовые сервисы и системы передачи почты: Exim, Dovecot, Postfix или эквивалент; 3.6.3. средства мониторинга; 3.6.4. средства удаленного и терминального доступа: VNC, RDP(xRDP), RemoteApp (freerdp) или эквивалент; 3.6.5. сервер печати; 3.6.6. службы резервного копирования: Bacula, Rsync или эквивалент; 3.6.7. набор программ для воспроизведения аудио и видео файлов; 3.6.8. редактор растровой графики; 3.6.9. запись оптических дисков; 3.6.10. программа сканирования; 3.6.11. защищённый графический сервер X.Org Xserver или эквивалент; 3.6.12. рабочий стол; 3.6.13. системные библиотеки libc или эквивалент; 3.6.14. компилятор GCC или эквивалент; 3.6.15. QT или эквивалент. 2024-32518 8 Вместе с тем требования не отображены в структурированной форме извещения. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не возражал против указанных доводов жалобы, пояснив, что при формировании извещения была допущена техническая ошибка.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о признании данного довода жалобы обоснованным и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ДЕПО Электроникс" на действия МИ ФНС РОССИИ ПО ЦОД обоснованной в части установления противоречивых требований к товару.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий С.И. Казарин Члены комиссии: А.А. Кутейников А.А. Матюшенко Исп.Кутейников А.А. тел.8(495)784-75-05 2024-32518
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 июля 2024 г. N 077/06/106-9375/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2024