Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина, Членов Комиссии: Главного государственного эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.И. Рахматуллаева, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ГБУЗ МКНЦ им. А.С. Логинова ДЗМ: А.М. Кокошниковой (по дов. N 109/23-2 от 20.12.2023), ООО "Русимп": И.В. Костиной (по дов. N б/н от 23.11.2022), ООО "Гарант": И.Ю. Попова (по дов. N 833 от 10.07.2024), рассмотрев жалобу ООО "Русимп" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ МКНЦ им. А.С. Логинова ДЗМ (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов для радиотерапевтического отделения (маски и этикетка) Этап 1 в 2024 году для нужд ГБУЗ МКНЦ имени А.С. Логинова ДЗМ 2024-32558 2 (Закупка N0373200022224001309) (далее - запрос котировок), в соответствии Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного запроса котировок. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения о проведении запроса котировок в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1,2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, 2024-32558 3 работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. 1.
Заявитель в составе жалобы указывает на то, что Заказчиком в Техническом задании неправомерно установлены дополнительные требования к товарам, непредусмотренные позицией каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), что, по мнению Заявителя, является нарушением п.6 Правил использования КТРУ.
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план- график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять 2024-32558 4 информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п.10 Правил формирования КТРУ.
В соответствии с пп. "г" п.10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ.В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога). Комиссией Управления установлено, что согласно извещению о проведении запроса котировок в электронной форме от 27.06.2024 N0373200022224001309 объектом закупки является поставка расходных материалов для радиотерапевтического отделения (маски и этикетка), в частности, п.1-2 "Система позиционирования пациента с маркерами положения", для описания которой выбран код КТРУ 26.60.13.190-00000682 "Система позиционирования пациента с маркерами положения". Комиссией Управления установлено, что в Техническом задании Заказчиком установлены следующие требования к товарам, так, например: "Усиливающая присадка из пористых нановолокон диоксида кремния в составе термопластичного материала". Вместе с тем в описании позиции КТРУ 26.60.13.190-00000682 отсутствует вышеуказанная характеристика, что, в силу п.6 Правил использования КТРУ, обязывает Заказчика включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации.
Согласно ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что обоснование использования данного дополнительного параметра в техническом задании Заказчик указано, в частности: "Необходимо для надежной фиксации головы пациента". Кроме того, при подготовке Описания объекта закупки Заказчик указал требования к объекту закупки на основании клинических данных с учетом особенностей конкретных групп пациентов, обусловленных потребностью учреждения на основе терапии, предусмотренной лечащими врачами, в целях 2024-32558 5 достижения максимально возможного терапевтического эффекта при достижении оптимальных значений эффективности проведения процедуры, а также максимального исключения нежелательных последствий для пациентов, при этом в отношении каждой из дополнительных характеристик по всем позициям технического задания, где применимо, Заказчиком в описании объекта закупки приведено соответствующее клиническое обоснование. При таких данных Комиссия Управления приходит к выводу об исполнении п.6 Правил использования КТРУ.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, при этом в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлены документы и сведения, свидетельствующие о невозможности формирования заявки на участие в данном аукционе, а также сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении требований к поставляемым товарам подобным образом. Кроме того, Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в техническом задании требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным. 2.
Также согласно доводам Заявителя, совокупность установленных Заказчиком параметров к закупаемым товарам по п.1-2 "Система позиционирования пациента с маркерами положения" не позволяет участникам закупки подобрать соответствующий товар, при этом ограничивающими требованиями к поставке являются следующая характеристика: "Усиливающая присадка из пористых нановолокон диоксида кремния в составе термопластичного материала".
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что к закупаемым товарам: по п.1-2 "Система позиционирования пациента с маркерами положения" с оспариваемыми характеристиками наряду с указанными в жалобе также соответствуют товары иных производителей, в частности, "ВФР/АКВАПЛАСТ КОРП." (WFR/AQUAPLAST CORP.), "Кларити Медикал энд Эквипмент (ГЗ) Ко., Лтд," (Klarity Medical & Equipment (GZ) Co., Ltd.
В свою очередь, Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком не представлено каких-либо иных письменных документов и сведений, подтверждающих факт соответствия продукции производителей "ВФР/АКВАПЛАСТ 2024-32558 6 КОРП." (WFR/AQUAPLAST CORP.), "Кларити Медикал энд Эквипмент (ГЗ) Ко., Лтд," (Klarity Medical & Equipment (GZ) Co., Ltd., а также не представлено каких- либо иных письменных документов и сведений, подтверждающих факт присутствия на рынке продукции, отвечающей всей совокупности установленных Заказчиком требований по п. 1-2 "Система позиционирования пациента с маркерами положения" Технического задания. Комиссия Управления отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам в извещении об осуществлении закупки, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки. Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в извещении, Заказчику необходимо определить каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары. При этом Заказчику требуется обладать документальным обоснованием потребности, но не руководствоваться предположениями. На основе вышеизложенного, с учетом имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности указанного довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании требований извещения об осуществлении закупки, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Между тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено, что Заказчиком некорректно сформировано объекта закупки.
Согласно пп."а" п.2 Правила использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);
- документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
- контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп."б" - "г" и "е" - "з" п.10 Правил формирования КТРУ. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: 2024-32558 7 а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п.5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.5 ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении 2024-32558 8 поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч.1 ст.42, п.1 ч.1 ст.75 Закона о контрактной системе соответственно. Комиссией Управления установлено, что в составе извещения Заказчиком размещен электронный документ "Техническое задание", содержащий в своем составе, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе. При этом Комиссией Управления установлено, что в электроном документе "Техническое задание" Заказчиком установлены характеристики не отражённые в составе извещения, так, например по п.1-2 "Система позиционирования пациента с маркерами положения": Набор включает 2 Соответствие - Необходимо для надежной термопластические маски: фиксации головы пациента лицевую и затылочную Лицевая маска без отверстия для Соответствие - Необходимо для надежной лица фиксации головы пациента Сплошная кромка Наличие - Необходимо для комфорта термопластического материала пациента вдоль шеи Наличие крепежных втулок Не менее 6 шт Необходимо для надежной фиксации головы пациента Расклинивающиеся крепежные Соответствие - Необходимо для замены втулки являются сменными втулок Способ компенсации укладки: с Наличие - Необходимо для помощью сменных шайб компенсации усадки маски или изменения размера головы в течение курса лечения Толщина сменных шайб Не более 1 Мм Необходимо для компенсации усадки маски или изменения размера головы в течение курса лечения Количество сменных шайб в Не менее 24 Шт Необходимо для комплекте компенсации усадки маски или изменения размера головы в течение курса лечения Количество отверстий в профиле Не более 6 Шт Необходимо для надежной для соединения масок фиксации головы пациента Интегрированная прижимная рама Наличие - Необходимо для фиксации маски к опорной плите Усиливающая присадка из Наличие - Необходимо для надежной пористых нановолокон диоксида фиксации головы пациента кремния в составе термопластичного материала Толщина термопластического Не менее 3,3 мм Необходимо для материала маски надлежащей жесткости маски Перфорация Не более 11 % Необходимо для 2024-32558 9 надлежащей жесткости маски Размеры лицевой маски:
- длина см Необходимо для Не менее 32 и не возможности применения более 34,5 с опорной плитой, имеющейся у Заказчика - ширина см Необходимо для Не менее 25 и не возможности применения более 27 с опорной плитой, имеющейся у Заказчика Размеры затылочной маски:
- длина см Необходимо для Не менее 28 и не возможности применения более 30 с опорной плитой, имеющейся у Заказчика - ширина см Необходимо для Не менее 25 и не возможности применения более 26 с опорной плитой, имеющейся у Заказчика Термопластический материал Соответствие Необходимо для масок имеет антибактериальное безопасности покрытие Количество сменных крепежных Не менее 7 шт Необходимо для фиксации пинов в комплекте масок Маска совместима с опорной Соответствие - Необходимо для плитой типа Encompass, возможности применения имеющейся у Заказчика, без с опорной плитой, использования дополнительных имеющейся у Заказчика переходников и иных вспомогательных средств Вместе с этим Комиссия Управления отмечает, что в составе структурированной формы извещения требования к ряду характеристик не предъявлены, поскольку в отношении таких характеристик отсутствуют графы, позволяющие представить по ним значения.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком не исполнено надлежащим образом требование об указании требований к товарам с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, поскольку характеристики отсутствуют в разделе "Характеристики товара, работы, услуги". Более того, предъявление различных требований к закупаемому товару в разных частях извещения о проведении закупки изначально не отвечает положениям ст. 33 Закона о контрактной системе. Исходя из вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что положения извещения сформированы Заказчиком таким образом, что не позволяют участникам закупки представить сведения о поставляемых изделиях надлежащим образом, посредством заполнения сведений, указанных в структурированной формы извещения, размещенной в соответствии ч.1 ст.42 2024-32558 10 Закона о контрактной системе.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Русимп" на действия ГБУЗ МКНЦ им. А.С. Логинова ДЗМ обоснованной в части неправомерного формирования описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий С.И. Казарин Члены комиссии: А.А. Кутейников А.И. Рахматуллаев Исп.Рахматуллаев А.И. тел.+7 495 784 75 05 2024-32558
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 июля 2024 г. N 077/06/106-9256/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2024