Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов Комиссии: Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейников, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ": Лазаревоей Е.Ю. (по доверенности от 11.01.2024 Nб/н), ООО "Международная медицинская компания": Кучеренко Л.А. (по доверенности от 09.01.2024 Nб/н), рассмотрев жалобу ООО "Международная медицинская компания" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов для проведения исследований на анализаторе Vision для нужд ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" (Закупка N 0373200152824000567) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-32095 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона. На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые посредством Единой информационной системы.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении положений извещения в нарушение законодательства о контрактной системе, в частности, в неправомерном объединении в один лот поставки медицинских изделий разных видов номенклатурной классификации медицинских изделий, что противоречит требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2021 г. N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N620).
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок 2024-32095 3 его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. П.2 ч.29 ст.34 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг. П.1 Постановления N620 установлено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает: 600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей; 1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей; 1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей. При этом п.2 Постановления N 620 установлено, что указанное в пункте 1 Постановления N620 требование не применяется:
- при закупках медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) по контрактам жизненного цикла, заключаемым в случаях, установленных Правительством Российской Федерации; 2024-32095 4 - при закупках медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые совместимы с такими медицинскими изделиями;
- при закупках медицинских изделий, по результатам которых заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 Закона о контрактной системе. Комиссией Управления установлено, что согласно извещению о проведении электронного аукциона, начальная (максимальная) цена контракта составляет 27 169 324,70 руб. Комиссией Управления установлено, что согласно положениям извещения Заказчиком закупаются следующие медицинские изделия, например:
- Поли-/ нейтральная кассета (анти-человеческий глобулин/Anti-IgG, -C3d; полиспецифические/ нейтральный раствор) для иммуногематологического анализатора AutoVue Innova и центрифуги BioVue, производства Ortho-Clinical Diagnostics, Inc., каталожный номер 707300, ОКПД2 21.20.23.111;
- Кассета К (анти-К (анти-К1)) для иммуногематологического анализатора AutoVue Innova, производства Ortho-Clinical Diagnostics, Inc., каталожный номер 707117, ОКПД2 21.20.23.111;
- Кассета для новорожденных (анти-А/ анти-В /анти-А+В /анти-D (анти-RH1)/ Контроль/анти-человеческий глобулин, анти IgG) для полуавтоматической иммуногематологической системы Bio Vue, производства Ortho-Clinical Diagnostics, Inc., каталожный номер 6901906, ОКПД2 21.20.23.111;
- Наборы реагентов диагностические in vitro для типирования крови по группам, резус-фактору и антителам для системы Ortho BioVue и AutoVue, производства Ortho-Clinical Diagnostics, Inc., каталожный номер 719102, ОКПД2 21.20.23.111;
- Раствор Бычий сывороточный альбумин (BSA) 7% для работы на биохимических и иммунохимических анализаторах Vitros (Витрос), производства "Ortho-Clinical Diagnostics", ОКПД2 20.59.52.199.
Согласно Приложению N 1 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 июня 2012 года N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" (далее - Номенклатурная классификация) номенклатурная классификация медицинских изделий по видам (далее - классификация) содержит числовое обозначение вида медицинского изделия - идентификационный уникальный номер записи*, наименование вида медицинского изделия, описание вида медицинского изделия, содержащее соответствующие классификационные признаки вида медицинского изделия, указываемые в зависимости от назначения медицинского изделия. * Фиксируется начальное значение 100000 и для каждой последующей записи значение увеличивается на 10. Алгоритм формирования, применяемый для ведения номенклатурной классификации медицинских изделий по видам, представлен на схеме: 2024-32095 5 На заседании Комиссией Управления установлено, что согласно описанию объекта закупочной процедуры необходимые к поставке товары подразделяются на следующие виды медицинских изделий, например:
- Поли-/ нейтральная кассета (анти-человеческий глобулин/Anti-IgG, -C3d; полиспецифические/ нейтральный раствор) для иммуногематологического анализатора AutoVue Innova и центрифуги BioVue, производства Ortho-Clinical Diagnostics, Inc., каталожный номер 707300, ОКПД2 21.20.23.111, который соответствует коду вида в номенклатурной классификации медицинских изделий по видам 160190;
- Кассета К (анти-К (анти-К1)) для иммуногематологического анализатора AutoVue Innova, производства Ortho-Clinical Diagnostics, Inc., каталожный номер 707117, ОКПД2 21.20.23.111, который соответствует коду вида в номенклатурной классификации медицинских изделий по видам 199800;
- Кассета для новорожденных (анти-А/ анти-В /анти-А+В /анти-D (анти-RH1)/ Контроль/анти-человеческий глобулин, анти IgG) для полуавтоматической иммуногематологической системы Bio Vue, производства Ortho-Clinical Diagnostics, Inc., каталожный номер 6901906, ОКПД2 21.20.23.111, который соответствует коду вида в номенклатурной классификации медицинских изделий по видам 203060;
- Наборы реагентов диагностические in vitro для типирования крови по группам, резус-фактору и антителам для системы Ortho BioVue и AutoVue, производства Ortho-Clinical Diagnostics, Inc., каталожный номер 719102, ОКПД2 21.20.23.111, который соответствует коду вида в номенклатурной классификации медицинских изделий по видам 263770;
- Раствор Бычий сывороточный альбумин (BSA) 7% для работы на биохимических и иммунохимических анализаторах Vitros (Витрос), производства "Ortho-Clinical Diagnostics", ОКПД2 20.59.52.199, который соответствует коду вида в номенклатурной классификации медицинских изделий по видам 228730.
Комиссия Управления отмечает, что согласно номенклатурной классификации каждый отдельный вид медицинского изделия обладает уникальным идентификационным номером записи в формате шестизначного кода, при этом номенклатурная классификация также содержит классификации видов медицинских изделий по группам и подгруппам, при этом Постановлением N 620 однозначно указано, что предметом одного контракта (одного лота) не могут быть медицинские изделия различных видов.
Согласно ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на 2024-32095 6 жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, Заказчиком осуществляется закупка расходных материалов для иммуногематологического оборудования производства Ortho-Clinical Diagnostics имеющегося у Заказчика. Инструкцией по применению на имеющийся у Заказчика анализатор подтверждается технологическая и функциональная взаимосвязь медицинских изделий, являющихся объектом закупки.
Таким образом, включение всех закупаемых Заказчиком медицинских изделий (реагентов) с совместимыми расходными материалами предусмотренных производителем для совместного, комплексного и одномоментного использования попадает под исключение применения Постановления N620 в соответствии с п.2 указанного постановления. В свою очередь Комиссия Управления обращает внимание, что запрет, установленный п.1 Постановления N 620 не применяется, в том числе, в случае закупки Заказчиком медицинских изделий, обладающих кодом вида медицинского изделия и расходных материалов к таким изделиям, которые так же обладают кодом вида медицинского изделия согласно номенклатурной классифицаии, в то время как Заказчиком, в рамках обжалуемой процедуры, не закупается медицинское изделие, для которого предназначены содержащиеся в описании объекта закупки товары, все без исключения являющиеся расходным материалом для такой продукции, а закупается несколько самостоятельных медицинских изделий с расходными материалами, ввиду чего положения п. 2 Постановления N 620 (о неприменении п.1 Постановления N 620) не могут быть применены в данном конкретном случае. Из буквального толкования названной нормы следует, что для применения исключения п. 2 Постановления N620, необходимо закупать в том числе сами медицинские изделия, для которого предусмотрены расходные материалы, обладающие уникальным кодом вида медицинского изделия. Из указанного следует, что законодателем заранее предусмотрено исключение, направленное на реализацию потребности закупить медицинское изделия вместе с расходными материалами, являющихся разными видами изделия по отношению друг к другу. Комиссия Управления отмечает, что действия Заказчика по своей сути делают ничтожными требования п. 1 постановления N 620, запрещающих при превышении определенного размера начальной (максимальной) цены контракта закупать в составе одного лота медицинские изделия различных видов. Иное трактование вышеуказанных положения свидетельствовало бы о возможности проводить закупки, сформированные из абсолютно любых медицинских изделий при условии включения в состав лота какого-либо расходного материала, который в свою очередь так же может являться медицинским изделием со своим видом по номенклатурной классификации, так или иначе совместимого в рамках одной медицинской деятельности. При этом расходные материалы, обозначенные в рассматриваемой закупке, не могут быть физически совместимы с абсолютно всеми закупаемыми медицинскими изделиями (реагентами), что свидетельствует о необходимости соблюдения требований п. 1 постановления N 620.
На основе вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о 2024-32095 7 нарушении Заказчиком п. 2 ч. 29 ст. 34 Закона о контрактной системе при объединении в один лот медицинских изделий, относящихся к разным видам номенклатурной классификации, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Международная медицинская компания" на действия ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.2 ч.29 ст.34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Д.С. Грешнева Члены комиссии: А.А. Кутейников А.А. Матюшенко Исп.Кутейников А.А. тел.8(495)784-75-05 2024-32095
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 июля 2024 г. N 077/06/106-9314/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2024