Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов комиссии: Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц-связи), при участии представителей: ГБУ "МосСпортОбъект": А.Н. Северину (дов.N1567 от 29.12.2023), ГКУ "СМТК" МОСКОМСПОРТА: Д.Ю. Кириллова (дов.N02-01-23/26 от 29.05.2023), ООО "СПОРТ-СТАНДАРТ": И.П. Потапова (дов.Nб/н от 27.04.2024), рассмотрев жалобу ООО "СПОРТ-СТАНДАРТ" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "МосСпортОбъект" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по сертификации объектов спорта для нужд ГБУ "МосСпортОбъект" (Закупка N0373200068624000423) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-32710 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона. На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее.
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе 2024-32710 3 стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии; Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. 1.
В составе жалобы Заявитель указывает, что работы указанные в технической части извещения о проведении закупки, а именно: "Испытание и исследования плавательного бассейна", "Испытание и исследования крытого плавательного бассейна", "Испытание и исследования открытого плавательного бассейна" "Испытание и исследования открытых футбольных полей с искусственным покрытием" и пр. не относятся к работам по сертификации объектов, поскольку, в силу положений Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров, но не проведение испытаний. При этом представителем Заявителя также отмечены неправомерные положения п.3 Технического задания указано: "Оценку требований безопасности инструментальными методами при оказании физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг на объектах спорта осуществить в испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в порядке, установленном национальной системой аккредитации, в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 55529-2013 "Объекты спорта. Требования безопасности при проведении спортивных и физкультурных мероприятий. Методы испытаний". Деятельность испытательных лабораторий (центров) должна соответствовать ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий", поскольку в соответствии с ст.5 Федерального закона от 28.12.2013 N412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" аккредитация в национальной системе аккредитации осуществляется в целях обеспечения доверия к результатам оценки соответствия и создания условий для взаимного признания государствами - торговыми партнерами Российской Федерации результатов оценки соответствия, при этом объекты спорта в силу положений Постановления Правительства РФ от 23.12.2021 N2425 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной 2024-32710 4 сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" не подлежат обязательной сертификации, ввиду чего аттестация испытательных лабораториях может проходит в рамках различных стандартов, и не осуществляться исключительно в рамках ГОСТ Р 55529-2013.
Аналогичные неправомерные требования установлены Заказчиком к измерительному оборудованию, а именно в п.6 Технического задания указано: "используемое измерительное оборудование должно иметь поверку средств измерений (сведения о поверках средств измерения должны быть внесены во ФГИС "Аршин") и аттестованное испытательное оборудование (ст. 1 п. 3 п.п. 15 и ст.13 п. 1 ФЗ N 102 от 26.06.2008 г. "Об обеспечении единства измерений"), а также данные о заводских номерах поверенного оборудования и срока действия свидетельств должны быть указаны в протоколах испытаний", тогда как поверке подлежат средства измерений утвержденного типа, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. Средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут подвергаться поверке в добровольном порядке.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. В свою очередь представитель Заказчика пояснил, что сертификация объектов спорта включает в себя обследование конструкций, интервьюирование сотрудников, анализ документации на объект спорта, в том числе организационной, проведение измерений и испытаний на спортивном объекте в соответствии с условиями договора. Положения Технического задания определены в соответствии с потребностью Заказчика в необходимых видах работ по каждому объекту спорта. Проведение необходимых проверок (испытаний) объектов спорта связано с привлечением испытательной лаборатории, с обязательным использованием лабораторного оборудования, имеющего свидетельство государственного образца об утверждении типа средств измерений, который зарегистрирован в Государственном реестре средств измерений и допущен к применению в Российской Федерации. Используемое измерительное оборудование должно иметь обязательную поверку средств измерений (приборов). Оказание услуг по сертификации проводится в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52025-2021 "Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей" (далее - ГОСТ Р 52025-2021), требование о соответствии которому установлено в технической части закупочной документации.
Таким образом, испытательные лаборатории (центры), осуществляющие проведение испытаний на спортивных объектах, должны иметь действующие аттестаты аккредитации, выданные Федеральной службой по аккредитации 2024-32710 5 (Росаккредитация), с областью аккредитации, которая определена в приложении к аттестату аккредитации в соответствии с требованиями и методами испытаний ГОСТ Р 55529-2013 "Объекты спорта. Требования безопасности при проведении спортивных и физкультурных мероприятий. Методы испытаний" (далее - ГОСТ Р 55529-2013), требования о соответствии которому также установлены в закупочной документации, что свидетельствует о том, что оказание услуг осуществляется непосредственно организацией, зарегистрированной в системе добровольной сертификации в области физической культуры и спорта, зарегистрированной в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, при этом испытательные лаборатории подлежат привлечению исключительно в части проведения необходимых испытаний. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика также отметил, что в соответствии с положениями п.4.2 ГОСТ 55529-2013 оценку требований безопасности инструментальными методами при оказании физкультурно- оздоровительных и спортивных услуг на объектах спорта осуществляют испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в порядке, установленном национальной системой аккредитации, в рамках утвержденной области аккредитации, при этом ГОСТ Р 55529-2013 устанавливает требования безопасности на спортивных объектах различного типа при проведении спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий, методы испытаний (проверки и допустимые значения указанных критериев), что в полной мере соответствует объекту закупки и отображает необходимость испытательных лабораториях (центрах), аккредитации в соответствии с требованиями государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 55529-2013.
Кроме того, сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных статьей 1 Федерального закона от 26.06.2008 N102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются при: проведении официальных спортивных соревнований, обеспечении подготовки спортсменов высокого класса. Используемое измерительное оборудование должно иметь поверку средств измерений (сведения о поверках средств измерения должны быть внесены во ФГИС "Аршин") и аттестованное испытательное оборудование, а также данные о заводских номерах поверенного оборудования и срока действия свидетельств должны быть указаны в протоколах испытаний.
В соответствии с деятельностью учреждения по развитию массового спорта требования включены в техническое задание для обеспечения включения в Реестр объекта спорта, сведения о которых внесены в Всероссийский реестр объектов спорта (далее - ВРОС), ведение которого осуществляется в соответствии со статьей 37.1 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Целью проведения процедуры закупки является включение объектов в вышеуказанный реестр для осуществления тренировочных процессов и проведения спортивных мероприятий. Сертификаты, не соответствующие требованиям технического задания, не позволят Заказчику включить объекты спорта во ВРОС. 2024-32710 6 В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. Вместе с тем, в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о неправомерности действий заказчика при формировании технической части извещения о проведении закупочной процедуры подобным образом, а также о нарушении положений Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы. 2.
Кроме того, в составе жалобы Заявитель также указывает, что Заказчиком неправомерно не конкретизированы положения ГОСТ Р 52025-2021 используемые в рамках оказания услуг по государственного контракту. В свою очередь представитель Заказчика обратил внимание, что положения Закона о контрактной системе не обязывают Заказчика конкретизировать положения государственных стандартов при необходимости их соблюдения в рамках выполнения обязательств. При этом на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе, а также что отсутствие необходимых, по мнению Заявителя указания на конкретные пункты ГОСТ не позволяет определить объект закупки, препятствует подаче заявки и делает невозможным исполнение обязательств по государственному контракту.
Таким образом вышеуказанный довод Заявителя не находит своего подтверждения и является необоснованным.
3. Заявитель также указывает, на неправомерное установление требований о соответствии выполняемых работ положениям раздела 9 п.9.7 стандарта "Стандарт Российского Футбольного Союза. Требования к устройству и эксплуатации футбольных полей с искусственным покрытием", поскольку указанный стандарт разработан Российским футбольным союзом и применяется исключительно в Системе добровольной сертификации. Применение данного стандарта иными органами по сертификации объектов спорта, функционирующих в других системах добровольной сертификации с областью "футбольные поля с искусственным покрытием" является невозможным, что существенно ограничивает количество участников закупки. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что "Стандарт Российского Футбольного Союза" указан в связи с тем, что он включает свод требований при подтверждении качества при выдаче Сертификата безопасности эксплуатации футбольных полей, что является значимым для Заказчика, при этом любой участник вправе привлечь необходимый орган сертификации для удовлетворения вышеуказанного требования. Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в извещении требования необоснованно создали одним участникам размещения закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых 2024-32710 7 участников размещения закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников размещения закупки.
Также Заявителем не представлено ни одного доказательства того, что у Заказчика объективно отсутствует необходимость в получении именно того комплекса оказываемых услуг, которые отражены в описании объекта закупки. В свою очередь, при наличии у Заказчика потребности в получении определенных видов работ, вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения закупки не приходится. Доказательств обратного Заявителем Комиссии Управления не представлено. Кроме того, Комиссия также отмечает, что предъявленные Заказчиком требования к необходимым работам в равной степени распространялись на всех участников аукциона, ввиду чего любое лицо обладало возможностью предложить свои услуги. Каких-либо доказательств невозможности совершения данных действий Заявителем не представлено, ввиду чего у Комиссии отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что довод Заявителя является необоснованным. 4.
В составе жалобы Заявитель обжалует неправомерное требование о соответствии выполняемых работ положениям СП 31-112-2004 "Физкультурно- спортивные залы (часть 1,2)", СП 118.13330.2022 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" и СП 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", поскольку указанные документы не являются документами по стандартизации и не могут применяться для целей подтверждения соответствия выполняемых работ. В свою очередь Комиссия Управления обращает особое внимание, что ссылки на вышеуказанные нормативные документы содержатся в составе положений ГОСТ Р 55529-2013 и как следствие, ввиду установления требований о соответствии выполняемых работ указанному государственному стандарту, вышеуказанные своды правил учтены при формировании требований стандартизации. Кроме того, Заявитель также указывает на установление неправомерных требований о соответствии работ положениям "Стандарт Российского Футбольного Союза" и правил проведения соревнований по плаванию FINA "Правила вида спорта "Плавание", утвержденные приказом Министерства спорта Российской Федерации от 17.08.2018 г. N728 с изменениями, внесенными приказом Минспорта России от 21 января 2019 г. N 37 (далее - Правила вида спорта "Плавание"), поскольку также документы также не являются документами по стандартизации. Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что требование о соответствии выполняемых работ положениям "Правила вида спорта "Плавание" в составе извещения о проведении закупочной процедуры отсутствует, а также такие правила утратили силу с 01.01.2024 года в связи с изданием Приказа Минспорта России от 16.11.2023 N806 Об утверждении правил вида спорта "плавание". Одновременно с этим, как указано ранее "Стандарт Российского Футбольного Союза" используется Заказчиком ввиду наличия в составе такого стандарта свода требований при проверке качества футбольного поля, который в дальнейшем 2024-32710 8 позволяет получить сертификат безопасности эксплуатации футбольных полей. Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о неправомерности действий Заказчика при описании объекта закупочной процедуры.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СПОРТ-СТАНДАРТ" на действия ГБУ "МосСпортОбъект" необоснованной.
2. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукционов, наложенные Московским УФАС России.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Д.С. Грешнева Члены комиссии: Н.А. Узкий М.О. Мацнева Исп.Узкий Н.А. тел.8(495)784-75-05 2024-32710
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 июля 2024 г. N 077/06/106-9496/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2024