Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: А.С. Алексеевой - главного специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: С.Р. Гаришина - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, К.В. Змиевской - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в присутствии уполномоченного представителя ФГБУ "ЦНИИСиЧЛХ" Минздрава: И.В. Батурина (доверенность N89 от 11.01.2024), а также в присутствии уполномоченного представителя ИП Шамин И.П.: Д.В. Козловой (доверенность N1 от 07.06.2024), рассмотрев обращение ФГБУ "ЦНИИСиЧЛХ" Минздрава о включении сведений об ИП Шамин И.П. в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-32629 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ФГБУ "ЦНИИСиЧЛХ" Минздрава (далее - Заказчик) о включении сведений об ИП Шамин И.П. (далее - Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на поставку ковриков дезинфекционных (реестровый N0373100113524000054). 07.05.2024 между Заказчиком и ИП Шамин И.П. заключен государственный контракт N86/54/А (реестровый N1770411517724000067) на поставку ковриков дезинфекционных (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 31.05.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение) по причине неисполнения ИП Шамин И.П. существенных условий Контракта. 11.06..2024 в связи с тем, что нарушения, послужившие основанием для принятия решения Исполнителем устранены, Заказчик отменил принятое решение от 31.05.2024. 27.06.2024 Заказчиком повторно принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по причине неисполнения Обществом существенных условий Контракта. В ч. 12.1 ст. 95 Закон о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен 2024-32629 3 поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе 27.06.2024 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком в единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1.3 Контракта поставка товара осуществляется с даты заключения Контракта по "01" декабря 2024 г.(включительно), партиями по заявке заказчика в течение 7 (семи) рабочих дней. Поставщик доставляет Товар Заказчику по адресу: 119021, г. Москва, ул. Тимура Фрунзе, 16, стр.5, склад. Представитель Заказчика на заседании Комиссии Управления пояснил, что 07.05.2024 на адрес электронной почты Исполнителя Заказчиком была направлена заявка N 1 на поставку товара на сумму 7 376,68 руб. Срок поставки до 20.05.2024 включительно. 21.05.2024 на адрес электронной почты Исполнителя Заказчиком была направлена заявка N2 на поставку товара на сумму 7 376,68 руб. Срок поставки до 30.05.2024 включительно. 22.05.2024 Заказчиком в адрес Исполнителя была направлена претензия N8/1530 от 22.05.2024 о ненадлежащем исполнении контракта. По состоянию на 31.05.2024 Товар по заявкам N1 и N2 Исполнителем в адрес Заказчика не поставлен. 31.05.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N8/1665 от 31.05.2024. 05.06.2024 Исполнителем была осуществлена поставка товара по заявке N1 от 07.05.2024 на сумму 7 376,68 руб., согласно документу о приемке N29 от 05.06.2024. 05.06.2024 Исполнителем была осуществлена поставка товара по заявке N2 от 21.05.2024 на сумму 7 376,68 руб., согласно документу о приемке N30 от 05.06.2024.
По вышеуказанным документам Заказчиком в адрес Исполнителя были направлены мотивированные отказы от приемки товара, в связи с несоответствием поставленного товара требованиям в п.5.2, заключенного Контракта и ПриложенииN2 к Контракту. 11.062024 Заказчиком принято решение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта. 2024-32629 4 Исполнителю был установлен срок на устранение недостатков в течении 10 (десяти) рабочих дней с момента получения мотивированных отказов от приемки товара. По истечению вышеуказанного срока, недостатки не были устранены Исполнителем. Представитель Исполнителя на заседании Комиссии Управления пояснил, что в ходе исполнения указанного Контракта, Заказчиком было направлено в адрес Поставщика 2 заявки:
- заявка от 07.05.2024 г. (являлась ошибочной, поскольку содержала недостоверные сведения и характеристиках поставляемого товара);
- заявка от 21.05.2024 г. на поставку Товара на сумму 7 376,68 руб. 31.05.2024 Заказчиком было размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ввиду непоставки товара в установленный срок. 05.06.2024 Исполнителем была осуществлена поставка Товара в адрес Заказчика, согласно ранее направленным заявкам. В качестве сопроводительной документации на Товар (помимо товарных накладных и счетов на оплату), Исполнителем также были приложены следующие документы:
- Декларация о соответствии N РОСС RU Д-CN.PA01.B.09486/22 от 16.03.2022 г.;
- Научный отчёт от 05.06.2014 по результатам оценки антимикробной активности полимерно антибактериального коврика;
- Информационное письмо ООО "АМС" от 31.10.2018 (исх. N1765) о том, что продукция "Коврик полимерный многослойный антибактериальный" не включена в "Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации";
- Протокол испытаний N 03-1646-2022 от 15.03.2022, подготовленный испытательной лабораторией ООО "ЕАЭС". 10.06.2024 Заказчиком в единой информационной системе было размещено 2 мотивированных отказа от подписания документа о приёмке, основанных на том, что поставленный Товар не соответствует требованиям, установленным пунктом 5.2. заключенного Контракта. 11.06.2024 со стороны Заказчика публикуется документ об отмене решения для предоставления возможности устранения недостатков, отмеченных в мотивированных отказах от приемки от 10.06.2024.
В процессе поставки Товара Исполнителем не предоставлено свидетельство о государственной регистрации на Товар. Как неоднократно упоминалось Исполнителем, поставляемая в рамках заключенного Контракта продукция - не подлежит обязательной государственной регистрации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.12.2021 N 2425 (ред. от 12.06.2024 г.) "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", продукция "коврики дезинфекционные" - не подлежит обязательной сертификации. 2024-32629 5 Приложением N 2 к Контракту на поставку ковриков дезинфекционных (Технические требования на поставку ковриков дезинфекционных) предусмотрено следующее: "Исполнитель обязан вместе с Товаром представить Заказчику надлежащим образом оформленные документы: Документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) - Копия свидетельства о государственной регистрации".
Таким образом, Исполнитель обязан предоставить копию свидетельства о государственной регистрации на Товар только в том случае, если указанный Товар подлежит обязательной государственной регистрации. В настоящем случае, поставляемый Товар не подлежит обязательной государственной регистрации, что подтверждается соответствующим Постановлением Правительства РФ от 23.12.2021 N 2425.
Более того, Исполнитель самостоятельно обратился в уполномоченную организацию в целях получения официального отказного письма о том, что поставляемая продукция не подлежит обязательной государственной регистрации. В процессе приёмки Товара Заказчиком выявлены расхождения в документах, представленных Исполнителем (приложенная к документу о приёмке Декларация о соответствии выдана на "многослойные липкие коврики для чистых помещений", но в Приложении N2 (Технические требования) к Контракту указаны "коврики дезинфекционные". Относительно указанного замечания следует отметить, что представленная Исполнителем Декларация о соответствии N РОСС RU Д-CN.PA01.В.09486/22 выдана на следующую продукцию: "Изделия санитарно-гигиенического назначения для взрослых из листовой пластмассы" (Общее наименование продукции). Наименование (обозначение) продукции: "Многослойные липкие коврики для чистых помещений". Указанная продукция (антибактериальный коврик) прошла соответствующую оценку антимикробной активности, что подтверждается Научным отчётом от 05.06.2014, подготовленным ФБУН НИИ Дизинфектологии Роспотребнадзора. 27.06.2024 Заказчиком повторно размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Комиссия Управления отмечает, что согласно сведениям из единой информационной системы Исполнителем заключено и исполнено более 100 государственных контрактов. По мнению Комиссии Управления, Подрядчиком были совершены все необходимые действия, направленные на исполнение контракта, на достижение тех целей и результатов, которые установлены в контракте. 2024-32629 6 При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Подрядчиком совершались активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к исполнению контракта. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. 2024-32629 7 По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России
Р Е Ш И Л А
: Отказать ФГБУ "ЦНИИСиЧЛХ" Минздрава во включении сведений в отношении ИП Шамин И.П. в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации Председательствующий Комиссии Управления: А.С. Алексеева Члены Комиссии Управления: К.В. Змиевская С.Р. Гаришин Исп.Гаришин С.Р. 2024-32629
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 июля 2024 г. N 077/10/104-9222/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2024