На основании требований ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проведена внеплановая проверка соблюдения ГБУЗ "ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ" (далее - Заказчик) законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования госу- дарственных закупок Д.С. Грешневой, Членов Комиссии: Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В.Сорбучевой, внеплановая проверка проводилась дистанционно (посредством видеоконференц-связи), при участии представителя ГБУЗ "ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ": А.А. Яновского (по доверенности от 18.01.2024 N563-б), в отсутствие представителей ООО "ММК", о времени и порядке заседания Комиссии уведомленных Московским УФАС России посредством размещения информации в Единой информационной системе, 2024-32975 2 ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО: В Московское УФАС России поступила жалоба от ООО "ММК" (реестровый номер жалобы 202400132489012111) на действия ГБУЗ "ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ" при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов для выполнения исследований в КДЛ (Лот N 6) для нужд ГБУЗ ГКБ имени С.П. Боткина ДЗМ. (Закупка N 0373200045224001352) (далее - аукцион, электронный аукцион). Вместе с этим указанная жалоба отозвана подателем жалобы посредством Единой информационной системы (далее - ЕИС) в соответствии с положениями ст.105 Закона о контрактной системе. Письмом ФАС России от 11.10.2023 N МШ/83640/23 установлено, что в случае если в жалобе содержатся указания на действия (бездействия) Заказчика, содержащие признаки нарушения законодательства об осуществлении закупок ФАС России (территориальный орган) обязан провести внеплановую проверку.
На основании вышеизложенного Комиссией Управления была проведена внеплановая проверка действий Заказчика по доводам, изложенным в составе жалобы ООО "ММК".
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении положений извещения в нарушение законодательства о контрактной системе, в частности неправомерном объединении в один лот поставки медицинских изделий разных видов номенклатурной классификации медицинских изделий, что противоречит требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2021 г. N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N620).
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. П.2 ч.29 ст.34 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг. П.1 Постановления N620 установлено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) 2024-32975 3 медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает: 600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей; 1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей; 1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей. При этом п.2 Постановления N620 установлено, что указанное в п.1 Постановления N620 требование не применяется: при закупках медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) по контрактам жизненного цикла, заключаемым в случаях, установленных Правительством Российской Федерации; при закупках медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые совместимы с такими медицинскими изделиями; при закупках медицинских изделий, по результатам которых заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со ст. 111.4 Закона о контрактной системе. Комиссией Управления установлено, согласно извещению о проведении электронного аукциона, начальная (максимальная) цена контракта составляет 26 616 246,97.
Согласно Приложению N 1 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 июня 2012 года N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" (далее - Номенклатурная классификация) номенклатурная классификация медицинских изделий по видам (далее - классификация) содержит числовое обозначение вида медицинского изделия - идентификационный уникальный номер записи*, наименование вида медицинского изделия, описание вида медицинского изделия, содержащее соответствующие классификационные признаки вида медицинского изделия, указываемые в зависимости от назначения медицинского изделия. * Фиксируется начальное значение 100000 и для каждой последующей записи значение увеличивается на 10. Алгоритм формирования, применяемый для ведения номенклатурной классификации медицинских изделий по видам, представлен на схеме: 2024-32975 4 На заседании Комиссией Управления установлено, что в перечне информации об объекте закупки извещения необходимые к поставке товары подразделяются, в том числе, например, на следующие виды медицинских изделий:
- п."Набор реагентов Anti-Hbe, слабый гепатит B для работы на биохимических и иммунохимических анализаторах Vitros (Витрос), производства "Ortho-Clinical Diagnostics", каталожный номер 8864860 Идентификатор: 155280022" с кодом ОКПД2 20.59.52.199, соответствующие коду вида в номенклатурной классификации медицинских изделий по видам 287040 "Вирус гепатита В общие антитела к е- антигену ИВД, набор, иммунохемилюминесцентный анализ";
- п."Калибратор к реагенту Anti-HBe для работы на биохимических и иммунохимических анализаторах Vitros (Витрос), производства "Ortho-Clinical Diagnostics", каталожный номер 1523984 Идентификатор: 155280023" с кодом ОКПД2 20.59.52.199, соответствующие коду вида в номенклатурной классификации медицинских изделий по видам 285430 "Вирус гепатита В общие антитела к е- антигену ИВД, калибратор";
-п. "Реагент высокочувствительный Тропонин I для работы на биохимических и иммунохимических анализаторах Vitros (Витрос), производства "Ortho-Clinical Diagnostics", каталожный номер 6844436 Идентификатор: 155280058" с кодом ОКПД2 20.59.52.199, соответствующие коду вида в номенклатурной классификации медицинских изделий по видам 244630 "Тропонин I ИВД, реагент";
- п."Набор калибраторов высокочувствительный Тропонин I для работы на биохимических и иммунохимических анализаторах Vitros (Витрос), производства "Ortho-Clinical Diagnostics" каталожный номер 6844437 Идентификатор: 155280059" с кодом ОКПД2 20.59.52.199, соответствующие коду вида в номенклатурной классификации медицинских изделий по видам 244590 "Тропонин I ИВД, калибратор". Комиссия Управления отмечает, что согласно номенклатурной классификации каждый отдельный вид медицинского изделия обладает уникальным идентификационным номером записи в формате шестизначного кода, при этом номенклатурная классификация также содержит классификации видов медицинских изделий по группам и подгруппам, при этом Постановлением N 620 однозначно указано, что предметом одного контракта (одного лота) не могут быть медицинские изделия различных видов.
Согласно ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. 2024-32975 5 На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что предметом данной закупки являются расходные материалы для работы на анализаторах биохимических и иммунохимических "Viros" (Витрос) производства "Ortho-Clinical Diagnostics, Inc.", имеющихся у Заказчика. По мнению Заказчика, все закупаемые медицинские изделия технологически взаимосвязаны. Так, основными закупаемыми устройствами являются калибраторы, расходные материалы к ним - реагенты.
Таким образом, представитель Заказчика считает, что к положениям извещения об осуществлении аукциона применимы положения п.2 Постановления N620, а именно абз.3 п.2 которым установлено, что указанное в п.1 требование не распространяется на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые совместимы с такими медицинскими изделиями. Вместе с тем представитель Заказчика не отрицал того факта, что изделия закупаются к медицинскому изделию "Ortho-Clinical Diagnostics, Inc.", а также из описания объекта закупки напрямую следует, что в рамках одного лота совмещены различные реагенты предназначенные для различных калибраторов. В свою очередь, Комиссия Управления считает необходимым отметить, что исходя из п. 2 постановления N 620 требования п. 1 постановления N 620 не применяются в случае закупки самого медицинского изделия с расходными материалами, предназначенными для него, в то время как в рассматриваемой закупке лот сформирован исключительно из расходных материалов, различных по кодам видов медицинских изделий по номенклатурной классификации, что свидетельствует о необходимости соблюдения требований п. 1 постановления N 620.
В противном случае действия Заказчика по своей сути делают ничтожными требования п. 1 постановления 620, запрещающих при превышении определенного размера начальной (максимальной) цены контракта закупать в составе одного лота медицинские изделия различных видов. Иное трактование вышеуказанных положения свидетельствовало бы о возможности проводить закупки, сформированные из абсолютно любых медицинских изделий со своими видами по номенклатурной классификации, так или иначе совместно используемых в рамках одной медицинской деятельности. При этом изделия, обозначенные в рассматриваемой закупке, не могут быть физически совместимы с абсолютно всеми закупаемыми изделиями в данном лоте, что свидетельствует о необходимости соблюдения требований п. 1 Постановления 620. При таких данных Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений Постановления N 620, что свидетельствует о необходимости или снижения количества закупаемых товаров в целях удовлетворения требований в рамках одной закупки по отношении к предельному размеру начальной (максимальной) цены контракта, чтобы тем самым Заказчик смог правомерно осуществить совместную закупку изделий различных видов или же о необходимости деления данного лота на несколько отдельных для каждого НКМИ отдельно, что также в конечном итоге обеспечит Заказчика необходимыми расходными материалами. 2024-32975 6 Вышеуказанная позиция также находит свое подтверждение в решении Арбитражного суда г. Москвы по делу NА40-50307/2022-146-376 от 25.07.2022.
Исходя из всего вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 2 ч. 29 ст. 34 Закона о контрактной системе при объединении в один лот медицинских изделий, относящихся к разным видам номенклатурной классификации, вместе с этим в действиях Заказчика усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях ГБУЗ "ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ" нарушения требований п.2 ч.29 ст.34 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов для выполнения исследований в КДЛ (Лот N 6) для нужд ГБУЗ ГКБ имени С.П. Боткина ДЗМ. (Закупка N 0373200045224001352).
2. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
3.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Д.С. Грешнева
Члены Комиссии: А.А. Матюшенко М.В.Сорбучева Исп.Сорбучева М.В.тел.8(495)784-75-05 2024-32975
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 июля 2024 г. N 077/06/106-9355/2024 (ключевые темы: изделия медицинского назначения - расходный материал - внеплановая проверка - товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2024