Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов Комиссии: Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ГМИИ им. А.С. Пушкина: Павлович А.М. (по доверенности от 21.12.2023 N1791/46) ИП Трунова Е.В.: Демина С.А. (по доверенности от 01.09.2023 Nб/н), рассмотрев жалобу ИП Трунова Е.В. (далее - Заявитель) на действия ГМИИ им. А.С. Пушкина (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ежедневному комплексному обслуживанию территорий ГМИИ им. А.С. Пушкина, включая территории, относящиеся к объектам культурного наследия (Закупка N 0373100115124000007) (далее - Конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных 2024-33349 2 нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее. В составе жалобы Заявитель указывает на установление в извещении об осуществлении закупки неправомерного порядка оценки заявок участников закупки. Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с конкурсной документацией оценка заявок производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно п.2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по 2024-33349 3 осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с п.24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пп. "а" п.28 Положения для оценки заявок по показателям оценки, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров. 1.
Заявитель в жалобе указывает на то, что установленный Заказчиком порядок оценки по показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки" является неправомерным. Комиссией Управления установлено, что утвержденный порядок оценки конкурсных заявок по показателю "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" содержит, в том числе следующие положения: "Для оценки заявок (предложений) по детализирующему показателю устанавливается и оценивается:
а) предмет договора (контракта), сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения Исполнителя; К таким договорам (контрактам) относятся договоры (контракты), предметом которых являются работы, аналогичные предмету контракта, заключаемого по итогам настоящего конкурса:
- комплексная уборка и содержание зеленых насаждений. Под комплексной уборкой понимаются работы/услуги по уборке территории и/или работы/услуги по уборке покрытий и/или работы/услуги по очистке территории и/или работы/услуги по содержанию территории и/или работы/услуги по уборке мусора и/или работы/услуги по уборке снега и/или работы/услуги по вывозу снега. Под содержанием зеленых насаждений понимаются работы/услуги по уходу за зелеными насаждениями и/или работы/услуги по содержанию зеленых 2024-33349 4 насаждений и/или работы/услуги комплексному обслуживанию территорий. Предельно необходимое значение характеристик, оцениваемых по Характеристике квалификации участников закупки N 1, - сумма, равная максимальному значению цены контракта - 18 300 026,18 рублей. При оценке заявок (предложений) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 30 баллов. Максимальное значение показателя в баллах -30. Лучшим условием исполнения контракта по данному показателю для заказчика является наибольшее значение показателя (выраженного в рублях, код по ОКЕИ - руб). Предельно необходимое значение характеристик, оцениваемых по Характеристике квалификации участников закупки N 2, - 20 (Двадцать) контрактов (договоров). При оценке заявок (предложений) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается -70 баллов. Лучшим условием исполнения контракта по данному показателю для заказчика является наибольшее значение показателя (выраженное в штуках, код ОКЕИ- шт). 2.
Наличие опыта участника закупки по выполнению работ/услуг признается, если участник закупки представил документально подтвержденные сведения о надлежащим образом исполненном контракте или договоре, в состав работ/услуг по которому включены работы/услуги по уборке территории и работы/услуги по уходу за зелеными насаждениями. Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работ, оказания услуг, связанного с предметом контракта:
- исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее, чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
3. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Заказчиком установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Надлежащим образом исполненным контрактом (договором) считается контракт (договор), обязательства по которому исполнены участником без нарушений сроков, штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по таким контрактам (договорам) и иных нарушений условий контракта (договора) по вине участника. При проведении открытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. 2024-33349 5 5.
К оценке принимаются документы, предусмотренные п. 2 графы 3 раздела III настоящего Порядка, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов 6. Пункты 1 - 4 графы 3 раздела III настоящего Порядка применяются для детализирующих показателей критерия с характеристиками квалификации N 1 и N 2 участников закупки.". Так, в составе жалобы Заявитель указывает, что порядком оценки предусмотрено, что к оценке будут приниматься контракты/договоры, исключительно включающие в себя одновременно оба вида работ (и уборку территории и уход за зелеными насаждениями), контракты/договоры, включающие только уборку/содержание территории или только услуги по уходу за зелеными насаждениями к оценке приниматься не будут. Наличие договоров/контрактов отдельно на работы/услуги по уборке территории и отдельно на работы/услуги по уходу за зелеными насаждениями являются таким же подтверждением наличия требуемого опыта, как и оказание подобных услуг совместно.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Не согласившись с доводами жалобы представитель Заказчика пояснил, что предметом закупки является выполнение работ по ежедневному комплексному обслуживанию территорий ГМИИ им. А.С. Пушкина, включая территории, относящиеся к объектам культурного наследия. При этом, поскольку объект закупки включает в себя услуги как по уборке территории, так и услуги по содержанию зеленых насаждений, Заказчик имеет право устанавливать аналогичный опыт выполнения работ. Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что согласно положениям Технического задания исполнителем будут выполняться например следующие виды работ: механизированная уборка, ручная уборка, погрузка и вывоз снега, дополнительная выборочная ручная уборка снега, санитарная обрезка деревьев, прореживание крон деревьев и формировочная обрезка, валка, корчевка деревьев, посадка деревьев, уход за газонами, полив растений.
Таким образом отдельное (в рамках различных контрактов) выполнение работ как по уборке так и по содержанию зеленых насаждений соответствует положения технического задания и будет являться надлежащим подтверждением наличия опыта. При этом принципы сопоставимости опыта работ с предметом контракта и связанности с предметом контракта не означают, что предмет принимаемых для целей начисления баллов договоров должен полностью воспроизводить все составляющие предмета договора, заключаемого по итогам закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.8 ст.32, п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, 2024-33349 6 что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 2.
Также согласно доводам жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком установлены требования к участникам закупки в соответствии с п.36 раздела VI Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571).
Согласно п. 36 постановления N 2571 при проведении конкурентных процедур по оказанию услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий. По аналогии с требованиями Постановлением N2571 при оценке заявок помимо контрактов/договоров по уборке территории, Заказчиком должны учитываться и контракты/договоры по уборке зданий, сооружений. Несогласившись с доводом жалобы представитель Заказчика пояснил, что Постановление N2571 применяется при установлении дополнительных требований к участникам закупки в рамках ст. 31 Закона о контрактной системе, в то время как оценка заявок участников закупки в соответствии с Положением проводится по ст.32 Закона о контрактной системе. Комиссия Управления отмечает, что согласно пп.в п.24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" оценивается наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта. Исходя из положений Технического задания в предмет закупки не входит уборка зданий и сооружений.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, вместе с тем в ходе заседания Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм действующего законодательства, а именно не представлено документов и сведений однозначно свидетельствующих о том, что установленный порядок оценки является неправомерным, не позволяет выявить наилучшее предложение условий исполнения контрактов при проведении закупок, оставляет оценку заявок на субъективное усмотрение конкурсной комиссии Заказчика или каким-либо иным образом нарушает требования Закона о контрактной системе, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, руководствуясь вышеизложенным, Комиссия Управления 2024-33349 7 приходит к выводу о том, что указанный довод жалоб не нашел своего подтверждения и является необоснованным. Исследовав представленные материалы, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ИП Трунова Е.В. на действия ГМИИ им. А.С. Пушкина обоснованной в части ненадлежащего установления требований в порядках оценке к контрактам и договорам принимаемым к оценке.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п.11 ч.1 ст.42, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе..
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Д.С. Грешнева Члены комиссии: А.А. Кутейников М.О. Мацнева Исп.Кутейников А.А. тел.8(495)784-75-05 2024-33349
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 июля 2024 г. N 077/06/106-9649/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2024