Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего: главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина, Членов комиссии: Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.И. Рахматуллаева, Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ГБУЗ "ГП N 2 ДЗМ": Хабарова И.Е. (дов.Nб/н от 11.07.2024), ООО "Эмермед": Багмет Н.А. (дов.N6 от 20.03.2024), рассмотрев жалобу ООО "Эмермед" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГП N 2 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку укладок медицинских (Закупка N 0373200586424000080) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона. 2024-33125 2 Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения о проведении закупки в нарушение Закона о контрактной системе. По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее. В составе жалобы Заявитель указывает, что в извещении об осуществлении закупки Заказчиком неправомерно не установлено требование к участникам закупки о наличии у участника закупки действующей лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами". В обоснование своей позиции Заявитель указывает, что Заказчиком закупаются укладки медицинские, содержащие лекарственные препараты, ввиду чего оптовая продажа таких укладок является лицензируемым видом деятельности.
На основании п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу п.6 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пп."г" п.2 ч.10 ст.24 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а 2024-33125 3 также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со ст.111.4 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссией Управления установлено, что в описании объекта закупки Заказчиком определены требования к закупаемым изделиям, например по п.1 "Набор первой медицинской помощи, содержащий лекарственные средства" в том числе указано: "Адреналин 0,1/% 1,0 мл 5
1, Преднизолон р-р 30 мг 1,0 мл
3
1, Эуфиллин 2,4% 5-10,0 мл
10
1 , Раствор димедрола 1% 1,0
10
1 Натрия хлорид 0,9% 400,0
1
1, Глюкоза раствор 5% 400 мл
1
1, Супрастин раствор 20 мг 1 мл
5
1, Аммиак 40 мл
1, Но-шпа раствор 1% 1 мл
5
1, Кофеин бензоат натрия 200 мг 1 мл
10
1".
Вместе с этим указанные средства, согласно государственному реестру лекарственных средств являются лекарственными средствами, так, например, средство ТН "Но-шпа", МНН "Дротаверин", регистрационное удостоверение NП N011854/01 от 27.07.2010.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в рамках закупаемого набора Заказчиком, в том числе, закупаются обособленные лекарственные средства, которые являются комплектующими медицинского изделия (или соответствующего набора) и не являются составной частью медицинского изделия.
Согласно ч.1 ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В силу ч.1 ст.54 Федерального закона от 12.04.2010 N61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами по правилам надлежащей дистрибьюторской практики, правилам надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, правилам хранения лекарственных средств для ветеринарного применения, утвержденным соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. 2024-33125 4 В силу п.33 ст.4 Закона об обращении лекарственных средств фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Согласно п.34 ст.4 Закона об обращении лекарственных средств организация оптовой торговли лекарственными средствами - организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Ч.1 ст.52 Закона об обращении лекарственных средств фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В силу п.16, 47 ч.1 ст.12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N99-ФЗ (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежат такие виды деятельности как производство лекарственных средств, фармацевтическая деятельность. Приложением к Положению о лицензировании фармацевтической деятельности "Перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность", предусмотренным п.2 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, установленным Постановлением Правительства РФ от 31.03.2022 N547 "Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности", предусмотрен такой вид лицензируемых работ (услуг) как оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения. Приложением N1 к Положению о лицензировании производства лекарственных средств "Перечень работ, составляющих деятельность по производству лекарственных средств", предусмотренным п.3 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, установленным Постановлением Правительства РФ от 06.07.2012 N686 "Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств", предусмотрен такой вид работ как реализация и (или) передача произведенных лекарственных средств.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что оптовая торговля лекарственными средствами является лицензируемым видом 2024-33125 5 деятельности, при этом участники закупки, осуществляющие такую оптовую торговлю должны обладать следующими действующими лицензиями:
- если участник закупки не является производителем лекарственных средств, действующей лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами";
- если участник закупки является производителем лекарственных средств, действующей лицензии на осуществление деятельности по производству лекарственных средств, выданную в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2012 N686 "Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств". Аналогичная позиция изложена в письме ФАС России от 19.09.2017 NИА/64899/17 "О необходимости наличия у участников закупки лекарственных препаратов лицензии на оптовую торговлю лекарственными препаратами". Одновременно с этим Комиссия Управления отмечает, что, согласно п.5 ч.5 ст.38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N323-ФЗ (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) на территории Российской Федерации не регистрируются медицинские изделия, представляющие собой укладки, наборы, комплекты и аптечки, состоящие из зарегистрированных медицинских изделий (за исключением медицинских изделий, связанных с источником энергии или оборудованных источником энергии) и (или) лекарственных препаратов, объединенных общей упаковкой, при условии сохранения вторичной (потребительской) упаковки или первичной упаковки лекарственного препарата в случае, если вторичная (потребительская) упаковка не предусмотрена, производителя (изготовителя) каждого из изделий и (или) лекарственных препаратов, входящих в указанные укладки, наборы, комплекты и аптечки, и при условии сохранения ее маркировки.
Таким образом, участникам закупки к поставке может быть предложена медицинская укладка, являющая единым медицинским изделием, зарегистрированным до вступления в силу п.5 ч.5 ст.38 Закон об основах охраны здоровья граждан, либо медицинская укладка сформированная участником закупки самостоятельно, посредством комплектации из необходимых медицинских изделий и лекарственных препаратов.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п.4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об 2024-33125 6 осуществлении закупки, должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч.1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 ст.31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Комиссией Управления установлено, что в извещении об осуществлении закупки Заказчиком не установлено требование о необходимости наличия у участника закупки какой-либо лицензии.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в рамках обжалуемой конкурентной процедуры Заказчиком осуществляется закупка медицинских изделий, при этом поставка медицинских изделий не является лицензируемым видом деятельности в связи с чем требования к участникам закупки о наличии у участников закупки действующей лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, либо деятельности по производству лекарственных средств, не устанавливались. Комиссия Управления отмечает, что неустановление требований к участнику закупки о наличии у участника закупки действующей лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, либо деятельности по производству лекарственных средств (в случае если участник закупки является производителем всех закупаемых лекарственных средств), фактически допускает до участия в закупке лиц, не обладающих необходимой правоспособностью. При этом Комиссия Управления отмечает, что факт возможности предложения к поставке единого медицинского изделия, зарегистрированного до вступления в силу п.5 ч.5 ст.38 Закон об основах охраны здоровья граждан, не может нивелировать требования Закона о лицензировании и Закона об обращении лекарственных средств.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что если объектом закупки является наборы (укладки) содержащие лекарственные средства, то заказчикам надлежит устанавливать требование к участникам закупки о наличии у таких участников закупки соответствующей действующей лицензии. Аналогичная правовая позиция изложена в решении Арбитражного суда города Москвы по делу NА40-128167/23-149-1045.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении 2024-33125 7 Заказчика п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Одновременно с этим в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп."а" п.2 Правила использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);
- документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
- контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп."б" - "г" и "е" - "з" п.10 Правил формирования КТРУ.
Согласно п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, 2024-33125 8 предусмотренные п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч.1 ст.42, п.1 ч.1 ст.75 Закона о контрактной системе соответственно.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Исходя из вышеизложенного, Заказчику, во исполнение требований п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе и Правил использования КТРУ, надлежало отразить в извещении характеристики закупаемых товаров в разделе "Характеристики товара, работы, услуги" с указанием в соответствующих графах наименования характеристик, значение характеристик, единицы измерения характеристик, инструкции по заполнению характеристик в заявке. Комиссией Управления установлено, что в электронном документе "Техническое задание", размещенном в составе извещения в соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, Заказчиком установлены требования к характеристикам закупаемого товара, например: "Устройство для инфузии: 2 штука". Вместе с этим в структурированной форме извещения Заказчиком не указаны требования к характеристикам закупаемых изделий, предусмотренные электронным документом "Техническое задание".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений ч.6 ст.23, п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-33125 9
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Эмермед" на действия ГБУЗ "ГП N 2 ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.6 ст.23, п.1 ч.1 ст.31, п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий: С.И. Казарин Члены комиссии: А.А. Матюшенко А.И. Рахматуллаев Исп. Матюшенко А.А., 8(495) 784-75-05 2024-33125
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 июля 2024 г. N 077/06/106-9632/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2024