Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина, Членов Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, Cпециалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок О.А. Челновой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ООО "Техноимпорт": Сухачевой Е.В. (по доверенности N б/н от 17.09.2022); ФГБУ ФНКЦ ФМБА России: Марченко Т.А. (по доверенности N 1-240412 от 12.04.2024), Барановой О.А. (по доверенности N 1-240711 от 11.07.2024), Сидоровой М.А. (по доверенности N 2-230904 от 04.09.2023); рассмотрев жалобу ООО "Техноимпорт" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ ФНКЦ ФМБА России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия (Кровать медицинская электрическая функциональная) (Закупка N0373100037224000557) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-33085 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении аукциона. На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые посредством функционала Единой информационной системы.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе. Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, 2024-33085 3 документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссией Управления установлено, что согласно описанию объекта закупки, Заказчиком установлены требования к закупаемому товару "Кровать больничная" по КТРУ 32.50.50.190-00002314, в том числе:
- Высота ложа кровати в крайнем нижнем положении, мм.: 320 и
335;
- При обработке металлических частей кровати перед покраской должна быть применена дробеструйная технология, позволяющая увеличить износостойкость и прочность крашеной поверхности: Наличие;
- Привод регулировки Тренделенбург и антиТренделенбург пневматический бесступенчатый: Наличие;
- В торцевых частях каркаса кровати со стороны ножной секции должны быть предусмотрены отверстия для доступа персонала к рычагу пневмопружины регулировки Тренделенбург и антиТренделенбург, рычаги регулировки должны быть скрыты во избежание несанкционированного нажатия: Наличие;
- Длина колесного основания кровати мм.: 1310 и
1380. 1.
Согласно доводам жалобы характеристика "Высота ложа кровати в крайнем нижнем положении, мм.: 320 и
335" ограничивает конкуренцию участников закупки. По мнению Заявителя ГОСТ 30324.2.38-2012 "Изделия медицинские электрические" устанавливает требования к кроватям медицинским электрическим. Так, согласно ВВ.2.1.1 "Ложе, поддерживающее. Матрац" кровать в горизонтальной позиции должна иметь предел регулирования от 400 до 800 мм.
В соответствии с ч.1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. 2024-33085 4 На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Росздравнадзор зарегистрировал в установленном порядке медицинские кровати с указанным в описании объекта закупки значением высоты ложа кровати в крайнем нижнем положении (и даже с меньшим значением данного параметра), например: регистрационные удостоверения N ФСЗ 2008/02642 от 02.03.2020 г. "Кровать медицинская функциональная Enterprise с принадлежностями" и N РЗН 2017/6445 от 09.11.2017 г. "Кровать медицинская многофункциональная IMAGE 3 c принадлежностями", следовательно, Росздравнадзором разрешено к применению в медицинской практике на территории РФ медицинских кроватей с улучшенными по сравнению с указанными в ГОСТ 30324.2.38-2012, на который ссылается Заявитель, параметрами по данному показателю в целях повышения качества медицинского обслуживания граждан РФ. Комиссия Управления отмечает, что согласно описанию объекта закупки, Заказчиком не установлено требование о соответствии закупаемого товара требованиям ГОСТ. Кроме того, в ГОСТ 30324.2.38-2012, на который ссылается Заявитель в составе жалобы, раздел ВВ.2.1.1 включает в себя возможные испытания медицинских электрических кроватей, а не устанавливает обязательное применение значений характеристики регулирования горизонтального положения кровати от 400 до 800 мм.
Также Комиссия Управления отмечает, что при проведении закупок Заказчики описывают объекты закупок, руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки. Кроме того из совокупности положений Закона о контрактной системе следует, что установление требований к техническим, функциональным характеристикам товара, работ, услуг, а также иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг существующим потребностям, является прерогативой Заказчика. Комиссия Управления отмечает, что Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в описание объекта закупки требования к товару, которые являются для него значимыми, и, обязывающих Заказчика устанавливать в описании объекта закупки, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров. Так, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и 2024-33085 5 документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. Обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления, Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки и о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что вышеуказанный довод жалобы в части оспаривания вышеуказанной характеристики не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Также в составе жалобы Заявитель указывает, что в описании объекта закупки Заказчиком установлено неправомерное требование "При обработке металлических частей кровати перед покраской должна быть применена дробеструйная технология, позволяющая увеличить износостойкость и прочность крашеной поверхности" к закупаемым медицинским электрическим кроватям. На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что способ обработки металла перед окрашиванием каждый производитель выбирает сам.
Согласно ГОСТ 9.410-88 "Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия порошковые полимерные. Типовые технологические процессы" и ГОСТ 9.402-2004 "Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей к окрашиванию" устанавливаются требования к качеству окрашиваемой поверхности, а также содержатся рекомендации по технологическим процессам подготовки поверхности, позволяющим получать требуемое качество, а именно: Обработка основного покрываемого механическим, электрохимическим и/или химическим способом с целью улучшения адгезии лакокрасочного материала и коррозионных свойств окрашенной поверхности. Приоритетным видом подготовки является именно химический метод, а не механический. Для придания поверхности дополнительной коррозионной стойкости после очистки проводят специальную химическую подготовку поверхности: хроматирование, пассивирование.
В результате химической подготовки поверхности формируются неорганические неметаллические покрытия, повышающие адгезию и срок службы последующего лакокрасочного покрытия. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что оспариваемая Заявителем характеристика не о защите от коррозии и старения, а о прочности и долговечности лакокрасочного покрытия, наносимого на металлические части конструкции кровати. Дробеструйная обработка - широко применяемый в настоящее время эффективный способ механической обработки металла перед окрашиванием. Метод заключается в подаче на металл мелкой металлической дроби с высокой скоростью под действием сжатого воздуха. Главная цель обработки - улучшение качества подготовки поверхности изделий перед покраской, а именно очищение металла и улучшение его адгезивных 2024-33085 6 свойств поверхности: за счет мелкой шероховатости поверхности значительно улучшается сцепление лакокрасочного покрытия с металлом, что гарантирует прочность и долговечность покрытия, а также его стойкость к внешним воздействиям.
Также металлическая поверхность после воздействия дроби становится прочнее. Требование к данной обработке объясняется тем, что Заказчик планирует использовать приобретаемые больничные кровати в условиях активной внутрибольничной эксплуатации не менее 10 лет. Комиссия Управления отмечает, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения конкуренции. Законом о контрактной системе также не установлено, что производитель обязан проводить лабораторные испытания характеристик товаров, в связи с чем Заказчик обязывает потенциального поставщика проводить данные лабораторные испытания самостоятельно, что влечет за собой необоснованные расходы при исполнении контракта на поставку товара. Вместе с тем по мнению Комиссии Управления данное требование к способу обработки поверхности является избыточным, поскольку у Заказчика имеется возможность установить требование непосредственно к самому показателю прочности поверхности, отвечающей потребности Заказчика, тем самым обеспечив возможность участникам поставить соответствующую продукцию, не ограничивая круг участников закупки способом обработки продукции, выбираемого производителем по своему усмотрению.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о признании данного довода жалобы обоснованным и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена чю 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно доводам жалобы, установленное в описании объекта закупки требование "Привод регулировки Тренделенбург и антиТренделенбург пневматический бесступенчатый: Наличие" приводит к ограничению количества участников закупки. По мнению представителя Заявителя Заказчиком выбран КТРУ 32.50.50.190- 00002314 в описании которого отсутствует пневматический привод.
Также производитель товара решает сам каким образом будут реализованы функции кровати. ГОСТ 30324.2.38-2012 "Изделия медицинские электрические. Часть 2-38. Частные требования безопасности к кроватям медицинским 2024-33085 7 электрическим" не устанавливает требование к способу реализации регулировки Тренделенбург и антиТренделенбург. Комиссией Управления установлено, что позиция КТРУ 32.50.50.190- 00002314 "Кровать больничная", установленная в описании объекта закупки имеет следующие обязательные для применения характеристики: Грузоподъемность: 250 Килограмм; Тип: Четырехсекционная.
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п.10 Правил формирования КТРУ.
В соответствии с пп. "г" п.10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ. При этом в случае, если описание товара, работы, услуги в соответствии с п. 13 Правил формирования КТРУ не сформировано, то описание товара, работы, услуги в позицию каталога не включается и, соответственно, во вкладке "Описание товара, работы, услуги" позиции каталога в ЕИС не отражается.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил использования 2024-33085 8 КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе. На заседании Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в описании объекта закупки требование "Привод регулировки Тренделенбург и антиТренделенбург пневматический бесступенчатый: Наличие" имеет следующее обоснование: Для поддержки энергонезависимой мгновенной установки общего наклона плоскости ложа при экстренном состоянии пациента. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что для удобства и улучшения эргономики использования Заказчиком установлено требование к приводу основных функций кровати - электрический. В отличие от основных функций Тренделенбург и антиТренделенбург - экстренные регулировки ложа кровати (общий наклон плоскости ложа, соответственно, в сторону головы или ног пациента), использующиеся для купирования экстренных (в том числе критических) состояний пациента. Практически на всех больничных функциональных кроватях данные регулировки выделены красным цветом. В экстренном состоянии пациента положения Тренделенбург и антиТренделенбург необходимо задать незамедлительно, и обеспечить при этом его абсолютную надежность, в силу чего используется энергонезависимый привод установки данных положений. В данном случае установлено требования привода пневматического (при помощи газовых пружин) для обеспечения плавности перемещения ложа и снижения травматизма для пациента. Комиссия Управления отмечает, что ГОСТ 30324.2.38-2012 "Изделия медицинские электрические. Часть 2-38. Частные требования безопасности к кроватям медицинским электрическим", на который ссылается Заявитель в составе жалобы, не указан в описании объекта закупки, следовательно, не представляется возможным сделать вывод, что описание объекта закупки, в том числе, оспариваемая Заявителем характеристика, должны соответствовать требованиям данного стандарта.
Также Комиссия Управления отмечает, что при проведении закупок Заказчики описывают объекты закупок, руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки. Кроме того из совокупности положений Закона о контрактной системе следует, что установление требований к техническим, функциональным характеристикам товара, работ, услуг, а также иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг существующим потребностям, является прерогативой Заказчика. 2024-33085 9 Комиссия Управления отмечает, что Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в описание объекта закупки требования к товару, которые являются для него значимыми, и, обязывающих Заказчика устанавливать в описании объекта закупки, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров. Так, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе Заявителем в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления не представлено документов и сведений, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки и о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что вышеуказанный довод жалобы в части оспаривания вышеуказанной характеристики не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Согласно доводам жалобы в описании объекта закупки Заказчиком установлено неправомерное требование "В торцевых частях каркаса кровати со стороны ножной секции должны быть предусмотрены отверстия для доступа персонала к рычагу пневмопружины регулировки Тренделенбург и антиТренделенбург, рычаги регулировки должны быть скрыты во избежание несанкционированного нажатия". В обоснование своей позиции представитель Заявителя пояснил, что для данной функции на электрических кроватях установлена функции CPR и аккумуляторная батарея. Требования завышены. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что положения Тренделебург и антиТренделенбург используются в экстренных состояниях пациента и означают общий наклон ложа кровати. При этом кровь и жидкости внутренних полостей тела пациента приливают, соответственно, к голове и жизненно важным органам грудной клетки или, соответственно, к ногам пациента. Пульт управления данными кроватями может находиться в зоне доступа пациентом для установки им, если клинически допустимо, комфортных для себя положений. При этом ошибочная установка пациентом положений Тренделебург и антиТренделенбург может иметь крайне тяжелые последствия для его здоровья, в силу чего рукоятки данных регулировок должны быть расположены вне зоны досягаемости пациентом. Положения Тренделебург и антиТренделенбург вместе с экстренным 2024-33085 10 опусканием спинной секции должны устанавливаться мгновенно для осуществления CPR (Cardiopulmonary resuscitation, в переводе - СЛР (Сердечно- легочная реанимация)). В требованиях к настоящему объекту закупки данное достигается посредством пневмопривода при использовании газовых пружин. Причем в рамках настоящего описания объекта закупки данные положения можно установить и при отсутствии электропитания кровати (в случае транспортировки пациента, при проблемах с общей подачей электричества, а также при поломке или пульта управления, или самой кровати). Доказательств обратного представителем Заявителя не представлено.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что вышеуказанный довод жалобы в части оспаривания вышеуказанной характеристики не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Согласно доводам жалобы в описании объекта закупки Заказчиком установлено неправомерное требование "Длина колесного основания кровати: 1310 и
1380 мм.". По мнению представителя Заявителя длина основания кровати 1620 мм обеспечивает более стабильный конструктив. Размеры элементов кровати каждый производитель определяет сам, при этом документов и клинических испытаний подтверждающих, что требуемые Заказчиком размеры более удобные, отсутствуют. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что больничные кровати подлежат использованию Заказчиком в медицинском учреждении, что предполагает практически постоянный тесный контакт с пациентом и необходимость соблюдения особенно строгих требований по очистке больничных палат. Более короткое основание кровати позволяет:
- ближе подойти к пациенту и снизить нагрузку на руки и поясницу медицинского персонала при осуществлении медицинских и гигиенических процедур по уходу за пациентом;
- снизить трудозатраты на мытье пола под кроватью за счет снижения площади ее основания;
- ближе без помех подойти к верхней части тела пациента при снятии головного торца кровати для осуществления мероприятий в рамках СЛР (Сердечно-легочной реанимации). Комиссия Управления отмечает, что при проведении закупок Заказчики описывают объекты закупок, руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки. Кроме того из совокупности положений Закона о контрактной системе следует, что установление требований к техническим, функциональным характеристикам товара, работ, услуг, а также иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг существующим потребностям, является прерогативой Заказчика. Комиссия Управления отмечает, что Закон о контрактной системе не содержит 2024-33085 11 норм, ограничивающих право Заказчика включать в описание объекта закупки требования к товару, которые являются для него значимыми, и, обязывающих Заказчика устанавливать в описании объекта закупки, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров. Так, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе Заявителем в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления не представлено документов и сведений, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки и о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что вышеуказанный довод жалобы в части оспаривания вышеуказанной характеристики не нашел своего подтверждения и является необоснованным. 2.
Согласно доводам жалобы описанию объекта закупки соответствуют два товара: Кровать медицинская функциональная модульной конструкции Carena с принадлежностями. Страна происхождения товара: Финляндия, "Lojer Oy"; Кровать медицинская функциональная КФ-210-ЭСВ. .
Страна происхождения товара: РФ, ООО "Ставро-Мед". Вместе с тем по мнению Заявителя кровати производителя "Lojer Oy" невозможно поставлять на территории РФ. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что им направлен запрос (Nоз/44/66 от 10.07.2024) ООО "КонверсМедПроект" дистрибьютору фирмы производителя "Лойер Ой" о возможности поставки на территорию Российской Федерации Вашей организацией продукцию фирмы производителя "Лойер Ой", страна происхождения Финляндия, кровати функциональные ScanAfia, регистрационный номер медицинского изделия: РЗН 2017/6662 от 29.12.2017 г.
Согласно ответу (Nб/н от 10.07.2024) ООО "КонверсМедПроект" товар "Кровать медицинская электрическая функциональная модульной конструкции ScanAfia серии X в вариантах исполнения, с принадлежностями", производитель "Лойер Ой", Финляндия, РУ РЗН 2017/6662 от 29.12.2017 г., поставляется нашей организацией на территорию РФ без ограничений. Кроме того, в обоснование своей позиции на заседании Комиссии Управления представителем Заказчика представлены коммерческие предложения от ООО "МАКРОАКТИВ" и ООО "МИЛЛЕНИУМ КЭПИТАЛ" на поставку кровати медицинская функциональная модульной конструкции Carena с 2024-33085 12 принадлежностями.
Также Комиссия Управления отмечает, что данные обстоятельства не свидетельствуют о том, что участниками закупки невозможно предложить данный товар к поставке, поскольку не отменяют факта закупки такого товара ранее и наличия его на складах поставщиков.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе на заседании в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки и о нарушении Заказчиком норм законодательства о контрактной системе, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе. Кроме того, Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что установленные требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что вышеуказанный довод жалобы в части оспаривания вышеуказанной характеристики не нашел своего подтверждения и является необоснованным. 3.
Заявитель обжалует неправомерное неустановление в составе извещения данной закупочной процедуры ограничений в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление N 102).
Согласно п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при 2024-33085 13 выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Абз.2 п.1 Постановления N102 установлен перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень): перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1); перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2).
Согласно примечанию к Перечню N1 и N 2 при применении данного Перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), так и наименованием вида медицинского изделия. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в Перечень N 1 к Постановлению Правительства РФ N 102 включено наименование вида медицинского изделия - "Кровати медицинские функциональные", с указанием кода ОКПД2 32.50.30.110, однако в данной закупочной процедуре Заказчиком установлена позиция КТРУ 32.50.50.190-00002314, которая включает в себя ОКПД2 32.50.50.190, содержащийся в извещении. При этом согласно письму Минфина России от 21.07.2020 N 24-03-07/63389, Постановление Правительства РФ N 102 применяется при наличии совпадения кода ОКПД2 и наименования вида закупаемого медицинского изделия с указанными в Перечне. Комиссией Управления установлен, что в описании объекта закупки для закупаемого товара "Кровать больничная" Заказчиком установлена позиция КТРУ 32.50.50.190-00002314 "Кровать больничная". Вместе с тем согласно справочной информации позиция КТРУ 32.50.50.190- 00002314 соответствует также как позиции ОКПД2 32.50.30.119: "Мебель медицинская прочая, включая хирургическую, стоматологическую или 2024-33085 14 ветеринарную, и ее части" так и позиции ОКПД2 32.50.30.110: "Мебель медицинская, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, и ее части". При этом ОКПД2 32.50.30.110 "Кровати медицинские функциональные" включен в Перечень N 1, утвержденный Постановлением N 102.
Так, с учетом вышеизложенной позиции Заказчиком установлены требования в описании объекта закупки к товару, включенного в перечень N1 к Постановлению N102. При этом согласно извещению закупки Заказчиком не установлены ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств в соответствии с постановлением N102.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают ч. 3 ст. 14, п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-33085 15
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Техноимпорт" на действия ФГБУ ФНКЦ ФМБА России обоснованной в части неправомерного описания объекта закупки, неустановления ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств.
2.Признать в действиях Заказчика нарушения п.1 ч.1 ст.33, ч. 3 ст. 14, п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ. Председательствующий С.И. Казарин Члены комиссии: М.О. Мацнева О.А. Челнова Исп.Мацнева М.О. тел.8(495)784-75-05 2024-33085
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 июля 2024 г. N 077/06/106-9603/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2024