Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.Д. Мартьяновой, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.И. Рахматуллаева, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: Тендерного комитета: А.А. Арзуманян (по доверенности N 77-13-1/24-2 от 09.01.2024), МосГИК: А.Н. Щемерова (по доверенности N 9/24 от 15.07.2024), ГКУ "МГПСС": Я.В. Карцева (по доверенности N 02-10-И-1248/24 2024-32867 2 от 15.07.2024), И.Л. Кунец (по доверенности N 02-10-И-1247/24 от 15.07.2024), ООО "ТД "Политон-Тех": Т.Г. Доценко (по доверенностям N 1 от 12.07.2024), рассмотрев жалобу ООО "ТД "Политон-Тех" (далее - Заявитель) на действия государственных заказчиков (далее - Заказчики) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходных материалов и комплектующих для принтеров и МФУ (СЗ-К-03-24) (Закупка N 0173200001424001018) (далее - аукцион, электронный аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчиков при проведении вышеуказанного электронного аукциона. На заседание Комиссии Управления Заказчиками представлены документы и сведения, запрашиваемые посредством функционала единой информационной системы.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее. Заявитель обжалует действия Заказчиков, выразившиеся в утверждении извещения об осуществлении закупки в нарушение Закона о контрактной системе. 1.
В составе жалобы Заявитель указывает, что при формировании извещения указан неверный код по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2), а именно код ОКПД2 20.59.12.120, поскольку, по мнению Заявителя, закупаемым товарам соответствует код ОКПД2 - 26.20.40.120 "Элементы замены типовые устройств ввода и вывода".
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, 2024-32867 3 должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссией Управления установлено, что согласно описанию объекта закупки закупаются товары, описанные в извещении по позиции КТРУ 20.59.12.120- 00000002 "Картридж для электрографических печатающих устройств", для описания которых также отражён код ОКПД2 20.59.12.120 "Составы химические, используемые в фотографии, не включенные в другие группировки". Вместе с тем Комиссией Управления также установлено, что в разделе 3 Информационной карты по проведению аукциона в электронной форме для закупаемых товаров выбрана позиция КТРУ 20.59.12.120-00000002 "Картридж для электрографических печатающих устройств", код ОКПД2 26.20.40.190 "Комплектующие и запасные части для вычислительных машин, принтеров и многофункциональных печатающих устройств прочие, не включенные в другие группировки".
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении 2024-32867 4 закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе. Абз.4 п.2 Постановления N878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень). Комиссией Управления установлено, что указанный в информации об объекте закупки код ОКПД2 20.59.12.120 "Составы химические, используемые в фотографии, не включенные в другие группировки" не входит в Перечень, установленный положениями Постановления N878, при этом код ОКПД2 26.20.40.190 "Комплектующие и запасные части для вычислительных машин, принтеров и многофункциональных печатающих устройств прочие, не включенные в другие группировки" указанный Заказчиком в Информационной карте по проведению аукциона в электронной форме в указанный Перечень включен.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представители Заказчиков пояснили, что при закупке товаров "Картридж для электрографических печатающих устройств" выбран верный код ОКПД2, что подтверждается сведениями из Информационной карты по проведению электронного аукциона ч.3 раздела I "Информация об объекте закупки", при этом в извещении о проведении электронного аукциона указано на соответствие закупаемых товаров позиции КТРУ - 20.59.12.120-00000002 "Картридж для электрографических печатающих устройств", ввиду чего Заказчиком правомерно установлены ограничения по Постановлению N878. Между тем в ходе заседания Комиссией Управления также установлено следующее.
В силу п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством 2024-32867 5 Российской Федерации.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп."б" - "г" и "е" - "з" п.10 Правил формирования КТРУ.
Согласно п.10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается следующая информация:
а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с п.12 Правил формирования КТРУ;
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ;
д) справочная информация:
- коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);
- информация о типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
и) дополнительная информация в соответствии с п.19 Правил формирования КТРУ. Комиссией Управления установлено, что в позиции КТРУ 20.59.12.120- 00000002 "Картридж для электрографических печатающих устройств" присутствует указание на следующие коды ОКПД2, соответствующие данной позиции КТРУ:
- 26.20.40.120 "Элементы замены типовые устройств ввода и вывода";
- 20.59.12.120 "Составы химические, используемые в фотографии, не включенные в другие группировки";
- 26.20.40.190 "Комплектующие и запасные части для вычислительных машин прочие, не включенные в другие группировки";
- 28.99.40.110 "Комплектующие (запасные части) печатного оборудования, не имеющие самостоятельных группировок";
- 28.23.25.000 "Части и принадлежности прочих офисных машин".
Также Комиссией Управления установлено, что в ОКПД2 присутствует следующее детализирующее пояснение кода ОКПД2 26.20.40.120 "Элементы 2024-32867 6 замены типовые устройств ввода и вывода": Эта группировка в том числе включает:
- емкости с тонером и тонерные отсеки для лазерных и светодиодных принтеров и многофункциональных печатающих устройств;
- фотопроводниковые блоки формирования изображения и блоки переноса (барабаны, ленты) для лазерных и светодиодных принтеров и многофункциональных печатающих устройств;
- картриджи однокомпонентные (в одном корпусе совмещен блок фотобарабана и тонерный отсек);
- емкости с магнитным носителем порошка (девелопер) для лазерных и светодиодных принтеров и многофункциональных печатающих устройств;
- емкости с чернилами для струйных, каплеструйных и твердочернильных принтеров и многофункциональных печатающих устройств, красящие ленты для матричных и литерных принтеров;
- картриджи для струйных и каплеструйных принтеров и многофункциональных печатающих устройств;
- средства очистки системы печати для струйных, каплеструйных и твердочернильных принтеров и многофункциональных печатающих устройств, блоки сбора отработанного тонера для лазерных и светодиодных принтеров и многофункциональных печатающих устройств;
- картриджи и прочие расходные материалы для сублимационных принтеров. Комиссия Управления отмечает, что при формировании описания объекта закупки, в частности при выборе кода ОКПД2, Заказчику надлежит руководствоваться, в том числе, детализированными пояснениями ОКПД2.
Согласно доводам жалобы, закупаемым товарам "Картридж для электрографических печатающих устройств" наиболее соответствует код ОКПД2 26.20.40.120, так как детализирующее описание такого кода ОКПД2 соответствует закупаемому товару, в то время как код ОКПД2 20.59.12.120, установленный в извещении, не содержит детализирующего описания.
Таким образом, ОКПД2 20.59.12.120 отражён в извещении неправомерно, так как при наличии наиболее соответствующего кода ОКПД2 26.20.40.120, содержащего детализирующее описание товара, закупаемого в рамках конкурентной процедуры, надлежит использовать именно такой код ОКПД2.
При этом, пояснений и доказательств того обстоятельства, что код ОКПД2 26.20.40.120 не применим для закупаемых товаров представителями Заказчиков не представлено.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Также в составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком в составе 2024-32867 7 извещения неправомерно установлено требование о поставке исключительно оригинальных товаров, без возможности поставки эквивалентной продукции.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссией Управления установлено, что, согласно описанию объекта закупки, Заказчиком установлены в том числе требования, например, по п.1 "Картридж для электрографических печатающих устройств": "Товарный знак производителя оргтехники: Xerox", "Требование оригинальности комплектующего изделия/ расходного материала: Оригинальный(ая)". На заседании Комиссии Управления представители Заказчиков пояснили, что производителем оборудования, для которого закупается товар, определено, что использование неоригинальных запчастей и расходных материалов сокращает срок службы оборудования. Техническая документация на технику содержит положения о необходимости использования оригинальных картриджей: "Чтобы обеспечить высокое качество печати, рекомендуется использовать только оригинальные тонер- картриджи Brother", "Компания HP не рекомендует использовать расходные материалы сторонних производителей - ни новые, ни повторно заправленные", "Компания Hewlett-Packard не может рекомендовать использование картриджей с тонером производства не HP - ни новых, ни переработанных.", "В аппарате предусмотрен один модуль, заменяемый пользователем - принт-картридж. Для заказа заменяемых блоков или расходных материалов Xerox обращайтесь в местное представительство или к авторизованным дилерам Xerox".
Также требование поставки оригинальной продукции направлено на поддержание в рабочем состоянии оборудования, поставленного в рамках государственных контрактов на поставку периферийной техники для органов исполнительной власти города Москвы, Заказчиком по которому выступал 2024-32867 8 Департамент информационных технологий города Москвы (от 26.08.2019 N ГК 6401/19-3270 (реестровый N 2771087800019000134), от 26.08.2019 N ГК 6401/19- 3269 (реестровый N 2771087800019000136), а также на его гарантийное обслуживание в течение гарантийного срока, так, на основании п. 6.1 Технического задания гарантийный срок на поставляемый товар должен составлять не менее 5 (пяти) лет с даты поставки товара. На заседании Комиссии Управления представители Заказчиков также представили выдержки из информационных писем производителей оборудования, так, например, согласно информационному письму от ООО "ЗЕТ" (исх. N 8633121-КА/8734 от 09.10.2023) принтеры Hewlett-Packard (далее - НР) предназначены для работы только с теми картриджами, которые оснащены новой или повторно используемой микросхемой НР. В устройствах используются средства обеспечения динамической безопасности для блокировки картриджей с микросхемами сторонних производителей. Использование подлинных расходных материалов НР гарантирует доступность всех функций системы печати НР. Картриджи и другие товары из нашего каталога рассчитаны на решение задач любой сложности. Одно из главных достоинств продукции бренда - неизменно высокое качество, подтвержденное многочисленными положительными отзывами. Все изделия проходят строгую проверку на соответствие установленным стандартам качества и безопасности. В свою очередь, Комиссией Управления установлено, что в технической документации производителей указано исключительно на рекомендации к использованию оригинальных расходных материалов без указания на запрет использования расходных материалов иных производителей, при этом письма производителей, на которые также ссылаются Заказчики не являются частью технической документации, ввиду чего не могут являться надлежащим обоснованием установления требования об оригинальности. Кроме того, Комиссия Управления также отмечает, что Заказчиками на заседании Комиссии Управления не представлено каких-либо документов и сведений, подтверждающих, что гарантия/гарантийное обслуживание имеющегося у Заказчиков оборудования не будет предоставляться при использовании не оригинальных картриджей, условия такого обслуживания, что не позволяет Комиссии Управления прийти к выводу о том, что в данном случае Заказчики обязаны использовать исключительно оригинальные картриджи. Исходя из вышеизложенного, при наличии имеющихся документов и сведений Комиссия Управления приходит к выводу, что оспариваемые положения извещений, ограничивающие возможность поставки эквивалентных, совместимых расходных материалов, установлены Заказчиком неправомерно.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчика п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 2024-32867 9 Исследовав представленные материалы, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ТД "Политон-Тех" на действия государственных заказчиков обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Д.С. Грешнева Члены комиссии: Е.Д. Мартьянова А.И. Рахматуллаев Исп.Мартьянова Е.Д. тел.(495) 784-75-05 2024-32867
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 июля 2024 г. N 077/06/106-9555/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2024