На основании требований пп."б" п.2 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проведена внеплановая проверка соблюдения ФГБУ "НМИЦ ТО им. Н.Н. Приорова" Минздрава России законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего: заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Члены Комиссии: Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.Д. Мартьяновой, внеплановая проверка проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ООО ЧОП "Ассгард": Кулакова Н.О. (генеральный директор), ФГБУ "НМИЦ ТО им. Н.Н. Приорова" Минздрава России: Изотовой С.Г. (дов.N22 от 11.03.2024), 2024-33232 2 ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО: В Московское УФАС России поступила жалоба ООО "ЧОП "Ассгард" (реестровый номер жалобы 202400132489012145) на действия ФГБУ "НМИЦ ТО им. Н.Н. Приорова" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению охраны на объектах медицинских организаций с круглосуточным пребыванием пациентов (Закупка N 0373100068324000438) (далее - конкурс).
Согласно ч.6 ст.105 Закона о контрактной системе участник закупки вправе отозвать с использованием единой информационной системы поданную им жалобу до даты ее рассмотрения по существу контрольным органом в сфере закупок путем формирования и размещения в реестре, предусмотренном ч.21 ст.99 Закона о контрактной системе, информации об отзыве жалобы, которая размещается в таком реестре автоматически. В этом случае жалоба контрольным органом в сфере закупок по существу не рассматривается. При этом такой участник закупки не вправе повторно подать жалобу на те же действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные при осуществлении закупки, в отношении которой поданная жалоба отозвана. Комиссией Управления установлено, что указанная жалоба отозвана подателем жалобы посредством Единой информационной системы, в соответствии с положениями ст.105 Закона о контрактной системе. Вместе с этим письмом ФАС России от 11.10.2023 N МШ/83640/23 установлено, что в случае если в жалобе содержатся указания на действия (бездействия) Заказчика, содержащие признаки нарушения законодательства об осуществлении закупок ФАС России (территориальный орган) обязан провести внеплановую проверку.
На основании вышеизложенного Комиссией Управления была проведена внеплановая проверка действий Заказчика по доводам, изложенным в составе жалобы ООО "ЧОП "Ассгард". На заседании Комиссии Управления Заказчиком не представлены в полном объеме документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, а именно, Заказчиком не представлены следующие документы: приказ (иной акт) со всеми изменениями о создании Комиссии, действующей при проведении закупки; положение (иной акт), устанавливающий полномочия и обязанности членов Комиссии, действующей при проведении закупки; сведения о членах Комиссии, действующей при проведении закупки (паспортные данные); положение (иной акт), устанавливающий полномочия и обязанности должностного лица, разместившего извещение, сведения об указанном должностном лице, а именно - приказ о назначении на должность, должностной регламент, служебный контракт (трудовой договор), ввиду чего, в действиях Заказчика усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 2024-33232 3 В составе жалобы ООО "ЧОП "Ассгард" (далее - Заявитель) указывает на установление Заказчиком неправомерного порядка оценки заявок участников закупки по показателю "Наличие у участников закупки опыта оказания услуг, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки". Так, согласно доводам жалобы, объектом закупки являются услуги по обеспечению охраны объектов Заказчика, однако положения порядка оценки сформированы без учета п.35 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) утвержденного абз.1 п.1 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2604).
В силу п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. Комиссией Управления установлено, что, согласно извещению об осуществлении закупки, объектом закупки является оказание услуг по обеспечению охраны на объектах медицинских организаций с круглосуточным пребыванием пациентов. Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.4 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе. 2024-33232 4 Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Согласно абз.1 п.2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с п.24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п.25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п.24 Положения, применяются детализирующие показатели.
Согласно пп."а" п.28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" п.24 Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Согласно пп."в" п.28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" п.24 Положения, документом, предусмотренным приложением N1 к Положению (далее - Порядок оценки):
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров); 2024-33232 5 - может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). П.35 Положения определено, что при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий):
а) подлежит обязательному применению показатель оценки, предусмотренный пп."в" пункта 24 Положения. Величина значимости такого показателя должна составлять не менее 60 процентов суммы величин значимости всех применяемых показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному пп."г" п.3 Положения;
б) Порядком оценки в отношении показателя оценки, предусмотренного пп."в" п.24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) . Комиссией Управления определено, что Заказчиком установлен в том числе следующий порядок оценки заявок по показателю "Наличие у участников закупки опыта оказания услуг, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки":
- по детализирующему показателю "Показатель оценки, детализирующий показатель оценки N 1 "Общая цена исполненных участником закупки контрактов/договоров": Предметом контракта/договора, оцениваемого по показателю, является оказание услуг исключительно предусматривающих оказание услуг по обеспечению охраны объектов ( территорий) медицинских организаций с круглосуточным пребыванием пациентов . Оценивается общая (суммарная) стоимость, исполненных участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа), гражданско-правовых договоров, в том числе контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ и (или) Федеральным законом N 223-ФЗ.
К оценке принимаются, исключительно, исполненный(-ые) договор(-ы)/контракт (-ы), при исполнении которого(-ых) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Перечень документов, предоставляемых участником закупки в составе заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, подтверждающих наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:
- исполненный контракт(-ы) (договор(-ы)) предусматривающий оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий); 2024-33232 6 - акт(-ы) приемки (сдачи/приемки) оказанных услуг, составленный(-ые) при исполнении такого контракта (договора). Последний акт приемки (сдачи-приемки) оказанных услуг, составленный при исполнении контракта (договора), должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. К оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. Рекомендуемая форма "Сведения о наличии у участника закупки опыта оказания услуг, связанного с предметом контракта" приведена в приложении N 1 к порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. Оценке не подлежат контракты и/или договоры, исполнение по которым продолжается (контракты и/или договора являются незавершенными). Заказчик вправе запросить у соответствующих органов и организаций информацию об исполнении участником закупки контракта/договора, а также исполнение контракта/договора в соответствии с условиями (в том числе условия по сроку оказания услуги, объему оказания услуги, предусмотренным таким контрактом/договором.
- по детализирующему показателю "Показатель оценки, детализирующий показатель оценки N 2 "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров":Предметом договора, оцениваемого по показателю, является оказание услуг исключительно предусматривающих оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) медицинских организаций с круглосуточным пребыванием пациентов . Оценивается наибольшая (максимальная) стоимость одного, исполненного участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа), гражданско-правового договора, в том числе контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ и (или) Федеральным законом N 223-ФЗ.
К оценке принимаются, исключительно, исполненный(-ые) договор(-ы)/контракт (-ы), при исполнении которого(-ых) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Перечень документов, предоставляемых участником закупки в составе заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, подтверждающих наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:
- исполненный контракт(-ы) (договор(-ы)) предусматривающий оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) медицинских организаций с круглосуточным пребыванием пациентов;
- акт(-ы) приемки (сдачи/приемки) оказанных услуг, составленный(-ые) при исполнении такого контракта (договора). 2024-33232 7 Последний акт приемки (сдачи-приемки) оказанных услуг, составленный при исполнении контракта (договора), должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. К оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов".
Согласно ч.28 ст.99 Закона о контрактной системе субъекты контроля обязаны представлять в контрольный орган в сфере закупок и органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по требованию таких органов документы, объяснения в письменной форме, информацию о закупках (в том числе сведения о закупках, составляющие государственную тайну), а также давать в устной форме объяснения. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при формировании спорных положений порядка оценки Заказчик руководствовался нормами п.28 Положения, а также потребностью учреждения в выявлении лучших условий исполнения контракта. Комиссия Управления отмечает, что п.28 Положения предусмотрены общие условия формирования порядка оценки, в то время как главой VI Положения установлены особенности оценки заявок при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, которые образуют дополнительные требования к порядку оценки при осуществлении конкурентной процедуры в отношении конкретных видов работ или услуг. В частности п.35 Положения определены дополнительные требования к порядку оценки при осуществлении конкурентной процедуры, по результатам проведения которой заключается контракт на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий), в том числе указано, что в порядке оценки в отношении показателя оценки, предусмотренного пп."в" п.24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий), при этом конкретизация вида объекта и иные условия возможного к предоставлению опыта не установлены. Кроме того Комиссия Управления отмечает, что п.28 Положения указано на необходимость указания предмета договора (контракта), сопоставимого с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не аналогичного контракту, заключаемому по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Исходя из вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что порядок оценки сформирован Заказчиком в нарушение требований п.35 Положения, так как Заказчиком установлены избыточные и не предусмотренные п.35 Положения требования к принимаемым к оценки договорам (контрактам).
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.8 ст.32, п.4 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, что 2024-33232 8 также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок ФГБУ "НМИЦ ТО им. Н.Н. Приорова" Минздрава России нарушение ч.8 ст.32, п.4 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий: Д.С. Грешнева Члены комиссии: А.А. Матюшенко Е.Д. Мартьянова Исп. Матюшенко А.А., 8(495) 784-75-05 2024-33232
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 июля 2024 г. N 077/06/106-9657/2024 (ключевые темы: участники закупок - товар. работа. услуга. - внеплановая проверка - оказание услуг - медицинские организации)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2024