На основании требований пп."б" п.2 ч.3 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с п.2 письма ФАС России от 19.10.2018 NИА/84476/18 проведена внеплановая проверка действий ГБУЗ "ГП N 5 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на поставку неврологических молотков в рамках проекта "Новый Московский стандарт поликлиник" для оснащения ГБУЗ "ГП N 5 ДЗМ" после капитального ремонта в 2024 г. (ОМС+ внебюджет) и наборов общехирургических в рамках программы города Москвы "Новый Московский стандарт поликлиник" после капитального ремонта (ОМС) в 2024 г. (Закупки NN 0373200172424000096, 0373200172424000098) (далее - аукционы, закупочная процедура) по доводам, изложенным в жалобах ИП Сергеева Е.С.
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина, Членов Комиссии: Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, 2024-33439 2 внеплановая проверка проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителя: ГБУЗ "ГП N 5 ДЗМ": Черешнева А. В. (по доверенности Nб/н от 01.03.2024), в отсутствие представителей ИП Сергеева Е. С., о времени и порядке заседания Комиссии уведомленных посредством функционала Единой информационной системы, По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссия Управления
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы ИП Сергеева Е. С. (вх. NN 43752-ЭП/24, 43751-ЭП/24 от 11.07.2024) на действия ГБУЗ "ГП N 5 ДЗМ" при проведении вышеуказанных закупочных процедур.
Согласно ч.6 ст.105 Закона о контрактной системе участник закупки вправе отозвать с использованием единой информационной системы поданную им жалобу до даты ее рассмотрения по существу контрольным органом в сфере закупок путем формирования и размещения в реестре, предусмотренном ч.21 ст.99 Закона о контрактной системе, информации об отзыве жалобы, которая размещается в таком реестре автоматически. В этом случае жалоба контрольным органом в сфере закупок по существу не рассматривается. При этом такой участник закупки не вправе повторно подать жалобу на те же действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные при осуществлении закупки, в отношении которой поданная жалоба отозвана. Вместе с этим Комиссией Управления было установлено, что вышеуказанные жалобы, в соответствии с ч.6 ст.105 Закона о контрактной системе, была отозвана Заявителем посредством функционала Единой информационной системы. Вместе с этим письмом ФАС России от 11.10.2023 N МШ/83640/23 установлено, что в случае если в жалобе содержатся указания на действия (бездействия) Заказчика, содержащие признаки нарушения законодательства об осуществлении закупок ФАС России (территориальный орган) обязан провести внеплановую проверку.
На основании вышеизложенного Комиссией Управления была проведена внеплановая проверка действий Заказчика, по доводам, изложенным в составе жалоб Заявителя. В составе жалоб ИП Сергеева Е. С. указывает, что Заказчиком неправомерно установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, согласно постановлению Правительства от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - постановление N 616). 2024-33439 3 Согласно п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. П.1 постановления N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - Перечень). Комиссией Управления установлено, что согласно извещению о проведении электронного аукциона от 03.07.2024 N0373200172424000096 объектом закупки является поставка неврологических молотков в рамках проекта "Новый Московский стандарт поликлиник" для оснащения ГБУЗ "ГП N 5 ДЗМ" после капитального ремонта в 2024 г. (ОМС+ внебюджет) по позиции КТРУ 32.50.13.190-00008334 "Молоток неврологический перкуссионный, ручной", включающей код ОКПД2 32.50.13.190 "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки".
Согласно извещению о проведении электронного аукциона от 04.07.2024 N0373200172424000098 объектом закупки является наборов общехирургических в рамках программы города Москвы "Новый Московский стандарт поликлиник" 2024-33439 4 после капитального ремонта (ОМС) в 2024 г., по позиции ОКПД2 32.50.13.190 "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки". При этом Комиссия Управления отмечает, что код ОКПД2 2 32.50.13.190, установленный при описании объекта закупок Заказчиком, не соответствует сведениям перечня промышленных товаров, предусмотренный постановлением N 616, так как позиция ОКПД2 2 32.50.13.190 включена в п. 147 "Пробирки вакуумные для взятия образцов крови ИВД, соответствующие кодам вида медицинского изделия" перечня, следовательно, у Заказчика не имелось оснований для установления в извещениях об осуществлении закупок запрета, предусмотренного постановлением N 616, в отношении неврологических молотков и наборов общехирургических.
Согласно ч. 28 ст. 99 Закона о контрактной системе субъекты контроля обязаны представлять в контрольный орган в сфере закупок и органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по требованию таких органов документы, объяснения в письменной форме, информацию о закупках (в том числе сведения о закупках, составляющие государственную тайну), а также давать в устной форме объяснения. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалоб и пояснил, что установление запрета, предусмотренного постановлением N 616, является следствием технической ошибки.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений ч. 3 ст. 14, п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, что также содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 2.
Также Комиссия Управления отмечает, что в рамках закупочной процедуры N 0373200172424000096 Заказчиком в составе структурированной формы извещения установлено, в том числе, следующее описание объекта закупки для закупаемого товара "Молоток неврологический перкуссионный, ручной": Резьба на головке молоточка: Да. При этом в Техническом задании, размещенном в составе извещения, для закупаемого товара "Молоток неврологический перкуссионный, ручной" установлена, в том числе, характеристика: Резьба на головке молоточка - нет. Так, Комиссия Управления отмечает, что описание характеристики "Резьба на головке молоточка" закупаемого товара не идентична в составе структурированной формы извещения и Технического задания, что не позволяет определить точную потребность Заказчика к закупаемым товарам, а также корректно сформировать свое предложение на поставку данного товара. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о признании данного довода жалобы обоснованным и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава 2024-33439 5 административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Комиссия Управления отмечает, что Заказчики формируют структурированное описание объекта закупки в Единой информационной системе (подп. "б" п. 8 постановления Правительства от 31.10.2022 N 1946).
Так, согласно структурированной формы извещения о проведении электронного аукциона от 03.07.2024 N0373200172424000096 Заказчиком установлены требования к закупаемому товару "Молоток неврологический перкуссионный, ручной" по КТРУ 32.50.13.190-00008334: Кисточка: Да; Игла: Да; Рукоятка: Нержавеющая сталь; Резьба на головке молоточкаДа. При этом в составе Технического задания Заказчиком для вышеуказанного товара установлены следующие характеристики: Молоточек неврологический с иглой и кисточкой предназначен для оценки состояния рефлексов, диагностики нервной проводимости и чувствительности кожи, ее рефлексов у взрослых и детей. Состоит из рукоятки и двусторонней головки с прорезиненными рабочими концами. Рабочие концы молоточка выполнены из высококачественной резины, с 2-х сторон - большего и малого размеров. Рукоятка изготовлена из стали с хромированным покрытием и оснащена наконечниками с иглой и кисточкой. Стальная игла расположена сверху, кисточка - на нижнем конце молоточка, необходимы для проверки чувствительности кожи пациента. Надежный и прочный инструмент для удобного проведения неврологического обследования. Длина, не менее 180 мм Вес, не более, 0,11 кг Тип многоразовый. Область применения неврология, рефлексотерапия. Материал - металл, резина. Игла - есть. Кисточка - есть. Резьба на головке молоточка - нет. Кроме того Комиссия Управления отмечает, что в составе извещения о проведении электронного аукциона от 04.07.2024 N0373200172424000098 Заказчиком установлено следующее описание объекта закупки: "Набор хирургических инструментов для урологии" по ОКПД2 32.50.13.190.
При этом в составе Технического задания вышеуказанный закупаемый товар включает в себя характеристики, в том числе: 1.1 Ножницы хирургические общего назначения, многоразового использования Ножницы тупоконечные вертикально-изогнутые: соответствие; 2024-33439 6 Хирургические тупоконечные ножницы - медицинский инструмент, используемый для рассечения мягких тканей, хрящей и рёбер, а также полых органов: соответствие; Лезвия армированы твердым сплавом карбидом вольфрама для упрочнения: соответствие; Общая длина, мм1803 мм.; Ручки кольцевые: соответствие; Изделие изготовлено из нержавеющей стали высокого качества с антибликовой обработкой: соответствие; устойчиво к многократной стерилизации, воздействию биологических жидкостей и лекарственных препаратов: соответствие; Имеется индивидуальная упаковка с маркировкой производителя о наименовании изделия, сроке годности, годе выпуска, наименовании производителя и регистрационном удостоверении: соответствие. Комиссия Управления отмечает, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные не патентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп."а" п.2 Правила использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);
- документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке); 2024-33439 7 - контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп."б" - "г" и "е" - "з" п.10 Правил формирования КТРУ. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п.5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, установленных пп. "а", "б" п.5 Правил использования КТРУ.
Согласно п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч.1 ст.42, п.1 ч.1 ст.75 Закона о контрактной системе соответственно. Вместе с этим Комиссией Управления, в нарушение п.7 Правил использования КТРУ, в составе структурированной формы Извещений, размещенной в соответствии ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, требования к характеристикам товара, указанные в составе Технических заданий, не указаны, что может привести к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.5 ч.1 ст.42, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-33439 8
Р Е Ш И Л А:
1.Признать в действиях ГБУЗ "ГП N 5 ДЗМ" нарушение ч. 3 ст. 14, п.15 ч.1 ст.42, п.5 ч.1 ст.42, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на поставку неврологических молотков в рамках проекта "Новый Московский стандарт поликлиник" для оснащения ГБУЗ "ГП N 5 ДЗМ" после капитального ремонта в 2024 г. (ОМС+ внебюджет) и наборов общехирургических в рамках программы города Москвы "Новый Московский стандарт поликлиник" после капитального ремонта (ОМС) в 2024 г. (Закупки NN 0373200172424000096, 0373200172424000098).
2.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
3.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий С.И. Казарин Члены комиссии: А.А. Кутейников М.О. Мацнева Исп.Мацнева М.О. тел.8(495)784-75-05 2024-33439
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 июля 2024 г. N 077/06/106-9370/2024 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - ктру - государственные и муниципальные нужды - характеристика - внеплановая проверка)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2024