рассмотрев материалы дела N7-3/449 по обращению заказчика - Администрация Бикинского муниципального района Хабаровского края о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Кавказ Спец-изыскания" (ИНН 2365021927 / КПП 236501001), директоре/учредителе общества - Коненкин Максим Михайлович (ИНН 236502889300) в связи с односторонним отказом от контракта N0122300021424000006 163195 от 16.04.2024 на оказание услуг в области кадастровой деятельности и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участника осуществления закупки ООО "Кавказ Спец-изыскания",
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила Постановления N1078) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее. Контракт N0122300021424000006 163195 от 16.04.2024 на оказание услуг в области кадастровой деятельности между Администрацией Бикинского муниципального района Хабаровского края и ООО "Кавказ Спец-изыскания" заключен по результатам проведения электронного аукциона (извещение N0122300021424000006 от 25.03.2024) (далее - контракт).
Согласно п. 1.1 контракта предметом контракта являются услуги в области кадастровой деятельности, а именно: Выполнение кадастровых работ по изготовлению технического плана и технического паспорта мелиоративной осушительной системы "Покрово-Оренбурец", расположенной по адресу: Хабаровский край, Бикинский район, в 2 км юго-западнее Оренбургского сельского поселения Бикинского муниципального района Хабаровского края (далее - Услуги), в соответствии с техническим заданием.
В соответствии с п. 2.1 контракта цена контракта составляет 183 000 руб. 00 коп. (сто восемьдесят три тысячи рублей 00 копеек), НДС не облагается. Сумма, подлежащая уплате Заказчиком Исполнителю - юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, уменьшается на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации Заказчиком.
В соответствии с п. 4.1.1-4.1.3 контракта заказчик вправе требовать от Исполнителя надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями контракта. Требовать от Исполнителя представления надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих исполнение обязательств в соответствии с условиями контракта. Запрашивать у Исполнителя информацию о ходе и состоянии исполнения обязательств Исполнителем по настоящему контракту. Исполнитель обязан оказать услуги, предусмотренные настоящим контрактом, 2024-8190 2 в соответствии с Техническим заданием и в сроки, установленные в Разделе 5 "Сроки, место и условия оказания услуг" контракта. Своевременно представить Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств по контракту, в том числе о сложностях, возникших при исполнении контракта. По окончании оказания Услуг передать результаты оказанных услуг Заказчику в порядке и в сроки, определенные Разделом 6 "Порядок сдачи-приемки услуг" настоящего контракта (п. 4.4.1-4.4.3 контракта). Срок оказания Услуг - 60 календарных дней со дня заключения Контракта, с правом досрочной поставки и исполнения Контракта (п. 5.1 контракта). Место оказания Услуг - Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Хабаровский край, Бикинский район, в 2 км юго-западнее Оренбургского сельского поселения (п. 5.2 контракта).
Согласно п. 9.1 контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему Контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 г. N 1042 об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, Исполнителем (Поставщиком, Подрядчиком), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления правительства российской федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063.
В случае просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик направляет Исполнителю требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Заказчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы (п. 9.3.1-9.3.2 контракта).
В соответствии с п. 13.1 контракта настоящий контракт может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- в судебном порядке;
- в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно п. 13.2 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:
- в случае просрочки оказания Услуг Исполнителем более чем на 30 дней; 2024-8190 3 - в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством. Приложением N1 к контакту "Техническое задание на оказание услуг" стороны согласовали описание объекта закупки.
В соответствии с приложением N1 к контракту сроки выполнения работ - 60 дней с даты подписания муниципального Контракта, с правом досрочного исполнения Контракта.
Также приложением N1 к контракту определен перечень и объем работ, подлежащих выполнению:
1. Состав работ:
- выполнение кадастровых работ по изготовлению технического плана и технического паспорта.
2. Объем выполняемых работ:
- изготовление технического плана объекта;
- изготовление технического паспорта на объект;
- согласование технического паспорта на объект с Заказчиком;
- постановка на кадастровый учет объекта недвижимости. 3.
Требования к изготовлению технической документации плана:
3.1. Техническая документация на Объект должна отвечать принципам полноты, достоверности и достаточности.
3.2. При изготовлении технического паспорта, необходимо выполнить техническое описание объекта с указанием следующих характеристик:
- год ввода в эксплуатацию;
- протяженность;
- инвентаризационная стоимость. Порядок и условия выполнения работ: при исполнении муниципального контракта Исполнитель:
- самостоятельно истребует исходные и архивные данные, необходимые для выполнения работ по изготовлению, технического плана и постановке на кадастровый учет объекта;
- обеспечивает выезд специалиста на местность для определения координат объекта и выноса точек объекта в натуру.
В результате выполнения работ изготавливается и предоставляется Заказчику следующая документация:
- технический план объекта в электронном виде на CD-диске в 1 экз. и на бумажном носителе в 1 экз.;
- технический паспорт на объект в электронном виде на CD-диске и на бумажном носителе в 1 экз.;
- согласование технического паспорта с Заказчиком. Как следует из обращения Заказчика, в соответствии с условиями Контракта исполнитель принял на себя обязательства по своевременному оказанию услуг в области кадастровой деятельности. 16.06.2024 ООО "КСИ" по электронной почте направлено письмо об окончании срока действия Контракта и просьбой сообщить на каком этапе находится исполнение Контракта. От ООО "КСИ" 17.06.2024 поступил ответ о расторжении контракта. Поскольку 17.06.2024 года срок исполнения 2024-8190 4 Контракта истек, а услуги предусмотренные Контрактом, Исполнителем не предоставлены администрацией Бикинского муниципального района Хабаровского края 20.06.2024 по основаниям предусмотренным ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (решение от 20.06.2024).
В результате изучения материалов дела N7-3/449, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства. Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. 2024-8190 5 В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. 2024-8190 6 Решение об одностороннем отказе от исполнения договора принято заказчиком 20.06.2024 в связи с тем, что обществом допущено существенное нарушение условий контракта. 20.06.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения договора опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.
Дата по истечению десяти дней с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта - 30.06.2024.
В десятидневный срок, предусмотренный ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения. 02.07.2024 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт расторгнут. Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, а также подтверждено материалами дела, что по условиям контракта требовалось оказать услуги в области кадастровой деятельности, а именно: Выполнение кадастровых работ по изготовлению технического плана и технического паспорта мелиоративной осушительной системы "Покрово-Оренбурец", расположенной по адресу: Хабаровский край, Бикинский район, в 2 км юго-западнее Оренбургского сельского поселения Бикинского муниципального района Хабаровского края по 15.06.2024, однако в нарушение условий контракта ООО "Кавказ Спец-изыскания" услуги не оказаны и не предъявлены к приемке и оплате заказчику. При этом Общество, подавая заявку на участие в торгах, ознакомилось с условиями закупки, приняв обязательство по оказанию услуг в области кадастровой деятельности. Однако в нарушение указанных условий государственного контракта, Общество в установленный срок услуги по контракту не оказало. Объективных препятствий, не позволяющих в срок, определенный контрактом, исполнить обязательства по контракту, Комиссией Хабаровского УФАС России не установлено. Доказательств оказания необходимых услуг, в материалы дела не представлено.
Также Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что контракт на оказание услуг в области кадастровой деятельности заключен на сумму 183 000,00 руб. Стоимость исполненных обязательств ООО "Кавказ Спец-изыскания" составляет - 0 руб.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления 2024-8190 7 обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств. Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта. Пунктом 15 Постановления Правительства N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику 2024-8190 8 (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. В ходе рассмотрения дела обстоятельств, указанных в п. 15 Правил не установлено, таким образом основания для принятия решения об отказе во включении ООО "Кавказ Спец-изыскания", в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Также, Комиссия Хабаровского УФАС России учла, что в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления Исполнителя о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта ООО "Кавказ Спец-изыскания" не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения. Принимая участие в закупке, ООО "Кавказ Спец-изыскания" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 ГК РФ, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами. При этом в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке. Поскольку хозяйствующий субъект ООО "Кавказ Спец-изыскания", обязанный соблюдать действующее законодательство, отказался (уклонился) от надлежащего исполнения контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта. В ходе проведения проверки от ООО "Кавказ Спец-изыскания" в адрес Хабаровского УФАС России пояснений о нарушении условий контракта N0122300021424000006 163195 от 16.04.2024 на оказание услуг в области кадастровой деятельности, послужившие основанием для принятия заказчиком 2024-8190 9 решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, не поступало.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России принимает решение о включении информации об ООО "Кавказ Спец-изыскания" (ИНН 2365021927 / КПП 236501001) в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - Администрация Бикинского муниципального района Хабаровского края в отношении ООО "Кавказ Спец- изыскания" (ИНН 2365021927 / КПП 236501001), директоре/учредителе общества - Коненкин Максим Михайлович (ИНН 236502889300) в связи с односторонним отказом от контракта N0122300021424000006 163195 от 16.04.2024 на оказание услуг в области кадастровой деятельности, сроком на два года. Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд. Председатель комиссии Л.А. Ильченко Члены комиссии: А.А. Михайлова М.А. Пилипенко Исп.Михайлова А.А. тел.7 (4212) 30-68-93 2024-8190 10
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 11 июля 2024 г. N РНП-27-313
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2024