рассмотрев материалы дела N 7-3/491 по обращению заказчика - Краевое государственное казенное учреждение "Управление административными зданиями Правительства Хабаровского края" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Умный Город" (ИНН 2703101359), учредителе (генеральном директоре) Мещерякове Дмитрии Андреевиче (ИНН 270398434242) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 06.03.2024 N 062-ЭА/2024 на оказание услуг по техническому обслуживанию систем видеонаблюдения и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участника осуществления закупки ООО "Умный Город",
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Контракт от 06.03.2024 N 062-ЭА/2024 на оказание услуг по техническому обслуживанию систем видеонаблюдения между Краевым государственным казенным учреждением "Управление административными зданиями Правительства Хабаровского края" и ООО "Умный Город" заключен по результатам проведения аукциона в электронной форме N 0122200002524000410 (далее - контракт).
В соответствии п. 1.1 контракта Предмет контракта: Оказание услуг по техническому обслуживанию систем видеонаблюдения (далее - Услуги).Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства оказать Услуги в соответствии с Технической частью (Приложение 1), Спецификацией (Приложение 2), являющимися неотъемлемыми частями контракта, а Заказчик обязуется принять оказанные Услуги и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
При исполнении контракта по согласованию Заказчика с Исполнителем допускается оказание Услуг, качество, технические и функциональные характеристики которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте (п. 1.2 контракта).
Согласно п. 2.1 контракта цена контракта составляет 19 478 (девятнадцать тысяч четыреста семьдесят восемь) рублей,50 копеек, НДС не облагается.
Исполнитель обязан:
- оказать Услуги, предусмотренные настоящим контрактом, в соответствии с Технической частью и в сроки, установленные в Разделе 5 "Сроки, место и условия оказания Услуг" контракта (п. 4.4.1 контракта);
- своевременно представить Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств по контракту, в том числе о сложностях, возникших при исполнении контракта (п. 4.4.2 контракта);
- по окончании оказания Услуг передать результаты оказанных Услуг Заказчику в порядке и в сроки, определенные Разделом 6 "Порядок сдачи-приемки Услуг" настоящего контракта (п. 4.4.3 контракта);
- подтвердить квалификацию специалистов Исполнителя, допущенных к оказанию услуг путем предоставления Заказчику документов с указанием ФИО и уровня квалификации в соответствии с требованиями, если таковые установлены в Технической части (п. 4.4.8 контракта).
Срок оказания услуг: в соответствии с Графиком оказания услуг (п. 5.1 контракта).
Согласно п. 6.1 контракта приемка оказанных Услуг по настоящему контракту на соответствие их требованиям, установленным в настоящем контракте, осуществляется поэтапно, на основании подписанного Сторонами документа о приемке.
По окончании оказания Услуг по каждому этапу Исполнитель обязан сообщить Заказчику об исполнении каждого этапа, о готовности к сдаче результата соответствующего этапа. Исполнитель формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Исполнителя, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, содержащий сведения в соответствии с требованиями законодательства РФ и прилагает финансовые документы (счет или счет-фактура). При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет информация, содержащаяся в документе о приемке (п. 6.2 контракта).
Согласно п. 13.1 контракта настоящий контракт может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- в судебном порядке;
- в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, предусмотренных действующим законодательством (п. 13.2 контракта).
Приложением N1 к контракту стороны определили Техническую часть (далее - Техническая часть).
В соответствии с п. 3 и п. 4 Технической части по заявке Заказчика (заявка подается по телефону) на период проведения мероприятий Правительства Хабаровского края Исполнитель обеспечивает наличие своих специалистов на Объектах Заказчика, указанных в заявке. В случае возникновения неисправности оборудования, указанного в настоящей Технической части, Заказчик направляет Исполнителю заявку любыми средствами связи. Исполнитель обеспечивает прибытие специалистов в течение 60 минут после получения заявки. Исполнитель обеспечивает устранение неисправности, не требующей замены оборудования (механизмов, комплектующих), не позднее 3 часов с момента прибытия на Объект Заказчика. Исполнитель по заявке или при необходимости Заказчика производит отключение, демонтаж, монтаж, подключение, переориентирование отдельных видеокамер, диагностику оборудования и устранение неисправности.
П. 6 Технической части установлено, что Исполнитель ведет Журнал оказания Услуг, в котором указываются сведения о проведении обслуживания оборудования, устранения неисправностей, подтверждаемые личными подписями ответственного лица от Заказчика и специалиста Исполнителя. Журнал оказания услуг ведется в 2 (двух) экземплярах, один экземпляр находится на каждом объекте Заказчика, второй экземпляр у Исполнителя.
Приложением N3 к контракту стороны определили График оказания услуг:
Номер этапа |
Сроки оказания услуг |
Срок исполнения этапа |
Наименование услуг |
1 |
с даты заключения контракта-31.03.2024 |
с даты заключения контракта по 25.04.2024 |
Оказание услуг по техническому обслуживанию систем видеонаблюдения |
2 |
с 01.04.2024-30.04.2024 |
с 01.04.2024 по 24.05.2024 |
Оказание услуг по техническому обслуживанию систем видеонаблюдения |
3 |
с 01.05.2024-31.05.2024 |
01.05.2024 по 28.06.2024 |
Оказание услуг по техническому обслуживанию систем видеонаблюдения |
4 |
с 01.06.2024-30.06.2024 |
с 01.06.2024 по 26.07.2024 |
Оказание услуг по техническому обслуживанию систем видеонаблюдения |
5 |
с 01.07.2024-31.07.2024 |
с 01.07.2024 по 23.08.2024 |
Оказание услуг по техническому обслуживанию систем видеонаблюдения |
6 |
с 01.08.2024-31.08.2024 |
с 01.08.2024 по 27.09.2024 |
Оказание услуг по техническому обслуживанию систем видеонаблюдения |
7 |
с 01.09.2024-30.09.2024 |
с 01.09.2024 по 25.10.2024 |
Оказание услуг по техническому обслуживанию систем видеонаблюдения |
8 |
с 01.10.2024-31.10.2024 |
с 01.10.2024 по 27.11.2024 |
Оказание услуг по техническому обслуживанию систем видеонаблюдения |
9 |
с 01.11.2024-30.11.2024 |
с 01.11.2024 по 27.12.2024 |
Оказание услуг по техническому обслуживанию систем видеонаблюдения |
10 |
с 01.12.2024-31.12.2024 |
с 01.12.2024 по 25.01.2025 |
Оказание услуг по техническому обслуживанию систем видеонаблюдения |
Услуги оказаны ненадлежащим образом, что явилось основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 06.03.2024 N 062-ЭА/2024.
В результате изучения материалов дела 7-3/491, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона N44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона N44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона N44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона N44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона N44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Заказчиком в адрес Общества направлены заявки от 29.03.2024 N522, от 04.04.2024 N546, от 16.04.2024 N627, от 22.04.2024 N666, от 29.05.2024 N835, от 05.06.2024 N886.
Заказчиком в адрес Общества направлены претензии от 09.04.2024 N577, от 02.05.2024 N702, от 04.06.2024 N874, от 10.06.2024 N900, от 11.06.2024 N910, от 26.06.2024 NN 1641, 1642, 1643 из которых следовало, что Исполнителем не осуществлено техническое обслуживание видеонаблюдения на объектах, указанных в заявках, неявка Исполнителя зафиксирована актами неисполнения условий контракта от 05.04.2024, 19.04.2024, 30.05.2024,03.06.2024, 05.06.2024, 11.06.2024, 13.06.2024, 24.06.2024, а также подтверждается отсутствием записи Исполнителя и отметки Заказчика об исполнении в "Журнале технического обслуживания системы видеонаблюдения".
28.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенным нарушением Обществом условий контракта. Размещено в ЕИС.
08.07.2024 Обществом принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что на момент заключения контракта у Исполнителя в штате имелся специалист с наличием необходимых допусков для выполнения услуг в рамках данного контракта. Так как данный специалист вышел на больничный с последующим получением инвалидности, выполнение услуг в полном объеме стало невозможно.
Платежным поручением от 08.07.2024 N31 Обществом оплачены штрафы по контракту в размере 11 000,00 руб.
09.07.2024 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
Представитель Общества в заседании комиссии пояснил, что ненадлежащее исполнение контракта связано с уходом на больничный с последующим получением инвалидности специалист с наличием необходимых допусков для выполнения услуг в рамках данного контракта.
Вместе с тем, Комиссия Хабаровского УФАС России отмечает, что данное обстоятельство не является обстоятельством непреодолимой силы и не может расцениваться как отсутствие умысла на уклонение от исполнения своих обязательств по контракту.
В материалы дела Обществом не представлено информации и документов о найме других специалистов, способных оказывать услуги технического обслуживания системы видеонаблюдения. Данный вид услуг не является специфичным и широко распространен на рынке услуг.
Таким образом, материалами дела не подтверждается намерение Общества надлежащим образом исполнить свои обязательства по контракту.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Пунктом 15 Постановления Правительства N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, указанных в п. 15 Правил не установлено, таким образом основания для принятия решения об отказе во включении ООО "Умный Город" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Принимая участие в закупке, ООО "Умный Город" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России, учитывая недобросовестность действий ООО "Умный Город", отсутствие обстоятельств, являющихся основанием для отказа в удовлетворении заявления заказчика, приходит к выводу о наличии оснований для включения сведений об ООО "Умный Город" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - Краевое государственное казенное учреждение "Управление административными зданиями Правительства Хабаровского края" об ООО "Умный Город" (ИНН 2703101359), учредителе (генеральном директоре) Мещерякове Дмитрии Андреевиче (ИНН 270398434242) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 06.03.2024 N 062-ЭА/2024 на оказание услуг по техническому обслуживанию систем видеонаблюдения в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 16 июля 2024 г. N РНП-27-320
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2024