Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление) по контролю в сфере закупок в составе: Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Заместитель руководителя Управления; Членов комиссии:
- Иванчикова Е.А. - Начальник отдела Управления;
- Смоль М.С.- Эксперт отдела Управления, от Заявителя - посредством видеоконференц-связи Становой И.А. на основании доверенности N 1711 от 08.07.2024; от Заказчика - не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, рассмотрев информацию и документы, поступившие от Бюджетное учреждение Ханты- Мансийского автономного округа - Югры "Сургутская городская клиническая поликлиника N 3" (вх. N6674/24 от 05.07.2024) в отношении ООО "Ламар" (ИНН 2722130066, КПП 272201001, ОГРН 1192724023964 Генеральный директор: Семенов Владимир Викторович, 680006, г. Хабаровск, ул Урицкого, д. 21, офис 42) для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
В Управление 05.07.2024 г. поступило обращение от Бюджетное учреждение Ханты- Мансийского автономного округа - Югры "Сургутская городская клиническая поликлиника N 3" (вх. N6674/24 от 05.07.2024) в отношении ООО "Ламар" (ИНН 2722130066, КПП 272201001, ОГРН 1192724023964 Генеральный директор: Семенов Владимир Викторович, 680006, г. Хабаровск, ул Урицкого, д. 21, офис 42) для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Предоставленная информация соответствует требованиям, установленным в Порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078) (далее - Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков) и статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Форма закупки: Электронный аукцион; Извещение: N 0387200026824000074; Предмет контракта: Оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту плавательных бассейнов; Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.06.2024 NИЭА1; Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 04.07.2024 NППУ20 1; Цена контракта: 895 500,00 рублей. В ходе проведения внеплановой камеральной проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.06.2024 NИЭА1 победителем было признано ООО "Ламар" (далее - Победитель закупки, Общество).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать:
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" настоящего пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии).
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий: формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно пунктам 1-3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
Согласно части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
Согласно части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом в случае заключения контракта жизненного цикла контракт заключается после предоставления таким участником закупки обеспечения исполнения контракта в части, предусмотренной пунктом 1 части 1.1 настоящей статьи. Начальная (максимальная) цена контракта - 900 000,00 рублей.
В соответствии с часть 2 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, проекте контракта требование обеспечения исполнения контракта при осуществлении закупок путем проведения электронного запроса котировок (за исключением случая, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона), а также закупок, предусмотренных пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 - 11, 13 - 15, 17, 20 - 23, 26, 28 - 34, 40 - 42, 44, 45, 46, 47 - 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 - 48, не предусмотрена выплата аванса), 51 - 53, 55 - 58, 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): "Электронный аукцион".
В соответствии с Извещением, размер обеспечения исполнения Контракта составляет 10%. С целью исполнения положений Закона о контрактной системе, согласно сведениями ГИС "Независимый регистратор" размещен проекта контракта Заказчиком в ЕИС по новому электронному аукциону 20.06.2024 11:32:10.
Размещение проекта контракта по новому электронному аукциону на Электронной площадке 20.06.2024 11:33:16.
Фиксация сведений об уклонении Участника от заключения контракта по новому электронному аукциону 28.06.2024 07:01:08.
Фиксация сведений об уклонении Участника от заключения контракта по новому электронному аукциону 28.06.2024 07:03:06.
Размещение Участником подписанного проекта контракта по новому электронному аукциону на Электронной площадке 02.07.2024 04:13:11.
Публикация протокола признания участника уклонившимся от заключения контракта по новому электронному аукциону (событие ЕИС) 04.07.2024 09:52:57.
Частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 наст оящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Установлено, что срок для подписания проекта контракта для Победителя закупки был с 20.06.2024 по 27.06.2024 (до 23:59, включительно). 04.07.2024 г. Заказчиком на электронной площадке размещен Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 04.07.2024 NППУ20 1, из которого следует, что победителем закупки не выполнены требования положений ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, а именно регламентированный срок подписания контракта истекал 27.06.2024, проект контракта Победителем был подписан 02.07.2024.
Победителем закупки были представлены письменные пояснения из которых следует, что победитель признан уклонившимся ввиду того, что Центральным аппаратом ФАС России была приостановлена процедура заключения контракта ввиду рассматриваемой жалобы, поданной ИП ШАРОНОВЫМ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ, ИНН 263508313267.
Изучив материалы дела, представленные доказательства, Комиссией Управления, установ- лено следующее.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.06.2024 NИЭА1 победителем было признано ООО "Ламар". Установлено, что срок для подписания проекта контракта для Победителя закупки был с 20.06.2024 по 27.06.2024 (до 23:59, включительно).
Также, 19.06.2024 участником закупочной процедуры - индивидуальным предпринимателем Шароновым Михаилом Юрьевичем подана жалоба в Федеральную антимонопольную службу г. Москва на вышеуказанный протокол подведения итогов. Жалоба имеет регистрационный номер N 202400100161006075. 20.06.2024 ФАС Уведомлением приняло жалобу к рассмотрению, приостановило действие Протокола об определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта. 25.06.2024 ФАС вынесло Решение по делу N 28/06/105-1590/2024 о признании жалобы ИП Шаронова необоснованной, в связи с чем, в тот же день в 19:32 по Московскому времени опубликована информация об отмене приостановления определения Поставщика. 02.07.2024 ООО "Ламар" подписан Контракт посредством использования электронной площадки ЕИС на сайте https://zakupki.gov.ru Между тем, 04.07.2024 Заказчиком размещена информация об уклонении участника закупки от подписания Контракта, что не соответствует действительности и нарушает права ООО "Ламар". Немаловажным фактом является то, что в нарушение требования ФАС о приостановлении определения Поставщика, Заказчиком опубликован на сайте проект Контракта в период рассмотрения жалобы, что в свою очередь повлекло неверное исчисление сроков на подписание Контракта ООО "Ламар".
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона N 44-ФЗ контракт по результатам электронной процедуры заключается не ранее чем через 10 (десять) дней с даты размещения в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Из вышеуказанного следует, что срок на заключение контракта необходимо рассчитывать с даты, следующей за датой размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно с 20.06.2024.
Вместе с тем, следует отметить, что исчисление срока на подписание Контракта приостанавливается на период рассмотрения жалобы и продляется на соответствующий период рассмотрения. Указанная позиция подтверждается путём анализа Законодательства и судебной практики, а именно: Согласно ч. 7 ст. 106 44-ФЗ контрольный орган вправе приостановить определение поставщика в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу. Контракт при этом не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу, а срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения. Аналогичные выводы содержатся в Письме Министерства экономического развития РФ от 30 мая 2016 г. N Д28и-1429: Положениями части 7 статьи 106 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу. В связи с изложенным, если заключение контракта приостановлено контрольным органом, то победитель электронного аукциона не может быть признанным уклонившимся от заключения контракта в случае неподписания проекта контракта. Вышеуказанная позиция находит отражение в Определении Верховного суда N 303-ЭС19- 20549 от 21.02.2020, а также аналогичные выводы сделаны в решении суда по делу N А75- 14409/2023.
Таким образом, срок подписания контракта с победителем закупки, т.е. с ООО "Ламар" составляет 10 дней со дня, следующего за днём вынесения Решения УФАС о признании жалобы необоснованной и об отмене приостановления действия протокола определения Поставщика. То есть в период с 26.06.2024 по 04.07.2024 (включительно).
Согласно подпункту "б" пункта 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта; Учитывая вышеизложенное, Комиссией Управления приходит к выводу, что оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков не имеется, так как намерений ООО "Ламар" уклоняться от подписания контракта не установлено.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов. Вместе с тем, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном уклонении от подписания контракта. Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного уклонения участника закупки от подписания проекта контракта. При этом ни Закон о контрактной системе, ни Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Под недобросовестностью понимается совершение умышленных действий, направленных на уклонение от подписания контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления, в указанном случае, считает, что у Победителя закупки отсутствовало намерение уклониться от подписания контракта, проект контракта не подписан ввиду неумышленных причин. Вместе с тем, антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о применении к субъекту меры публично - правовой ответственности, не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме она ни проявлялась. Вывод Комиссии: Проанализировав представленные материалы, Комиссия Управления пришла к выводу, что факт недобросовестного поведения ООО "Ламар" не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь пунктом 13 Порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков, частями 2 и 7 статьи 104 Закона о контрактной системе,
Решила:
1. Сведения, направленные от Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутская городская клиническая поликлиника N 3" (вх. N6674/24 от 05.07.2024) в отношении ООО "Ламар" (ИНН 2722130066, КПП 272201001, ОГРН 1192724023964 Генеральный директор: Семенов Владимир Викторович, 680006, г. Хабаровск, ул Урицкого, д. 21, офис 42) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Валиуллин Р.Р.
Члены Комиссии: Иванчикова Е.А. Смоль М.С. Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
2024-5256
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 15 июля 2024 г. N РНП-086/06/104-1108/2024 (ключевые темы: участники закупок - реестр недобросовестных поставщиков - электронная торговая площадка - электронный аукцион - протокол разногласий)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2024