Резолютивная часть объявлена 11.07.2024 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 16.07.2024
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Иванчикова Е.А. - Начальник отдела Управления;
- Смоль М.С.- Эксперт отдела Управления,
от Заявителя - не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи директор Иванцова Н.П. на основании приказа N 19-к от 05.05.2023,
рассмотрев жалобу ООО "Олимп-Безопасность" (ОГРН: 1028600592900, ИНН: 8602141275) N 6765/24 от 08.07.2024 на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-
Мансийского автономного округа - Югры "Лангепасский реабилитационный центр" при проведении закупки в форме электронного аукциона, объектом которой является "Оказание охранных услуг" (извещение N 0387200015424000055) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО "Олимп-Безопасность" (ОГРН: 1028600592900, ИНН: 8602141275) N 6765/24 от 08.07.2024 на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Лангепасский реабилитационный центр" при проведении закупки в форме электронного аукциона, объектом которой является "Оказание охранных услуг" (извещение N 0387200015424000055).
В жалобе Заявитель указал следующее.
1. В соответствии с пунктом 2.1.6 контракта разработка должностной инструкции охранника на объекте охраны является обязанностью и компетенцией охранной организации. Это же следует и из Приказа Росгвардии от 19.10.2020 N 419, в соответствии с которым инструкция сначала согласовывается Заказчиком, а затем утверждается охранной организацией.
2. В соответствии с разделом 3 Приложения N 3 к проекту Контракта "РЕГЛАМЕНТ на оказание охранных услуг БУ "Лангепасский реабилитационный центр" Заказчиком установлено требование к продолжительности смены - 12 часов. Частные охранники, в соответствии с законом, состоят в трудовых отношениях с Исполнителем. Заказчик не имеет права вмешиваться в трудовые отношения Исполнителя, в том числе устанавливать для его работников график рабочего времени.
3. Требование проекта Контракта об оказании охранных услуг заведомо неисполнимо, так как в нем не предусмотрено указание видов, типов и количества оружия, которое будет использоваться при охране. Это не соответствует установленным правилам оказания услуг вооруженной охраны и является грубым нарушением лицензионных требований по отношению к ЧОП с очень серьезными последствиями вплоть до приостановки лицензии.
4. К проекту договора Заказчиком не приложены копии документов, подтверждающих его право владения или пользования на имущество, подлежащее охране, что является нарушением положений ст.12 Закона РФ N2487-1 от 11.03.1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в РФ", что полностью исключает возможность оказания охранных услуг в соответствии со сложившейся судебной практикой (Постановление Третьего Арбитражного апелляционного суда по делу А33-14034/2015 от 20.10.2025 года)
5. Заказчик незаконно установил в документации требование о наличии у участника закупки разрешения на использование выделенных радиочастот (п.6 "Требования, предъявляемые к закупаемым услугам" Технического задания на оказание охранных услуг - Приложение N 1 к извещению об осуществлении закупки).
В ходе рассмотрения доводов сторон Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
4) описание объекта закупки должно содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
5) описание объекта закупки должно содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
6) описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;
7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки;
8) описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Комиссией Управления установлено, что объектом закупки N 0387200015424000055 является "Оказание охранных услуг".
Приказом Росгвардии от 01.06.2020 N 149 "Об утверждении типового контракта на оказание охранных услуг и информационной карты типового контракта на оказание охранных услуг" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2020 N 59095) утвержден типовой контракт на оказание охранных услуг.
Относительно первого, четвертого и пятого доводов жалобы Комиссия Управления, изучив материалы, заслушав представителя Заказчика, поясняет следующее.
Заявитель указывает, что Заказчиком был нарушен Типовой контракт в части размещения регламента к проекту контракта, а не технического задания.
В данной закупке к проекту контракта приложено:
- Спецификация (Приложение N 1);
- Техническое задание (Приложение N2);
- Регламент на охрану административного здания (Приложение N 3);
- Акт принятия объекта под охрану (Приложение N 4);
- Акт о снятии охраны (Приложение N 5);
- Акт об оказанных услугах (Приложение N 6).
Типовой контракт не запрещает внесения дополнительной информации в части, касающихся существенных условий контракта. Регламент на охрану административного здания (Приложение N 3) не противоречит условиям Типового контракта, Технического задания и следующим нормативно - правовым актам: Закону Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498.
Заявитель жалобы указывает, что Заказчиком не приложены копии документов, подтверждающих его право владения или пользования на имущество, подлежащее охране.
В Техническом задании в п.п. 4. п. 6. "Требования, предъявляемые к закупаемым услугам" указано об обязанности заключения с Исполнителем договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом на предоставление площади для оказания охранных услуг. Также, данные документы не обязательны к приложению и размещению в составе документов к проекту Типового контракта. Данная закупка осуществляется на период 2025-2026 гг., соответственно запрашиваемые документы о праве собственности могут быть предоставлены до 01.01.2025.
Заявитель жалобы указывает, что Заказчик установил в положении извещения (Приложение N 1 к извещению), требование о наличии у участника закупки права на использование выделенных радиочастот.
Заказчик при составлении Технического задания руководствовался Методикой по разработке описания объектов закупки (технического задания) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Ханты- Мансийского автономного округа - Югры (Приложение к Приказу Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.12.2021 N 107, приказом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.04.2021 N 414-р "Об утверждении типового технического задания".
В разделе I. Приложения к Извещению "Техническое задание" устанавливается круглосуточной режим охраняемого объекта.
Для оказания одного из видов услуг по охране объектов и (или) имущества на объекте с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию, Заказчик указал в обязанность Исполнителя иметь разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов, что устанавливается п. 12. Положения о лицензировании от 23.06.2011 N 498), а также мобильные средства связи, не требующие специальных разрешений в соответствии с законодательством Российской Федерации, перечисленные п. 13 раздела 7. "Требования к Исполнителю" Технического задания приложение I. к извещению.
Данное требование установлено Заказчиком в связи с принятием мер для снижения рисков антитеррористической угрозы, поскольку в части помещений, подлежащих охране объектов, отсутствует мобильная связь. Следовательно, охранник, находясь в одном из таких помещений, и в случае оперативного реагирования для пресечения противоправных действий на охраняемом объекте, не сможет связаться с ПЦН посредством мобильной связи.
На основании вышеизложенного, доводы Заявителя являются необоснованными.
Относительно второго довода Комиссия Управления поясняет следующее.
Разделом 3 Приложения N 2 к проекту контракта установлено:
3.Организация несения службы по охране объекта и осуществление пропускного режима
3.1. Несение службы по охране объекта производится в соответствии с графиком, согласованным с руководителем Учреждения Заказчика.
3.2. Продолжительность 1 (одной) смены несения службы составляет - 12 часов.
Исходя из пояснений Заказчика, следует, что Заказчик не устанавливает график рабочего времени, а согласовывает его для качественного контроля над исполнением обязательств по контракту на оказание охранных услуг. Также обращаем внимание на то, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта к электронному аукциону на оказание охранных услуг (в соответствии с Приказом Росгвардии от 15.02.2021 N 45) было рассчитано с применением "базового коэффициента пост охраны в составе 1 работника с режимом работы 12 часов".
Учитывая характер и социальную значимость объекта, осуществляющую деятельность по оказанию социальных услуг маломобильным гражданам, т.е. детям-инвалидам и инвалидам молодого возраста относится к объекту (территории) первой категории защищенности. Заказчик исходил из соответствующих требований (критериев), которые свидетельствуют только о намерении достигнуть цели выявления исполнения лучших условий оказания услуг.
Однако, Комиссия Управления не может согласиться с действиями Заказчика, поскольку, частные охранники, в соответствии с законом, состоят в трудовых отношениях с Исполнителем. Заказчик не имеет права вмешиваться в трудовые отношения Исполнителя, в том числе устанавливать для его работников график рабочего времени.
Таким образом, Заказчиком установлено требование к трудовым ресурсам Исполнителя, чем нарушены требования части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, ответственность за нарушение которых предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, довод является обоснованным.
Относительно третьего довода Комиссия Управления поясняет следующее.
В размещенном проекте контракта по закупке N 0387200015424000055 не предусмотрено указание видов, типов и количества оружия, которое будет использоваться при охране.
Однако, согласно Приказу Росгвардии от 01.06.2020 N 149 "Об утверждении типового контракта на оказание охранных услуг и информационной карты типового контракта на оказание охранных услуг" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2020 N 59095) раздел "Взаимодействие сторон", а именно обязанности Исполнителя, в случае исполнения обязанностей работниками Исполнителя со служебным огнестрельным оружием в Техническом задании указываются виды, типы, модели и количество оружия.
Согласно разделу 7 Технического задания по закупке N 0387200015424000055 Заказчиком указано требование к Исполнителю - служебное огнестрельное оружие.
А также требование об обеспечении прибытия на объект мобильной группы (группы быстрого реагирования), состоящей не менее чем из двух охранников, которые должны быть вооружены служебным огнестрельным оружием из расчета не менее одного вооруженного охранника на группу, специальными средствами защиты) при срабатывании на пульте центрального наблюдения (ПЦН) тревожной сигнализации (время прибытия не более 10 минут). (Транспортное средство, предназначенное для передвижения мобильной группы (группы быстрого реагирования), должно быть оборудовано в соответствие с ГОСТ Р 59044-2020).
Однако, в проекте контракта, отсутствует информация о видах, типах, моделях и количестве оружия, используемого для исполнения обязанностей по контракту.
Таким образом, Заказчиком нарушены положения части 11 статьи 34 Закона о контрактной, ответственность за нарушение которых предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, довод является обоснованным.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Комиссия Управления решила выдать обязательное для исполнения предписание.
Жалоба ООО "Олимп-Безопасность" (ОГРН: 1028600592900, ИНН: 8602141275) N 6765/24 от 08.07.2024 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Олимп-Безопасность" (ОГРН: 1028600592900, ИНН: 8602141275) N 6765/24 от 08.07.2024 на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Лангепасский реабилитационный центр" при проведении закупки в форме электронного аукциона, объектом которой является "Оказание охранных услуг" (извещение N 0387200015424000055) частично обоснованной:
1.1. Первый довод необоснованный;
1.2. Второй довод обоснованный;
1.3. Третий довод обоснованный;
1.4. Четвертый довод необоснованный;
1.5. Пятый довод необоснованный.
2. Признать в действиях Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Лангепасский реабилитационный центр" нарушение положений части 3 статьи 33, части 11 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать обязательное для исполнения предписание.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Валиуллин Р.Р.
Члены Комиссии: Иванчикова Е.А.
Смоль М.С.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 16 июля 2024 г. N 086/06/33-1134/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2024