Резолютивная часть решения оглашена "10" июля 2024 г.
В полном объеме решение изготовлено "15" июля 2024 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
председатель комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти _.,
члены комиссии:
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти _.,
специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти _.,
в присутствии представителя:
государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тамбовская областная клиническая больница имени В.Д. Бабенко" - _.,
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Алтек Стар" (далее - Поставщик, Общество, ООО "Алтек Стар"),
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) обстоятельства одностороннего отказа государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тамбовская областная клиническая больница имени В,Д. Бабенко" от исполнения государственного контракта от 18.04.2024 N0164200001924000371_52288 на поставку принадлежностей к системе компьютерной радиографии REGIUS 110 (2019 г.в.), производства "Коника Минолта, Инк.", Япония, и проведя в соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от ГБУЗ "Тамбовская областная клиническая больница имени В.Д. Бабенко" поступило обращение (вх. от 03.07.2024 N4794-ЭП/24) о направлении сведений об ООО "Алтек Стар" (198095, г. Санкт-Петербург, вн. тер. г. муниципальный округ Нарвский Округ, пер. Химический, д. 1, литера АН, помещ. 4-Н, рабочее место N2, ИНН 7805808788) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения государственного контракта N0164200001924000371_52288 от 18.03.2024 на поставку принадлежностей к системе компьютерной радиографии REGIUS 110 (2019 г.в.), производства "Коника Минолта, Инк.", Япония.
Заказчик сообщил обоснования причин расторжения государственного контракта от 18.04.2024 N0164200001924000371_52288, представил подтверждающие документы.
Общество и его представители не участвовали в заседании, в связи с чем, в Тамбовское УФАС России не представлены какие-либо письменные пояснения, документы, доказательства в опровержение позиции Заказчика по рассматриваемой ситуации.
Заседание Комиссии Тамбовского УФАС России проходило 09-10.07.2024.
Установлено, что по итогам проведенного электронного аукциона между государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Тамбовская областная клиническая больница имени В.Д. Бабенко" и обществом с ограниченной ответственностью "Алтек Стар" 18.03.2024 был заключен государственный контракт N0164200001924000371_52288 на поставку принадлежностей к системе компьютерной радиографии REGIUS 110 (2019 г.в.), производства "Коника Минолта, Инк.", Япония.
Пунктом 1.1 государственного контракта установлено следующее: "В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку принадлежностей к системе компьютерной радиографии REGIUS 110 (2019 г.в.), производства "Коника Минолта, Инк.", Япония (код ОКПД 2 - 26.60.11.130) (далее - "Изделия") в соответствии со Спецификацией (приложение N1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке (далее - Услуги), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленные Изделия и надлежащим образом оказанные Услуги".
Пунктом 1.2 государственного контракта определено следующее: "1.2. Номенклатура Изделий, их количество определяются Спецификацией (приложение N1 к Контракту), технические показатели (описание объекта закупки) - Описанием объекта закупки (Технические требования) (приложение N 2 к Контракту)".
В приложении N1 к государственному контракту установлено, что год выпуска товара должен быть не ранее 2023 года.
В приложении N2 к государственному контракту установлено следующее:
N п/п |
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
1. |
Наименование Изделия (в соответствии с регистрационным удостоверением) |
Кассеты REGIUS в сборе с пластинами (REGIUS CASSETTE/PLATE) системы компьютерной радиографии следующего формата: 14x17 дюймов |
2. |
Наименование производителя |
Коника Минолта, Инк. |
3. |
Размер матрицы получаемого конечного диагностического изображения на формате кассеты 14x17 дюймов (35х43см) для общей рентгенологии (максимальная разрешающая способность), пикселей |
4020x4892 |
Пунктом 5.1 государственного контракта установлено, что поставка изделий осуществляется поставщиком в место, указанное в п. 1.3. Контракта, с даты заключения контракта в течение 20 (двадцати) рабочих дней.
Из документов, представленных в материалы дела, следует, что 17.04.2024 Заказчик направил в адрес Поставщика письмо (исх. N 2106), в котором указал, что в установленный государственным контрактом срок товар не был поставлен. Заказчик предложил Поставщику в течение 3 рабочих дней с даты размещения претензии в единой информационной системе в сфере закупок поставить товар.
23.05.2024 Заказчик направил Поставщику мотивированный отказ (исх. N3010) от подписания документа о приемке. В своем отказе Заказчик проинформировал ООО "Алтек Стар" о невозможности подписания документа о приемке по следующим основаниям:
- отсутствовали документы, предусмотренные пунктами 5.2-5.3 государственного контракта (товарно-транспортная накладная, гарантия поставщика на изделие, акт приема-передачи);
- в размещенных в единой информационной системе в сфере закупок указано неверное количество товара;
- согласно условиям государственного контракта, товар должен быть изготовлен не ранее 2023 года, а поставленный товар изготовлен в 2017 и 2018 годах.
Заказчик установил срок устранения недостатков - 10 рабочих дней.
07.06.2024 Заказчик направил Поставщику претензию в которой указал, что недостатки, отраженные в мотивированном отказе от приемки, не были устранены. Заказчик предложил поставщику устранить недостатки в течение 5 дней.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.5 государственного контракта предусмотрено, что контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения по основаниям, предусмотренным действующим гражданским законодательством для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Ввиду того, что Поставщик не исполнил обязательства по контракту, Заказчик 21.06.2024 в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и пунктом 11.5 контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта
Согласно п. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, решение об одностороннем отказе размещено Заказчиком и получено Поставщиком 21.06.2024.
В соответствии с нормами законодательства о контрактной системе в сфере закупок Поставщику в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления предоставлено право устранить нарушение условий контракта, которое послужило основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Учитывая, что в течение десятидневного срока Общество не устранило нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, указанное решение вступило в законную силу 02.07.2024.
Комиссия Тамбовского УФАС России, исследовав все обстоятельства дела, приходит к выводу, что сведения об ООО "Алтек Стар" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Доказательства возникновения у ООО "Алтек Стар" каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом условия заключенного контракта, при рассмотрении настоящего дела не представлены.
Кроме того, неисполнение контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда Поставщик по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для исполнения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность его исполнения контракта.
Подписав контракт, Поставщик согласился со всеми его условиями, сроки и требования к товару были изначально известны Обществу.
Участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Также следует учитывать, что лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям этого закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения надлежащим образом контракта лицом, признанным победителем закупки. При этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
То есть, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении контракта.
При таких обстоятельствах Комиссия Тамбовского УФАС России, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях ООО "Алтек Стар" недобросовестное поведение.
Согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При этом, как установила комиссия Тамбовского УФАС России:
- в действиях Заказчика нарушения установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе не выявлено;
- Заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- Поставщиком не представлена информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
На заседании Комиссии Тамбовского УФАС России не было представлено ни одного документального подтверждения того, что в установленный 10-дневный срок ООО "Алтек Стар" принимались какие-либо меры для устранения нарушений условий государственного контракта, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от его исполнения.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлены нарушения Заказчиком требований, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
Руководствуясь статьей 95, статьей 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Алтек Стар" (198095, г. Санкт-Петербург, вн. тер. г. муниципальный округ Нарвский Округ, пер. Химический, д. 1, литера АН, помещ. 4-Н, рабочее место N2, ИНН 7805808788) и его генерального директора _ (ИНН: _), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года в связи с односторонним расторжением контракта.
2. Датой включения сведений в общества с ограниченной ответственностью "Алтек Стар" (198095, г. Санкт-Петербург, вн. тер. г. муниципальный округ Нарвский Округ, пер. Химический, д. 1, литера АН, помещ. 4-Н, рабочее место N2, ИНН 7805808788) и его генерального директора _ (ИНН: _) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
3. Датой исключения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Алтек Стар" (198095, г. Санкт-Петербург, вн. тер. г. муниципальный округ Нарвский Округ, пер. Химический, д. 1, литера АН, помещ. 4-Н, рабочее место N2, ИНН 7805808788) и его генерального директора _ (ИНН: _) из реестра недобросовестных поставщиков считать дату по истечении двух лет с момента размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 15 июля 2024 г. N 068/10/104-462/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2024