Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя;
члены Комиссии: <_> - старший государственный отдела контроля закупок, <_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Комиссии
в присутствии:
представителя Заказчика - БУЗ УР "ГКБ 1 МЗ УР" (далее - Заказчик, Учреждение) - <_> (доверенность от 09.07.2027 N3),
представителей ООО "ПЛЮС" (далее - Поставщик, Общество) - <_> (доверенность от 07.07.2024 N 4), <_> (доверенность от 05.07.2024 N 4),
уполномоченного учреждения ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской
в отсутствие:
Республики" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
в результате рассмотрения обращения Заказчика - БУЗ УР "ГКБ 1 МЗ УР" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки - ООО "ПЛЮС" (ИНН 1840022146) в связи с уклонением участника закупки от заключения контракта по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме N зз-0018-22867 - 2024 "Услуги по организации готового лечебного питания" (номер извещения в ЕИС -0813500000124009139, далее - Закупка), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
04.06.2024 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении Закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 8 009 258,20 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 24.06.2024 NИЭОК1 подана одна заявка, соответствующая извещению. Победителем признано ООО "ПЛЮС".
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно пояснениям Поставщика, Общество не подписало проект Контракта, так как из-за технической ошибки сотрудника Общества ценовое предложение было подано неверно. Общество полагало, что предлагаемая в заявке цена в размере 275,00 рублей относится в равной степени как к стоимости услуги паллиативного отделения, так и стоимости услуги питания ОМС. Между тем начальная цена складывается из сумм двух единиц услуг, следовательно, ценовое предложение Общества должно было составить 550,00 рублей. Таким образом, цена услуги была занижена в два раза. Общество не имеет ресурсов для оказание услуги в полном объеме по данной цене. Выполнение обязательств по Контракту по такой цене может привести к банкротству (несостоятельности) Общества. В то же время включение в РНП также может привести к ликвидации Общества, так как исполнение государственных контрактов по оказанию услуг питания является основным видом экономической деятельности Общества.
26.06.2024 Заказчик разместил в ЕИС проект контракта (далее - Контракт), посредством функционала Единой информационной системы, а также через оператора электронной площадки. Регламентированный срок для подписания Контракта - 03.07.2024.
04.07.2024 Заказчик составил протокол NППУ20_1 признания участника уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом.
Согласно части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом, либо формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона о контрактной, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной: такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно пункту 1 статьи 178 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения, если заблуждение было настолько существенным, что эта сторона, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершила бы сделку, если бы знала о действительном положении дел
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 178 ГК РФ при наличии условий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, заблуждение предполагается достаточно существенным, в частности если: сторона допустила очевидные оговорку, описку, опечатку и т.п.;
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение, которое предполагает недобросовестное поведение лица, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины в уклонении от заключения контракта.
Согласно пунктом 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок:
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Наличие у антимонопольного органа сомнений в недобросовестности участника исключает возможность включения сведений о таком участнике в РНП, поскольку включение в РНП является исключительной мерой ответственности и применяется только к тем недобросовестным поставщикам, вина которых однозначно доказана, что подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.10.2021 по делу NА40-177069/2020, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.04.2019 по делу NА05-4547/2018 и др.).
Изучив предоставленные пояснения и документы, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу, что Контракт не был подписан вследствие технической ошибки сотрудника Общества, добросовестного заблуждения Общества о цене Контракта.
Общество имело ресурсы и намерение исполнить Контракт по цене 550,00 рублей, однако вследствие ошибки цена была снижена в два раза. На заседании Комиссии Обществом было предоставлен экономическое обоснование (налоговая декларация за 2023 год, счет-фактура N 9 от 10.06.2024 предыдущего контракта, заключенного с Заказчиком и исполненного Обществом в полном объеме), что выполнение обязательств по цене в 250,00 рублей принесет Обществу несоразмерный ущерб, который может повлечь прекращение хозяйственной деятельности и введения в отношении Общества процедуры банкротства.
Комиссией было учтено то, что Заказчик на заседании Комиссии просил не включать Поставщика в РНП, предыдущие контракты Общество исполняло в полном объеме, в установленный срок. Включение Общества в РНП и возможная ликвидация Общества может привести к неудовлетворению потребностей Заказчика при будущих закупочных процедурах по данному объекту закупки, расходованию бюджетных средств, трудностями поиска Поставщиков по приемлемой для Учреждения цене.
Таким образом, оснований для включения в РНП сведений о ООО "ПЛЮС" не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "ПЛЮС" (ИНН 1840022146) в связи с уклонением участника закупки от заключения контракта по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме N зз-0018-22867 - 2024 "Услуги по организации готового лечебного питания" (номер извещения в ЕИС -0813500000124009139) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 10 июля 2024 г. N 018/06/104-589/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2024