На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), в связи с поступлением обращения Удмуртского регионального отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности Федерального координационного центра руководителей охранных структур в сфере охраны и безопасности (далее - Заявитель) в отношении Нижне-Камского района водных путей и судоходства - филиала ФБУ "Администрация Камского бассейна внутренних водных путей" (далее - НКРВПС, Заказчик) возбуждена внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на оказание услуг охраны (номер извещения в ЕИС - 0313100005124000057, далее - Аукцион).
В соответствии с частями 15, 28 статьи 99 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", приказом Удмуртского УФАС России от 25.06.2024 N74/24 "О проведении внеплановой проверки соблюдения Нижне-Камским районом водных путей и судоходства - филиалом ФБУ "Администрация Камского бассейна внутренних водных путей" законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Инспекция Удмуртского УФАС России (далее - Инспекция) в составе:
руководитель Инспекции: <_> - заместитель руководителя;
участники Инспекции: <_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Инспекции Удмуртского УФАС России без вызова лиц, проведя внеплановую проверку соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд,
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Удмуртского УФАС России, на основании ст. 99 Закона о контрактной системе проводит внеплановую проверку соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок с учетом предоставленных антимонопольному органу полномочий.
В Удмуртское УФАС России поступило обращение РООР ФКЦ "Удмуртия", согласно которому, во-первых, Заказчик вводит участников закупки в заблуждение, поскольку из содержания контракта, технического задания и информации КТРУ, непонятно какой вид услуг необходимо оказать. Во-вторых, Заказчиком были исключены обязательные требования к мобильным группам (ГБР).
Рассмотрев обращение, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
31.05.2024 Заказчиком размещено извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 3 075 273,73 рублей.
10.06.2024 - дата окончания подачи заявок на участие в закупке.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.06.2024 NИЭА1 поступило две заявки на участие в Аукционе, победителем признано ООО "Охранная организация "Центр-Город".
1. Рассмотрев первый довод Заявителя, Комиссия признает его необоснованным на основании следующего.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145) утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно извещению о проведении Аукциона в отношении объекта закупки установлен код позиции - 80.10.12.200. К указанной позиции относится соответствующий код ОКПД2 - 80.10.12.200 "Услуги частных охранных организаций". При этом, объектом закупки определены услуги охраны.
При этом, согласно извещению, к участникам закупки применяются требования в соответствии с позицией 34 раздела VI Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571) - Услуги по обеспечению охраны объектов (территорий).
В силу п. 1 Описания объекта закупки вид услуги определен как "Оказание услуг по круглосуточной физической охране территории и помещений ремонтно-механических мастерских, в количестве 9 264 чел/час., по адресу: г. Сарапул ж/р Котово, ул. Водников, 11".
В соответствии с п. 1.1 проекта контракта Исполнитель обязуется оказывать охранные услуги: обеспечение внутриобъектового и пропускного режима, охраны объекта, безопасности сотрудников и посетителей, находящихся на охраняемом объекте, охраны имущества Заказчика, общественного порядка, обеспечение антитеррористической защищенности охраняемого объекта (далее - Услуги) в срок, предусмотренный настоящим контрактом, Техническому заданию (Приложение N 1 к настоящему контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
Исходя из представленных документов и сведений следует, что Заказчиком были указаны наименование и цели исполнения оказываемых услуг, а также требования к их исполнению. Таким образом, участники закупки однозначно могли установить, что Заказчику требуются услуги по охране объекта, обеспечению внутриобъектового и пропускного режима.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о частной детективной и охранной деятельности) в целях охраны разрешается предоставление услуг по охране объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона о частной детективной и охранной деятельности.
Таким образом, п. 1.1. проекта контракта содержит вид услуг, предусмотренный ст. 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности.
На основании изложенного, доводы Заявителя относительно противоречивых сведений по виду услуг, требуемых Заказчику, не нашли своего подтверждения.
2. Рассмотрев второй довод Заявителя, Комиссия установила следующее.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с п. 2 Описания объекта закупки Техническое задание сформировано на основании "ГОСТ Р 59044-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Охранная деятельность. Оказание охранных услуг, связанных с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны. Общие требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.09.2020 N 674-ст) (далее - ГОСТ Р 59044-2020).
Согласно п. 5.2 ГОСТ Р 59044-2020 состав мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования), используемой для охраны объектов и/или имущества на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, должен состоять не менее чем из двух охранников, которые должны быть вооружены служебным огнестрельным оружием из расчета не менее одного вооруженного охранника на группу, а также должны быть оснащены оборудованием, позволяющим передавать сигнал о ее месте нахождения (месте нахождения транспортного средства) в дежурное подразделение частной охранной организации с круглосуточным режимом работы в режиме реального времени. Состав мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования), используемой для охраны иной категории объектов, в отношении которых не установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, рекомендуется формировать не менее чем из двух охранников, которые должны быть вооружены служебным огнестрельным оружием из расчета не менее одного вооруженного охранника на группу.
В соответствии с п. 5.3 ГОСТ Р 59044-2020 охранники мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования) должны быть экипированы следующими специальными средствами:
- бронежилет защитный;
- шлем защитный;
- наручники;
- палка резиновая.
Согласно п. 5.4 ГОСТ Р 59044-2020 старший охранник и охранники мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования) должны иметь при себе:
- средства оперативной связи (радиосвязи), позволяющие в постоянном режиме обеспечивать связь между членами мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования) (у каждого охранника при выезде на объект охраны);
- средства связи, позволяющие в постоянном режиме обеспечивать связь с дежурным подразделением частной охранной организации (у каждого охранника при выезде на объект охраны);
- удостоверение частного охранника (у каждого охранника постоянно);
- личную карточку охранника (работника частной охранной организации) (у каждого охранника постоянно).
В соответствии с п. 5.5 ГОСТ Р 59044-2020 Мобильная группа охраны (группа быстрого реагирования) на автомобиле должна дополнительно иметь:
- огнетушитель углекислотный по ГОСТ Р 51057 (не менее 1 шт.);
- огнетушитель порошковый по ГОСТ Р 51057 (не менее 1 шт.);
- полотно противопожарное (не менее 1 шт.);
- веревку пожарную (ВПС) по ГОСТ Р 53266 длиной не менее 30 м (не менее 1 шт.);
- трос буксировочный длиной не менее 4 и не более 7 м (не менее 1 шт.);
- фонарь электрический (не менее 1 шт.).
Согласно п. 5.6 ГОСТ Р 59044-2020 время прибытия мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования) на охраняемый объект с момента поступления сообщения от оперативного дежурного охранной организации должно составлять:
- в городах с населением от 500 тыс. человек - не более 15 мин;
- в городах с населением менее 500 тыс. человек - не более 10 мин;
- в сельской местности - не более 30 мин;
- в удаленных районах - не более 1 ч.
В соответствии с п. 5, 8 Описания объекта закупки:
5. |
Перечень требований, установленных Заказчиком |
Обязательным требованием является наличие у Исполнителя, осуществляющих охранные услуги, группы быстрого реагирования (ГБР), а также подразделения с круглосуточным режимом работы, имеющего постоянную радиосвязь с объектом охраны и местом дислокации ГБР в районе охраняемого объекта с прибытием на объект не более 20 минут. ГБР должна состоять из двух охранников не ниже 6-го разряда, имеющих удостоверение выданного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Работники Исполнителя обязаны использовать специальную форменную одежду. Оказание работниками Исполнителя услуг в специальной форменной одежде должно позволять определять их принадлежность к конкретной частной охранной организации. Исполнитель обязан обеспечить круглосуточную защиту охраняемого объекта и имущества, находящегося на объекте Заказчика. Исполнитель обязан обеспечить охрану от преступных и иных незаконных посягательств на жизнь и здоровье находящегося в служебных помещениях персонала Заказчика и посетителей Заказчика. Исполнитель обязан обеспечить внутриобъектовый и пропускной режим на охраняемом объекте, охрану общественного порядка. Исполнитель обязан незамедлительно сообщать Заказчику и в соответствующие правоохранительные органы ставшую известной информацию о готовящихся либо совершенных преступлениях, а также о действиях, обстоятельствах, создающих на охраняемом объекте охраны угрозу безопасности людей; Исполнитель обязан при возникновении чрезвычайных ситуаций, пожаров или аварий на охраняемом объекте действовать согласно разработанным Заказчиком и согласованным Исполнителем инструкциям. Исполнитель обязан не допускать на охраняемый объект в выходные дни и в нерабочее время персонал Заказчика, а также иных лиц, без предварительного разрешения на это сотрудника Заказчика, главного инженера или начальника РММ. Исполнитель несет полную материальную ответственность за сохранность находящегося под его охраной охраняемого объекта, имущества Заказчика. Исполнитель обязан выполнять требования инструкций, разрабатываемых Заказчиком по согласованию с охранным предприятием, в том числе: - по порядку приема под охрану и снятия с охраны охраняемого объекта (в том числе помещений специального назначения); - по порядку действий при чрезвычайных ситуациях, пожаре или авариях на охраняемом объекте. Исполнитель обязан консультировать и готовить рекомендации Заказчику по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств. Исполнитель разрабатывает и предоставляет Заказчику график несения дежурства на объекте охраны не позднее, чем за 1 (один) рабочий день до начала оказания охранных услуг. На посту охраны должны находиться, журналы строгой отчетности и вестись записи с указанием времени заступления смены охраны, фамилий дежурных сотрудников, находящихся на охраняемом объекте, произведенных заменах и подменах дежурных лиц, о происшествиях во время дежурства, о времени выхода на патрулирование. Организация регулярного патрулирования по территории охраняемого объекта в ночное время (не реже 1 раза в 2 часа). О результатах патрулирования территории объекта в ночное время каждые 2 часа и делать запись в журнале осмотра. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг по физической охране объекта и имущества Заказчика Исполнитель несет ответственность в пределах прямого действительного ущерба, причиненного неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих обязательств. Исполнитель несет материальную ответственность: - за ущерб, причиненный порчей, кражами имущества, совершенными посредством взлома на охраняемом объекте запоров, замков, дверей, окон, ограждений либо иными способами, если будет доказано, что ущерб причинен в результате ненадлежащей охраны; - за ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества (в том числе путем поджога), если будет доказано, что ущерб причинен в результате ненадлежащего выполнения Исполнителем принятых на себя обязательств; - за ущерб, причиненный пожаром или в силу других причин по вине работников Исполнителя, осуществляющих охрану. Факты хищения, уничтожения или повреждения имущества, либо вследствие пожара, или в силу других причин по вине работников Исполнителя, осуществляющих охрану объекта, устанавливаются в порядке, определяемом действующим законодательством. Исполнитель не несет ответственности: - за имущественный ущерб, причиненный стихийными бедствиями. |
8. |
Требования к участнику размещения заказа |
Наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности в соответствии с Федеральным законом РФ от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности". Наличие собственной группы быстрого реагирования для оперативного реагирования на возникновение чрезвычайных происшествий на охраняемых объектах и усиления дежурной смены в составе авто-экипажей, время прибытия на охраняемый объект не должно превышать 20 мин. Наличие дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы. Наличие в управленческом аппарате специально выделенных сотрудников, проводящих проверки несения службы на объектах охраны. Наличие форменной одежды (название/эмблема на одежде обязательно) в зависимости от сезона. Сотрудники охраны, выставляемые на охраняемом объекте должны иметь квалификацию не ниже 4-го разряда, удостоверение частного охранника, личную карточку охранника, выданную органами внутренних дел. Исполнитель обязан обеспечить сотрудников охраны специальными средствами (резиновая дубинка и наручники) при оказании услуг на объекте охраны. Сотрудники охраны должны иметь на посту : 1. Средства радиосвязи обеспечивающие бесперебойную связь по всей территории объекта.(за счет Исполнителя). 2. Исправный электрический фонарь (за счет Исполнителя). Производить доставку персонала на объект охраны своими силами. |
Таким образом, Заказчиком в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе сформировано описание объекта закупки, не соответствующее положениям ГОСТ Р 59044-2020.
Кроме того, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования, Правила использования).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Вместе с тем, согласно сведениям, размещенным в ЕИС, извещение о проведении Аукциона не содержит в своем составе сведений о соответствующей объекту закупки позиции КТРУ.
Таким образом, Заказчик нарушил п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при формировании извещения о проведении Аукциона.
При принятии настоящего решения учитывается, что Заказчиком с победителем электронной процедуры - ООО "Охранная организация "Центр-Город" заключен контракт N 60/24-ФЗ-44 от 24.06.2024, в связи с чем основания для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений отсутствуют.
Инспекция по проведению внеплановых проверок на основании статьи 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Нижне-Камского района водных путей и судоходства - филиала ФБУ "Администрация Камского бассейна внутренних водных путей" при проведении электронного аукциона на оказание услуг охраны (номер извещения в ЕИС - 0313100005124000057) нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных должностных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 3 июля 2024 г. N 018/06/99-528/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2024