Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя управления,
члены Комиссии: <_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя ООО "ТД Биотех" <_>. (доверенность от 26.06.2024 б/н),
в отсутствие:
Заказчика Министерства здравоохранения УР, уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения настоящего дела,
в результате рассмотрения обращения Заказчика о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки ООО "ТД Биотех" (ИНН 9701130815) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку оборудования в рамках реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения (номер извещения в ЕИС - 0813500000124010006, далее - Аукцион), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
17.06.2024 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 10 168 000,00 рублей.
27.06.2024 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.06.2024 NИЭА1 на участие в закупке было подано пять заявок, две отклонены. Победителем признано ООО "ТД Биотех".
Протоколом от 09.07.2024 Общество признано уклонившимся от заключения контракта.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом, либо формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно ч. 9 ст. 37 Закона о контрактной системе если конкурс или аукцион проводится для заключения контракта на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, участник закупки, предложивший цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, наряду с требованиями, предусмотренными настоящей статьей, обязан представить заказчику обоснование предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара.
Согласно ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи: такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
01.07.2024 Заказчик направил на подписание проект контракта.
08.07.2024 до 23:59 - регламентированный срок для подписания проекта контракта.
05.07.2024 Общество подписало контракт, однако требований по ч. 9 ст. 37 Закона о контрактной системе не исполнило, а именно не предоставило одновременно с подписанием проекта контракта обоснование предлагаемой цены контракта.
Согласно пояснениям Общества, указанное произошло ввиду того, что ч. 9 ст. 37 Закона о контрактной системе не содержит указания на форму предоставления информации Заказчику, ввиду чего требуемое обоснование было направлено в адрес Заказчика 08.07.2024 почтовым отправлением.
09.07.2024 Заказчик разместил протокол признания Общества уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение, которое предполагает недобросовестное поведение лица, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины в уклонении от заключения контракта.
Согласно п. 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Наличие у антимонопольного органа сомнений в недобросовестности участника исключает возможность включения сведений о таком участнике в РНП, поскольку включение в РНП является исключительной мерой ответственности и применяется только к тем недобросовестным поставщикам, вина которых однозначно доказана, что подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.10.2021 по делу NА40-177069/2020, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.04.2019 по делу NА05-4547/2018 и др.).
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что Обществом в регламентированный для подписания срок был подписан проект контракта на площадке, однако не было предоставлено обоснование предлагаемой цены товара одновременно с подписанием проекта контракта.
Вместе с тем, Общество в подтверждение своей добросовестности, а также реального намерения исполнить не подписанный контракт на поставку оборудования, представило в материалы дела договор поставки с поставщиком оборудования ООО "КИЛЬ- Казань" от 26.06.2024 на закупку необходимого товара, то есть до направления Заказчиком проекта контракта.
В материалы дела также представлена банковская гарантия на оплату обеспечения исполнения контракта на сумму 630 416,00 рублей от 02.07.2024 NЭГ-1459921/24, на счет Заказчика, что подтверждает реальную возможность произвести оплату обеспечения в необходимом размере Обществом, и подтверждение отправки обоснования предлагаемой цены товара посредством почтового отправления 08.07.2024 в адрес Заказчика.
Таким образом, Общество предпринимало действия, направленные на заключение контракта с Заказчиком, заблаговременно до направления проекта контракта на подписание Заказчиком заключило договор на приобретение товара, требуемого к поставке, тем самым проявив намерение на его исполнение, в связи с чем у Комиссии отсутствуют основания полагать, что Общество имело умысел на уклонение от заключения контракта, и оснований для включения в РНП сведений об ООО "ТД Биотех" не установлено.
При этом, следует отметить, что Обществом при участии в аукционе была предложена цена в размере 6 304 160,00 рублей, при этом второй участник закупки предложил цену 10 167 999,99 рублей. Таким образом, с целью экономии бюджетных средств в размере 3 863 839,9 рублей относительно предлагаемой цены контракта вторым участником закупки, а также в связи с тем, что Обществом совершены все действия, предусмотренные законом, подтверждающие реальное намерение на заключение контракта, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу о необходимости выдачи предписания Заказчику об отмене протокола признания участника уклонившимся от заключения контракта от 09.07.2024, и обеспечения технической возможности подписания проекта контракта Обществу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "ТД Биотех" (ИНН 9701130815) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку оборудования в рамках реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения (номер извещения в ЕИС - 0813500000124010006) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Выдать Заказчику - Министерству здравоохранения УР предписание об отмене протокола признания участника уклонившимся от заключения контракта от 09.07.2024, и обеспечения технической возможности подписания проекта контракта с прикреплением документа во исполнении ч. 9 ст. 37 Закона о контрактной системе Обществу.
3. Материалы дела уполномоченному должностного лицу для принятия решения о возбуждении административного производства не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 12 июля 2024 г. N 018/06/104-603/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2024